Теория нарратива

ГЕРОИЧЕСКИЕ НАРРАТИВЫ

Определение

Нарратив в контексте данной книги — это последовательность героических со­бытий (экшенов), происходящих в разных контекстах: вымышленных (литература, кино, реклама) и реальных (политическая жизнь и т. д.).

Экшены, вестерны, мыльные оперы, комиксы, рекламы, фильмы о войне, фильмы-катастрофы, политические новости и т. д. активно используют нарративную схему.

Слово «нарратив» происходит от латинского narattio, narrare — говорю, связы­ваю, объясняю.

От причинно-следственной связи зависит то, как будет протекать действие внарративах.

Классические героические нарративы упрощают действительность. Причина заключается в том, что персонажи в них либо положительные, либо отрицатель­ные. Не существует переходов, как, например, в серьезной литературе типа «Пре­ступление и наказание».

Семантическое поле понятия «нарратив»

Словарь Роджета включает в это поле следующие понятия:

нарратив — анекдотический, хронологический, фантастический, фиктивный,
исторический, повествовательный, изложенный, сообщенный, пересказан­
ный, последующий;

нарратив — счет, анекдот, книга, хроники, хронология, описание, деталь,
сказка, история, линия, рассказ, анекдот «с бородой», халтура, рассказ, сооб­
щение, утверждение, сказка, версия, слух.

Некоторые из перечисленных слов выражаютто, что связано с рассказом исто­рий, с последовательностью событий, с условностью действия и т. д.

Схема нарратива

В схеме нарратива выделяют:

1) начало — нам представляют персонажей;

2) середину — ставится проблема и происходит ее разрешение;

3) конец — прославление.

Эта схема универсальна, и не имеет значения, идет ли речь о древнем мифе, су­персовременном экшене, комиксе 1930-х г. или рекламе вековой давности.

Схемой нарратива движет конфликт. По этой причине инвариантная (архети-пическая) структура нарратива такова:

• конфликт начинается, нас знакомят с персонажами;

• ситуация ухудшается — все возможные несчастья падают на голову главного
героя (протагониста);

• действие развивается до того момента, после которого нет возврата назад, —
герой должен либо победить, либо погибнуть;

• наступает кульминация — высшая степень напряжения, и здесь герой побеж­
дает злодеев.


ГЕРОИЧЕСКИЕ НАРРАТИВЫ

Такие нарративы по определению бесконечны. Моменты счастья и несчастья могут чередоваться до конца света. Идеальным примером этого служат мыльные оперы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: