Если на первой стадии - чтобы растормозить речь. Здесь для растормаживания глаголов. Используются фразы. кот актуализируют глаголы
мой дядя самых лучших правил, когда не в шутку...
Так же здесь используется метод введения слова в различ связи.
Глав направленность - наработка связей с глаголами. Как это происходит. Напр перед больным выкладывается ряд предметных картинок и дается какой-либо глагол, кот отрабатывается, напр глагол играет
Больной должен подобрать картинки. Играет человек, шахматист, ребенок.
После того. как подобрал, мы складываем. Если чел м писать, это записывается в тетрадь. В результате возникает связь существительного и глагола.
Здесь раб над этими связями. Можем дать задание подобрать к глаголу синонимы или антонимы оживляем эти связи глагола.
След прием - классификации окончаний.
У больных возникает такая вещь как агграматизмы. Мы создаем условия. кот позволяют отработать правильное произношение
Дается картинка - художник рисует карандашом - и окончания ом..ем..
Идет отработка правильного окончания.
4. На этой стадии чел уже произносит целостные конструкции, отдельные фразы простые, и далее мы переходим к след стадии. Задача кот - восстановление фразой развернутой речи.
До этой стадии не все больные м дойти. Набольший положит рез у больных, у кот это нарушение единственное - зона Брока. Мы м подключить другие зоны, и наруш будет преодолено. При инсульте обычно еще что-то задето. Напр м быть наряду с эффер проблемы фонематич слуха и тогда все сложнее.
Если дошли до этой стадии - восстанавливаем фразовую речь
Даем картинки просим разложить по порядку.
Больной д составить небольшой рассказ. Т е не просто составить рассказ. Картинки будут для него опорами. Опираясь на них он сможет вязать в целостную структуру.
Важно усвоить общую направленность
Начинаем с того, что больше всего нарушено - патологич инертность и дальше идем вперед
Вначале боремся с инертностью на уровне звука.
На послед стадиях видим. что м произносить отдельное слово и его персеверирует. И т д. Это очень длительный и трудоемкий процесс. Требуются колоссальные усилия специалистов. В реальности больные лежат в клинике около 3 недель, там с ними занимаются. Потом дается направление в центр восстановления речи - там еще 3 недели. Потом домой - и туда приходит логопед. Очень многое зависит от логопедов. На западе мало кто этим занимается.
Мы рассмотрели кратко.
Это общая схема. от кот можно отходить. Надо учитывать конкр нарушения и специфику конкр больного. Все проходит через личность. Надо правильно общаться. Правильно подавать задание. Это сложная, целостная система. Включает технич сторону. И это взаимодействие двух личностей. Если просто применять методы. без учета личности, это не всегда даст положит результат.
Дома читать учебник. 2 книги Цветковой -афазия и восст обучения
И нейропсихологич восстановление больных.
В книге нейропсихологич реабилитация - более подробно. Надо прочитать усвоить общий подход.
Этот курс один из самых сложных на кафедре и потом либо люди усваивают, или нет усвояемости.
Начнем рассматривать след форму -
Афферентная мот афазия.
Строение двиг анализатора - рол борозда. Спереди двиг. сзади сенс
- Зона пораж нижнетеменные зоны мозга
- Цент мех - нарушение кинестетических ощущений.
- Цент дефект - нарушение тонких артикуляторных движений. приводящее к невозможности найти нужное положение губ и языка при произнесении звуков и слов.
Этот мех тот фактор м нарушаться не только в речи
- Рука -лопата - движение сохраняется, но оно теряет плавность
- Кинестетич праксис позы пальцев - это в неречевой сфере - может дать подсказку
- При исследовании органов артикуляции просим выполнять движения языком. губами надуть щеки, высунуть язык влево - вправо и тд.
- Плюс просим выполнить символич действия - плевок, поцелуй. Если аффер - это четко показывает. Эти больные не м изобразить ни поцелуй, ни плевок именно в символич сфере. В реальности они смогут
- В клинич картине
- при груб форме м полностью отсутствовать речь. как и при эффер мот.
- При более легких формах у них возникают литеральные парафазии по мот типу - больные путают звуки, кот близки по способу происхождения л д н т. М б п.
В реальной картине могут путаться другие звуки. Но эти страдают в первую очередь
Речь экспрессивная страдает в первую очередь