Изучение восприятия младших школьников.
Изучение целостности восприятия.
1) Ребенку предлагается узнать предметы, изображенные с неполным контуром (см. приложение)
2). Ребенку предлагается узнать предметы, изображенные с наложенным контуром (см. приложение)
3). Дать ребенку сложить из частей геометрическую фигуру, предметную картину, сложную картину.
Изучение константности зрительного восприятия.
Ребенку предлагается узнать, что изображено на картинках, повернутых на 90 и 180 градусов.
Определение наличия иллюзорных восприятий.
Ребенку были показаны три отрезка и были заданы вопросы:
- равны ли отрезки?
- какой отрезок длиннее?
Восприятие пространства.
1) Посмотреть на предъявленные предметы и ответить на вопросы:
- что это?
- какой формы?
- какого цвета?
- какой величины?
- для чего используется?
2) Сгруппировать геометрические фигуры по форме, цвету, величине.
3) Сложить фигуры из палочек по образцу.
4) Задание по определению направлению в пространстве:
|
|
- вытянуть в сторону правую руку
- перечислить предметы, находящиеся в этой стороны
- тоже влево
- повернуть голову вправо, влево
- наклонить голову к правому плечу, к левому
- положить квадрат правой рукой спереди (перед собой), сзади, слева, справа, поднять вверх, опустить вниз;
Восприятие времени.
1) Назвать пять дней подряд без даты и дней недели.
2) В тексте Ушинского «Ленивый и прилежный» вставить: «сегодня», «завтра»:
«...........поучусь, а……….погуляю» - говорит ленивый.
«………погуляю, а……….поучусь» - говорит примерный.
3) Расположить название времен года в правильной последовательности.
лето |
лето |
4) Восприятие времени.
А) Экспериментатор производит 2 удара по столу, при этом он просит определить ребенка, сколько времени прошло от первого удара до второго (удары следует производить с интервалом в 1-2-3 секунды и в 1-2-3 минуты).
Б) Затем просит ребенка провести удары рукой по столу через те или иные промежутки времени.
Вывод: на основе тестов сделайте вывод о развитии восприятия. В чём своеобразие временного восприятия детей?
Приложение 7
Память.