Понятие науки. Методы научного познания

БЫТИИ

Вопросы:

1. Понятие науки. Научные методы.

2. История естествознания. Научные революции и смены типов рациональности

3. Рост научного знания. Панорама современного естествознания: наука и техника и современном обществе

Понятие науки. Методы научного познания

Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности. Знание – это проверенной практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека.Метод любого познания можно определить как некоторую специфическую процедуру, состоящую из последовательности определенных действий или операций, применение которых либо приводит к достижению поставленной цели, либо приближает к ней.

Научное познание отличается от обыденного системностью и последовательностью, как в процессе поиска новых знаний, так и при упорядочении всего найденного, наличного знания. Каждый последующий шаг в науке опирается на шаг предыдущий, каждое новое открытие получает свое обоснование, когда становится элементом определенной системы. Чаще всего такой системой служит теория как наиболее развитая форма рационального знания. Рациональный (от лат. разумный – соответствующий разуму, целесообразный, практический, всегда осмысленный. В противовес – «иррациональный»- недоступный рассудку (от лат. неразумный). То, что не может быть постигнуто разумом, что явно не подчиняется законам логики. Итог научного познания – научное знание, которое отличается от вне научного также как научное познание отличается от обыденного. В научном знании доминируют такие критерии как

– рациональность;

– логика;

– опыт;

– эксперимент;

– системность и т.п.

Научное познание невозможно без таких категорий как понимание и объяснение. Понимание - это способность понять смысл и значение чего-либо, и достигнутый благодаря этому результат. То есть - это, прежде всего, правильное понятие того или иного феномена. Объяснение – это функция научного познания, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта. Объяснить – значит пролить свет на какой-либо более или мене запутанный факт, путем установления того, зачем и почему нечто именно такое, а не иное; установление закономерности происходящего, в котором может быть включен и частный случай. Научное знание - это теория, подтвержденная практикой. Это особого рода творчество, нацеленное на изменении окружающей действительности.

Методы научного познания:

1. Восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным — конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более соответствующих действительным, называют методом.

2. Моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект, недоступный непосредственному исследованию заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих исследователя;

3.Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдатель искусственно изолирует ряд характеристик исследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров.

Для научного познания характерно наличие двух уровней; эмпирического и теоретического. Для эмпирического познания характерна фиксация фактов. Теоретическое познание — сущностное, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: