Каждый учебный элемент содержит раздел «Проверка достижений». Он служит для определения результативности каждого отдельного шага в обучении. Однако одних только тестов проверки достижений недостаточно для контроля за формированием более крупных умений. Для решения этой задачи следует применять иные формы контроля, позволяющие производить обобщение и систематизацию знаний по теме или разделу. К ним, в частности, относятся:
• контрольные работы;
• творческие работы;
• дидактические и деловые игры.
Контрольная работа может включать задания, обобщающие материал нескольких учебных элементов, которые обучаемые должны выполнить без обращения к этим УЭ или опорным конспектам.
Например, при изучении темы «Архивация» содержание контрольной работы может быть таковым:
> произвести архивацию с использованием архиватора arj;
> произвести архивацию с использованием архиватора pkzip;
> сравнить результаты архивации и сделать выводы;
> просмотреть содержание архивного файла в первом и во втором случаях;
|
|
> извлечь файлы из архива в первом и во втором случаях.
Творческие работы целесообразно проводить по тем темам, где учащиеся должны продемонстрировать способность применять полученные знания в новых условиях или даже создавать новую информацию, предлагая оригинальные способы выполнения работы.
Например, результатом освоения текстового редактора Word может быть выполнение творческой работы «Реклама специальности» (для профессиональных училищ) или «Реклама предмета» (для школьников).
Для такой творческой работы может быть предложено следующее задание:
Создайте макет рекламного объявления:
> расположите рекламный текст так, чтобы придать ему «приятный ритм»;
> подберите шрифты, соответствующие стилю рекламного текста;
> предусмотрите обрамление рекламы, которое будет привлекать к ней внимание
и побуждать к прочтению текста;
> оформите рекламный текст иллюстрациями (графическими изображениями), кото
рые:
> подчеркнут убедительность изложенных в нем доводов,
> уточнят содержание рекламы,
> будут интересно «вплетены» в основную рекламную тему.
Деловые и дидактические игры могут использоваться в целях итогового контроля. Например, итогом изучения темы «Устройство современного компьютера» может быть деловая игра «Покупка домашнего компьютера», а для завершения темы «Защита от компьютерных вирусов» может служить дидактическая игра «Суд над компьютерными вирусами».