Эмоциональные компоненты раннего опыта клиентов обычно очень сильны. Поэтому важно исследовать воспоминания не торопясь. Попросите клиентов представить позитивные события прошлого, чтобы компенсировать возможные отрицательные
эмоции.
Гипотеза, лежащая в основе этой техники, находит подтверждение в работах такого известного теоретика, как Пиаже (Piaget, 1954). Он говорит о том, что мысли, ориентиры и убеждения, записанные в лобных зонах во время дооперациональной стадии развития мышления (в возрасте 2-7 лет), скорее всего, послужат базой многих видов логических ошибок. Во время стадии конкретных операций (в возрасте 7-11 лет) индивидуум не может абстрагировать реальность в терминах «если, то» и смотрит на проблемы конкретно. Все ложные интерпретации, накопившиеся в течение этих двух стадий интеллектуального развития, будут откладываться в долговременную память, и по мере взросления индивида избавиться от них ему будет непросто.
Если предположить, что эта гипотеза верна, становится понятно, что ранние ошибочные убеждения, которые были синтезированы в общий паттерн мышления клиента, должны быть, если клиент хочет приобрести более здоровое восприятие себя и окружающего мира, последовательно ресинтезированы.
|
|
Если эту технику проделать корректно, то она может привести к резким и драматичным изменениям в восприятии клиента. Терапевты психодинамического направления в своей практике часто используют элементы этого подхода. Когнитивно-реструктурирующий подход разнится с ними как в теории, так и на практике. Отличие состоит в том значении, которое придается активной коррекции ошибочных жизненных ориентиров, и в опоре на гипотезу о том, что предоперациональные и конкретные убеждения более доступны для сознательной манипуляции ими. На наш взгляд, борьба разражается не между сознанием и бессознательным или между подавленными конфликтами эго, суперэго и ид, а, скорее, между тем, что поддается проверке, и тем, что было когда-то по ошибке усвоено.