Вопрос 27: вы уверены, что христианство не враждебно науке

Я в этом уверен, но многие современные апологеты науки стремятся создать впечатление, будто христианство ей враждебно.

«Религиозная практика должна быть признана антинаучной», — писал Джон Мэддокс, редактор всемирно известного и уважаемого научного журнала Nature.

Эти слова могли бы шокировать отцов современной науки, большинство из которых были верующими христианами. Это Коперник, Ньютон, Линней и другие. Историки свидетельствуют, что христианство фактически способствовало научному прогрессу.

Вот несколько примеров. Согласно языческим воззрениям, мир держался на всевозможных речных богинях, богах солнца, астральных божествах. Но первая глава Книги Бытие демонстрирует жесткое противостояние этим представлениям: природа не должна обожествляться, ибо она сотворена Богом. Солнце и Луна — не боги, а всего лишь небесные светила, поставленные на свои места, чтобы служить Божьим целям.

Вся эта прекрасная система солнца, планет, комет могла возникнуть только по замыслу разума, принадлежащего могущественному Существу. Исаак Ньютон, сб. «Дух науки»

Языческие верования оказались камнем преткновения на пути науки, поскольку, если природа являлась объектом религиозного поклонения, проникновение в ее тайны было весьма спорно. Но христианство учило, что природы нельзя бояться, как нельзя и обожествлять. И только в этом случае — только в этом! — природа могла стать объектом научного исследования.

Другим решающим моментом для науки было представление об упорядоченности природных процессов, тоже пришедшее из христианской доктрины. Разумность и надежность, присущие Господу, подразумевают, что Его творение так же рационально и строго упорядоченно. Первые ученые называли этот порядок естественным законом. Сегодня это настолько общеизвестно, что нам трудно представить, сколь уникально было открытие естественного закона когда-то. Однако, по мнению историка А. Холла, никакая другая культура не применяла слово закон к природе. Идея существования законов природы возникла как следствие библейского учения о том, что Бог одновременно и Творец, и Законодатель.

Эксперимент как научный метод также обязан своим появлением христианству. Поскольку не мы, но Бог силой Своего разума направляет и упорядочивает природные процессы, мы не можем только наблюдать за этим со стороны и делать правильные научные выводы, поэтому без экспериментов наука развиваться не может.

Например, когда Галилей решил убедиться, что десятифунтовое ядро падает на землю быстрее, чем однофунтовое, он не стал рассуждать о «природе» ядра, подобно своим современникам-философам. Вместо этого он выбрасывал пушечные ядра из окон Пизанской башни и наблюдал за результатами. Некоторые исследователи называют историю Галилея апокрифической, но от этого дело не меняется: Галилей и другие его единомышленники, закладывавшие основы науки, решительно утверждали в своих работах, что пути Творца не совпадают с нашими, что мы можем познавать их только с помощью эксперимента и наблюдения.

К началу страницы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: