- Мы стараемся не перегружать детей
разными «мероприятиями». Наша главная
забота, чтобы они хорошо отдохнули...»
Из интервью одного Начальника
летнего лагеря одной газете
Нравится ли вам такая «забота» о детях?
Каждое лето, посещая детские летние лагеря, в большинстве из них я наблюдаю одну и ту же безрадостную картину: дети «отдыхают». Схема этого «отдыха» проста: днем - ничего (может быть, футбол или речка), вечером - дискотека. Диско-тека – это вообще единственное, ради чего есть смысл ехать в лагерь.
Но этот детский «отдых» просто ничто по сравнению с тем, как в таких лагерях «отдыхают» (по ночам особенно) го-спода вожатые и их многочисленное руководство. После активного ночного отдыха потребность в отдыхе дневном зело ог-ромна.
Есть руководящая установка – занять чем-нибудь на летний период наше светлое будущее. (Чтобы в этот же период было меньше головной боли у милиции.) Раз есть такая установка, то ее надо выполнять. Худо ли, бедно ли, это дело финан-сируется, и начиная с июня, миллионы счастливых деток занимают свои койки в корпусах и домиках. Теперь чада из рук ро-дительских-учительских переходят в руки вожатых и методистов по воспитательной работе...
И вот тут-то как раз и ничего не происходит. Тезис о том, что детки за год «ну очень устали от всяких мероприя-тий», с восторгом подхватывается всем педсоставом, и с этой минуты педсостав свободен. Свободен от работы, от поисков, беготни, головной боли, переживаний, а заодно и великих радостей вдохновенной и результативной работы. А ведь счастье – это когда получается.
Впрочем, доводилось мне нередко видеть и исключения. Например, есть лагеря, где «мероприятия» проводятся поч-ти каждый день. При этом вожатые жалуются на большие перегрузки, а дети – на то, что они приехали отдыхать, а их страш-но загоняли. И действительно, можно ли такое выдержать – почти каждый день мероприятие.
Список этих творческих дел стандартен и не меняется со времен Лучшего Друга Детей: «Поиск сладкого дерева», «День бантиков», «Вечер сказки», «КВН», «Мисс лагеря», «Непознанные тайны». «Два корабля» и т.д.
Но Ее Величество Дискотека по-прежнему остается главной детской святыней.
Никак не могу утверждать, что детям в этих лагерях не нравится, что они не плачут в день разъезда и не обожают своих вожатых. Напротив. В нынешних условиях малой вожатской зарплаты и отсутствия обязательной практики для студе-нтов в лагеря едут в большинстве своем энтузиасты - милейшие молодые люди, искренне любящие общение с детьми и по-тому детьми в ответ любимые.
В общем, все довольны.
Особливо довольны родители, а проверяющие начальники просто тащатся:
– В достаточном ли количестве отпускается корм для наших дорогих детишек? – первым делом спрашивает «внезап-но» нагрянувшее Начальство.
– В очень достаточном, – бодро отвечают Начлаг и Завстоловой. – Остается больше, чем съедают. Вчера, аж, бак для пищевых отходов лопнул.
– А соблюдаются ли правила купания и солнечного прогревания контингента? – не унимается Начальство.
– Свято н неукоснительно! Все в панамках, а к воде мы их близко не подпускаем! – рапортуют Физрук и Плаврук, дыша в сторону.
– Ну, а всевозможные мероприятия, призванные укреплять, углублять и расширять в детях буквально все, в лагере проводятся?
– Обижаете, Начальники, – шмыгают напудренными носами Старшаявожатая и Замповоспитательнойработе. – Чуть ли не каждые три дня что-нибудь организуем, упарились просто.
– Значит, абсолютно, абсолютно все в порядке?
– Сами удивляемся – ну так все хорошо, что можно даже и поменьше.
– Молодцы, товарищи Ответственныезажизньздоровье! Надо бы вас и на следующий год снова назначить в этот лагерь!
– Уря-а!
Скучно на этом свете, господа! Так было и так будет почти всегда, почти везде, ибо войну с человеческой пошлос-тью выиграть невозможно. Но это не значит, что от борьбы надо отказываться. Были, есть и будут из этого правила исключе-ния. Были, есть и будут вожатые и педагоги, которых этот гадкий «отдых» устроить никак не может. Именно им – творящим, выдумывающим, пробующим, тем, кто ошибается и исправляет, кого съедает руководство, но кого обожают и боготворят де-ти, – им предназначены эти несколько десятков страничек.
Результат месячной работы землекопа – котлован, инженера – чертеж, кандидата педагогических наук – умная ста-тья. А каков же должен быть результат трех десятков дней работы вожатского коллектива?.. Привесы? Это задача поваров... Загар?.. Но это все солнышко, при чем тут вожатый?
Ненацеленность на конкретный результат – вот главный порок всей работы многих воспитателей. «Мы приняли де-тей такими. Что собираемся получить на выходе?» - этот вопрос, должен волновать каждый педагогический коллектив.
Когда в конце 50-х ленинградский профессор И.П. Иванов организовал свои знаменитые Фрунзенские коммуны, то это было потрясение всех основ педагогического мироздания. Методика Иванова с огромной быстротой облетела лагерные пространства (одним из первых был легендарный «Орленок»), завоевала тысячи сторонников...потом ее начали потихоньку душить... и в настоящее время она почти забыта. Ее последнее пристанище – лагерные сборы актива и прочего детского кон-тингента, проводимые разными педагогическими отрядами энтузиастов. В том числе и у нас в Воронеже.
Более трех десятков лет существует и продолжает работать педагогический отряд «Искра»; огромной популярнос-тью пользуются сборы «Индейцы», «Славяне», «Разведчик», «Юный десантник» и др. Каждый из них вносил и продолжает вносить в эту методику все новые и новые разработки дел, интересные находки и «изюминки». Хотя многие участники этих педотрядов уже не знают имени Иванова. Не знают, что именно он и его сподвижники придумали Вечерний огонек: «День отшумел...», Вечернее дело и многое, многое другое.
Книги самого И.П. Иванова, а также его единомышленников и последователей (С. Соловейчика, Е. Лутошкина и многих других) ранее издавались большими тиражами и наверняка не все исчезли из библиотек.
В этой небольшой книжечке вы найдете кое-что из опыта Воронежского педотряда «Эврика», в котором мне посча-стливилось работать более десяти лет. Здесь некоторые наши взгляды и подходы, разработки творческих дел, репертуар для самодеятельности. По старой традиции мы называем себя не Вожатыми, а Комиссарами и не видим в этом слове ничего та-кого или эдакого.
Для нас принцип работы: «побольше свободного времени, а мероприятий поменьше» является абсолютно неприем-лемым, вредным и злокачественным. Нет более страшного врага для ребячьих душ, чем «свободное время». Так называемый «отдых» порождает скуку, леность, склоки. Как на дрожжах взрастают мальчишечьи, девчачьи и смешанные группировки, «дружащие» против других группировок. «Ихний второй отряд – плохой, а наш третий –круче всех». Агрессивность и нез-доровые взаимоотношения – единственный результат, который можно получить при желании дать детям «настоящий от-дых»... Врагов от скуки ищем...
У нас, не один год проработавших на сборах и в летних лагерях, есть одна истина, не требующая доказательств. Лу-чший отдых – это постоянное творческое напряжение, высокий темп жизни, изобилие волнующих событий. Как никогда ак-туален ныне девиз, пришедший к нам из Фрунзенских коммун: «Все дела творчески, а иначе зачем?».
Пусть никто не сомневается, что главное, за чем ребята едут в лагерь, - это общение друг с другом. Была б тусовка... Но общение не может быть «вообще». Спорить, оценивать, радоваться и огорчаться можно только по поводу «чего-то». Без событий нет эмоций, а следовательно, и общения. Выигранный у другого отряда футбольный матч зачастую бывает единст-венным за весь день поводом для живого, захватывающего обсуждения. На смену этой теме очень быстро приходит перемы-вание косточек отлучившемуся товарищу или пустейший, бессмысленный треп ни о чем.
Но если день прожит бурно и насыщенно, если за 16 часов очень, очень много всего происходит – так много, что ве-чером не все и вспомнишь, – вот тогда мы получаем совсем другую картину детского отдыха. И эта картина настолько пот-рясает, что с непривычки можно и остолбенеть.
Посторонний человек, случайно заглянувший в лагерь, где проводится сбор, обычно столбенеет: «Не верю!.. Что?.. Почему?.. Где?.. Где вы таких удивительных детей набрали?». А дети-то самые что ни на есть обыкновенные. Только они не маются дурью, под названием Отдых, а делают Дело. А для Дела требуется уйма энергии и только положительной. Посто-ронний человек, приятно пораженный, уходит. Раньше он о таких детских коллективах читал только в детстве, в утопичес-ком журнале «Пионер». Но Утопия возможна.
День, прожитый без десятка событий - пуст, никчемен, вреден и прожит зря! Но если все так, как надо... Происходит то, что иначе как «обыкновенное педагогическое чудо» и не назовешь. Уже буквально к концу второго дня сбора с детьми явно и очевидно что-то происходит. Они меняются. Они становятся такими, про которых говорят: «очень хорошие дети» или «просто с ума сойти, какие дети» или «таких детей не бывает»... В процессе такого общения у ребят все больше и больше на первое место выходят доброжелательность, радость от возможности доставлять радость, предупредительность и все то, от чего возликует сердце вожатого. Сбывается мечта Б. Окуджавы призывавшего: «Давайте говорить друг другу комплимен-ты». И путь к такому результату один: ни минуты покоя и творчество, творчество, творчество.
На десятках сборов мне довелось работать с детьми, подростками, студентами вожатыми. Это был очень разный ко-нтингент: сельские и городские ребята, трудные подростки и школьные активисты, победители олимпиад и дети с отклоне-ниями в развитии. Но каждый раз я не уставал поражаться тому, как здорово, как безотказно и эффективно работает эта ме-тодика. Три-четыре дня и... откуда взялось в них столько хорошего и куда делось все плохое? И наступал час прощания с на-шими временными питомцами. И не стесняясь слез, рыдали даже сильные, накачанные мальчики. И мы, конечно же, смахи-вая навернувшуюся влагу, тем не менее, испытывали ни с чем не сравнимое чувство радости очередной педагогической по-беды. Прав, тысячу раз прав профессор Иванов.
Конечно, среди прочитавших эти строки найдутся те, кто поймет все вышеизложенное как другую крайность – детей надо загонять, как скаковых лошадей. Но вы, надеюсь, не из их числа. Насыщение прожитых дней разнообразными делами – вещь необходимая, но однозначно недостаточная недостаточная. Педагогический талант, творческий огонь и безграничная любовь к своим питомцам все еще относятся к категории высших вожатских добродетелен.
Придумать совсем новое дело или раскрасить старое новыми красками, на первых порах начинающему вожатому бывает очень трудно, не говоря уж о детях. Вот тут и могут пригодиться разработки и сценарии тех, кто уже прошел этот те-рнистый путь. Надеюсь, и эта моя маленькая книжечка окажется некоторым образом небесполезной.
Хотелось бы сразу оговориться, что принципиально новое дело придумать чрезвычайно трудно. Все на свете уже где-то было. Закон Мэрфи для вожатых: «Любое КТД уже было и давно всем надоело». Но привнести свежую струю, обога-тить интересными подробностями, дать новый поворот сюжета можно и нужно. Поэтому основные наши творческие усилия и «мозговые штурмы» были направлены именно на это.
И еще. Воздавая огромную дань уважения открытиям И.П. Иванова и его последователей, хочется, заметить, что время не стоит на месте и нынешняя система воспитательных ценностей несколько иная. На дворе XXI век и коммунистиче-ская аксиоматика, идеологические акценты, столь серьезно воспринимаемые тогда, сейчас, даже на лагерных сборах РКСМ, выглядят неуместными. Поэтому лично я при разработке предлагаемых ниже дел и сценариев руководствовался принципом: «С Ивановым вперед, но не назад к Иванову». Многое из коллективно-творческих дел первых Фрунзенских коммун лично мне кажется слишком детским, порой примитивным, наигранным и, и извините. религиозным. Все-таки было много в тех коммунах эдакого показного, культивировалась готовность каждой отдельной личности принести себя в жертву массам, дети упивались своей «хорошестью» и «верностью коммунистическим идеалам». Один писатель однажды сказал про них: «Вот это и есть настоящее коммунистическое воспитание.» (!)
Например, несколько лет назад я был гостем на одном сборе, который проводил дружественный нам педотряд. И на-блюдал мероприятие под названием Факельное Шествие. Зрелище было очень грандиозное и имело сильное эмоциональное воздействие. Кто осмелится возражать, что возложение венков к братской могиле павших в Великую Отечественную войну, дань – памяти дело не святое? И действительно, мероприятие удалось на славу. Колыхалось пламя факелов, звучала песня «Вспомните, ребята», торжественно плыли венки. Самые искренние рыдания девочек и мальчиков оглашали эту площадь скорби. При подведении итогов недели все дети единодушно назвали Факельное Шествие лучшим мероприятием сбора. Они собой очень гордились. И тогда я спросил их: «Можете ли вы назвать хотя бы несколько имен тех, кто похоронен в этой мо-гиле? Не расскажете ли вы мне, при каких обстоятельствах погиб этот батальон?» Ответом было молчание... И тогда я еще спросил: «Может быть, не надо было устраивать это слезоточивое шоу, а лучше узнать, не проживает ли поблизости ветеран войны, которому нужно наколоть дров, а оказав старику помощь, пойти в лес, нарвать скромные букетики и без лишнего шу-ма просто положить их на могилу?»... Меня попросили в этот лагерь больше не приезжать.
С. Соловейчик в своей замечательной книге «Воспитание творчеством» (1972 год) с восторгом описал похожее ме-роприятие от Фрунзенских коммун. Только там детей 22 июня в 4 часа утра выводили к колосящемуся полю, но рыдания бы-ли такими же упоительными. Дети буквально захлебывались от восторга перед самими собой.
Педагоги, вожатые, комиссары! Работайте, воспитывайте, сейте разумное и доброе!.. Только делайте это искренне, врать, право, не стоит.
Очень популярны сейчас так называемые сборы-погружения. Там роли раздаются в первый день и их стараются иг-рать до самого разъезда. Например, если это сбор «Средневековье», то всю неделю дети и вожатые ходят в капюшонах, на-зывают свои отряды провинциями, девочек – прекрасными дамами, мальчиков – рыцарями, концерт худсамодеятельности – мистерией, а дискотеку – карнавалом. Легко представить терминологию сборов «Юнга». «Индейцы», «Юный спецназовец». Не нахожу ничего плохого в том, чтобы веранду всю неделю обзывать «палубой», а Старшего Комиссара - Капитаном кораб-ля, но самому мне это не до конца неинтересно.
Мне больше по душе сборы с разнообразием игр. Каждая игра не более чем на пару часов. Причем то, что это всего лишь игра постоянно подчеркивается. А вся терминология, костюмы, реквизит, сама подача доводятся до полного абсурда.
Например. БАЛ ПОЛНОЛУНИЯ у нас всегда заканчивается тем, что мы сжигаем на костре свои маски и бумажные элементы костюмов и с этой секунды вновь обращаемся друг к другу по имени. А в военной игре СТРАТЕГИЯ у нас некие Рукосуи объявляют войну неким Шибинникам по поводу того, как правильно следует писать слово «матрац». И эта бредяти-на позволяет даже в минуты самого отчаянного единоборства не терять чувства юмора и ощущения игры.
Такой подход мне представляется никак не лучше и не хуже метода погружения, просто он другой.
Вообще-то на наших необъятных просторах у отдельных педотрядов лагерная педагогика ушла далеко вперед. Ка-ких только новейших, высокоэффективных программ не разрабатывается и не осуществляется. Каких только революцион-ных принципов не исповедывается и не культивируется. И в этом-то разнообразии есть главное завоевание демократии – свобода выбора. А что может быть ценнее?
В конце концов, всякий родитель имеет право решать, - куда отдать на пару и свое любимое чадо: в ласковые руки православной церкви или загребущие клешни «Школы выживания»; под алые кумачи Пионерии или индейские вигвамы.
Увы (а может быть к счастью) педагогика, как всякое искусство сильно подвержена моде. То совали всюду пресло-вутое «коммунистическое воспитание», а, насовав, – негодовали. То носились с «педагогикой сотрудничества», а потом бо-ролись с ней. То звали всех «назад к природе» и одновременно к всеобщей компьютеризации. Теперь проповедуют отказ от режима, свободу выбора, «развивающие подпрограммы» и (вот ужас-то!) уважение к личности ребенка.
Как мне представляется – все системы хороши. Результат зависит от личных качеств господ воспитателей и финан-сирования. Был бы талантливый педотряд, а система приложится. Ей-богу, воспитанники Макаренко с портретами Сталина в руках, были по своим душевным качествам ничем не хуже комсомольских активистов 70-х или нынешних скаутов сильно за-вязанных на религии и экологии.
Данный труд не отрицает ни одну из методик, не наезжает ни на один педагогический принцип.
Если сравнить лагерную педагогику с театральным творчеством, то можно провести небольшую аналогию. При всем изобилии театральных школ (система Станиславского, метод Брехта, театр Виктюка, отказ от сцены, арт-анангард и т.д.) все театры, тем не менее, не могут изменить одного и главного – текстов пьес, которые они превращают в спектакли.
Так и в лагере: какой бы подход педколлектив не исповедовал бы, но сказку Филатова «Про Федота-стрельца» ста-вят все и соревнования а-ля «Веселые старты» проводят опять таки все же. И назови ты ночное заседание вожатых «Советом старейшин». «Собранием архонтов» или «Раздумьями волхвов» - планерка останется планеркой и никому содержание этой драмы (или комедии) не изменить.
Вот эти самые пьесы, дорогие коллеги, вам тут в основном и предлагаются.
Остальное – эмоции.. И они в тексте тоже присутствуют. А как же без них? Наша работа – дело эмоциональное и без избытка чувств ничего не выйдет.
Все, что до сих пор делали мы – это то, что всегда срабатывало в условиях ужасающей бедности, полного непонима-ния со стороны всевозможных начальников и неисчислимых организационное трудностей. Эта система прекрасно работает в тех убогих лагерях, в которых все костюмы делаются из штор и простыней, а рисунки – кирпичом на асфальте.
И есть только дети, невкусная каша и море энтузиазма.
Все предлагаемые дела и сценарии вполне можно проводить как в лагере, так и в стенах школы. Некоторые оригина-льны и неповторимы, некоторые имеют первоисточники и безымянных прародителей. Но все они имеют свои собственные творческие трактовки и прекрасные отзывы тек. кто их «в живую» делал или участвовал.
Творите, выдумывайте, пробуйте. И пусть ваши напряженные труды и поиски окупятся блестящими педагогически-ми результатами, любовью и благодарностью ваших питомцев.
Ну, а я охотно с вами пообщаюсь, если вы напишете мне по адресу: Е-mail: lasukoff@mail.ru
ПЛАН
- У вас есть план, мистер Фикс?
- У меня всегда есть план...
Из мультфильма
Сбор начинается с вешалки... То есть в том смысле, что когда приступаешь к его планированию, то это – вешалка. Хороший, сбалансированный план – есть половина успеха всякого сбора Искусство составления плана уходит корнями в да-лекое комиссарское прошлое, а ветви его в опыте, умении обобщать и переписывать прошлогодний план.
Много ночей уходит на то, чтобы расположить все дела сбора в педагогически целесообразном порядке, просчитать примерную продолжительность каждого из них с точностью до секунд. А еще нужно расписать каждое дело во всех подроб-ностях, постоянно держа в уме способы преодоления неисчислимых технических, творческих и (самых непреодолимых) материальных трудностей. И все это для того, чтобы уже на сборе менять этот план по три раза на дню.
Я предлагаю вам. уважаемые коллеги, не мучиться и ознакомиться с реальным планом лагерного сбора «Зеленый гусь-99», который наш педотряд провел осенью того же года для старшеклассников, активистов художественной самодеяте-льности школ города Воронежа. Поэтому дела в нем подобраны в большинстве со сценическим акцентом. Для военно-спор-тивного или туристского лагеря он годится, но не так чтобы очень.
Ecли какие-нибудь директора школ вкупе с родителями сойдут с ума и доверят вам с полсотни детей, а добрые, до-верчивые дяди дадут лагерь и деньги – смело берите все описанное ниже и воплощайте.
Наш путь: события, события и события.
События породят общение.
Общение породит радость бытия.
Радость породит педагогический успех.
Успех либо будет развит потом в городе и школе, либо постепенно все затухнет без подпитки.
Но методика этой самой подпитки это уже совсем другая (хотя и нисколько не менее важная) проблема.
Когда-нибудь она меня обязательно, обязательно взволнует.
В этом плане много непонятных названий, но в последующих главках все эти самым подробнейшим образом расши-фрованы и описаны с примерами. Если название дела набрано ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ – значит в книжке имеется про него глава
Надеюсь, что все написано легко, методически понятно и, как говорится, (прости, господи, мою неуемную скром-ность) «живым, доступным языком».
Все дела неоднократно опробованы на самых настоящих (без примесей) детях, и в будущих результатах сомневаться (мне) не приходится.
Однако даже самую великую пьесу можно поставить бездарно. Верно и обратное – талантливый постановщик может вытащить любой графоманский бред на уровень шедевра и обессмертить свое педагогическое имя. Этот гений, – конечно, вы, уважаемый читатель и коллега.
В общем, если вы проведете какое-нибудь из предлагаемых дел, и дети скажут про него «не понравилось» – одно из двух: либо вам не надо быть комиссаром (вожатым), либо мне прекратить сочинять методические пособия.
Итак, перед вами план шестидневного лагерного сбора. Этот план сгодится для любого контингента подростков и молодежи. При точном, настойчивом воплощении и доведении до конца – результат обязательно будет хорошим. Попробуй-те – получится. Хоть «мы с тобою, старина, не боги», но мы и не горшки, которые эти самые не боги обжигают.
Сначала дается план каждого дня целиком, расписанный по минутам, а затем подробное, надеюсь, описание того, как готовится и проводится каждое дело. Есть таблицы. схемы и милые рисунки, сделанные членами городского штаба стар-шеклассников «Эврика». Потом переход к следующему дню и все описание повторяется сначала.
Но повторюсь: вся это тщательно составленная и продуманная писанина будет опрокинута и видоизменена живой сборовской действительностью. Какое-то дело на полчаса затянется, какое-то непременно слишком быстро пролетит. Обеды и ужины по любому не будут накрыты вовремя никогда. Пару раз в лагере погаснет свет, раза три сгорит усилитель, а уж до-жди, без всяких сомнений, будут идти всегда, когда по плану мероприятие под открытым небом.
И от подобных напастей спасет только философский подход к делу, чувство юмора и умение быстро план переде-лать. Переделанный план размножается Дежурным Комиссаром и рассылается по отрядам фельдъегерской почтой. Получив очередное изменение, Отрядные Комиссары стискивают зубы и, засосав от негодования носом кубометр воздуха, продолжа-ют, как ни в чем не бывало.
Ну что ж, безумцы-вожатые, которым больше всех надо и никак не сидится спокойно дома. Вперед! Шесть долгих (как вспышка молнии), насыщенных дней (мгновений) ждут нас впереди...
Но, что это?..
Что за пыль на дороге?..
Это автобусы с детьми уже подъезжают к лагерю.
По места-ам!
ДЕНЬ 1
До 10.00 Заезд в лагерь. Медосмотр.
10.00 - 11.00 ЗУБЫ и АПТ параллельно для двух половинок заехавших.
11.00 - 11.15 БОЛЬШОЕ РУКОПОЖАТИЕ.
11.15 - 11.45 РЕЧЬ СТАРШЕГО КОМИССАРА.
11.45 - 12.00 Распределение по отрядам. Представление комиссаров своим отрядам.
12.00 - 12.30 Вещи складываются и запираются в одну из комнат. ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО.
12.30 - 13.20 ПНД с конкурсом динамичных приколов.
13.20 - 14.00 Обустройство кроватей, тумбочек, вынос мусора на помойку. (Вожатые-романтики обзывают это «Операцией «Уют»)
14.00 - 14.30 Обед.
14.30 - 16.30 Отрядное время: КТД (Коллективно-Творческое Дело), подготовка к ЛИНЕЙКЕ ОТКРЫТИЯ.
16.30 - 17.15 ЛИНЕЙКА ОТКРЫТИЯ.
17.15 - 18.30 Отрядное время по планам Отрядных Комиссаров.
18.30 - 19.30 РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСЕН.
19.30 - 20.00 СПЕВКА.
20.00 - 20.30 Ужин.
20.30 - 22.00 Подготовка к вечернему делу.
22.00 - 23.00 Вечернее дело ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОТРЯДОВ.
23.00 - 00.30 ОГОНЬКИ ЗНАКОМСТВ.
00.30 Отбой.
01.00 Совет комиссаров.
Планы каждого дня размножаются в неисчислимых количествах, вручаются комиссарам и командирам, вывешива-ются во всех людных местах на огромных листах ватмана, пачками разбрасываются в помещении штаба... Все это для того, чтобы к середине дня все ходили и спрашивали: «А что у нас сейчас по плану?»
Первый день – это введение в сбор. Самый трудный и самый решающий самый конфликтный и бесконечно длин-ный. Давно замечено, что сбор в целом пролетает как одна секунда, но первый день не кончается никогда.
План первого дня не предполагает ни одного серьезного мероприятия. Только здоровый юмор поможет преодолеть все естественные преграды, возникшие между детьми и комиссарами в первые часы после заезда.
План первого дня – это знакомство всех со всем и со всеми. Огромный поток новой информации и впечатлений. Эмоции скачут от предельно положительных до крайне упаднических.
Главный объект внимания у ребенка, конечно, свой отряд. Присматриваются будущие друзья, вероятные недруги и объекты любовных воздыханий. Идет проверка на прочность «этих... как они там называются?.. «комсорги» что ли?.. приду-мают же ерунду какую...».
План первого дня учитывает, что первые эмоции у многих (и даже большинства) детей будут отрицательными. Как часто, мне доводилось слышать от ребят: «А вы знаете, в первый день у нас было одно желание – подхватить рюкзак и уе-хать домой». Представьте себе самого обыкновенного мальчика или девочку, которые если и бывали в летних лагерях, то привыкли к тому, что, попадая туда, нужно сразу решить две проблемы:
а) занять лучшую койку;
б) узнать, до скольких сегодня будет дискотека;
в) разведать, где тут дырка в заборе, чтобы сматываться по ночам на речку.
И это все. Ходи по лагерю, присматривайся, определяй, с кем и против кого будешь дружить. А тут такое...
Первые часы для многих, кто попадает на сбор, – это шок.
Адаптация, она на то и адаптация, чтобы быть делом нелегким. Кто-то из приехавших пленяется сразу, кто-то – к ве-черу, а кто-то сопротивляется до утра второго дня. Но я еще не видел среди детей ни одного борца за права и свободы, кото-рый к началу второго дня не складывал бы оружия. Встречаются очень, очень редко маргиналы, которые ни за что не борю-тся, а просто тихо покидают лагерь.
План первого дня, воплощенный тютелька в тютельку и доведенный до отбоя – это первая и огромная победа, мож-но смело открывать шампанское... Шутка, шутка, кто там уже начал скидываться!!!
Но все по порядку, то есть по плану. Дети с чемоданами стоят у ворот и смотрят на вас с большим подозрением. Вы им явно не нравитесь. Мамочки!.. Может не надо?.. Вдохнули... выдохнули... Приступим, помолясь.
«Здрасьте, как доехали? Добро пожаловать на лагерный сбор «Зеленый гусь»! Меня зовут Дима, я сегодня – Дежур-ный Комиссар. Это означает, что именно я сегодня весь день буду говорить вам: куда идти, что делать и чего не делать ни в коем случае... Будет... Нет, не будет... Нет... Нельзя... Не работает.. Ответим, обязательно ответим на все ваши вопросы, но чуть позже. Сейчас, пожалуйста, мальчики... взвалите на себя свою поклажу и девочек... то есть, я хотел сказать – вещи дево-чек... Так... За мной, товарищи сборовцы!..»
ЗУБЫ
- А поворотись-ка, сынку... Н. Гоголь
Только дареному коню в зубы не смотрят, во всех остальных случаях прикинуть тактико-технические данные каж-дого будущего участника сбора, бывает весьма и весьма небесполезно.
ЗУБЫ – это просто распределение детей по отрядам.
Можно распределить по возрастам, по школам, по районам, но желанию, по длине носа и т.д., но мы это всегда дела-ем методом ЗУБОВ. А как это?..
Любое начало всегда трудно. Самая большая нервотрепка приходится на первые часы после заезда. Только что зае-хавшие дети («апонаехавшие», как мы их называем) – это усталая, еще не настроившаяся на сбор, а потому очень капризная и агрессивная толпа. Требуется куча терпения, масса сдержанности, бездна такта, прорва доброжелательности, а еще, как это ни покажется странным, не меньшее количество ответной агрессии и где-то даже беспощадности.
ЗУБЫ – это первый конфликт детей и комиссаров. Он будет обязательно, его не может не быть. При распределении по отрядам разгорятся нешуточные страсти по поводу того, кто с кем хочет или не хочет быть в одном отряде. Аргументы со стороны детей приводятся самые убедительные, и тонкий тенорок комиссарских доводов они легко опрокидывают мощным басом неопровержимой логики. Чувства деток, вырванных из привычной среды и ищущих опору и защиту среди проверен-ных друзей понятны. И их недоверие к этим подозрительным людям тоже легко объяснимо и извинительно.
И, тем не менее, дети обязательно должны быть распределены по отрядам только так, как это решат комиссары. А решат они правильно, желая всем деткам одного только добра и ничего другого.
Не нужно тратить времени на доказательства своей правоты – дети все равно вас не слышат. Надо не раздумывая употребить власть. Слезы, представьте себе, очень быстро высохнут. В крайнем случае, если пара истеричек подхватит чемо-даны и направится к воротам – не велика потеря.
(Такое изредка бывает. Тогда я честно догоняю их у ворот и примирительно говорю: «Девчонки, мне кажется, мы все трое погорячились... и т.д. и т.п.»... Но в одном отряде они все равно не будут... Потому что нельзя!!!)
Итак, в деле распределения по отрядам главное – непреклонность. И вовсе не нужно стараться сразу детей обаять и во что бы то ни стало им понравится... Это не только не нужно, но даже вредно. Наша любовь впереди, а пока закручиваем гайки, и потуже, потуже...
Ну а как же их делить? Детей этих... по отрядам?
Мы считаем, что перво-наперво нужно развести по разным отрядам друзей-подружек, братьев-сестер, неразлучных одноклассников. На сбор приезжают прежде всего приобретать новых друзей, а не продолжить интенсивное общение со ста-рыми. Да и группа, сформированная из незнакомых друг с другом ребят, более управляема и более доброжелательна по от-ношению к другим отрядам. Дети умом это понимают, но тем не менее с неистовым упорством цепляются за тех, кого уже знают. Их можно понять, но не простить.
Будьте тверды, непоколебимы и глухи к мольбам!
А чтобы вознаградить себя за эту нервотрепку, ближе к вечеру (когда все утренние страсти уже останутся в далеком прошлом) подойдите к мальчику, который более всех возмущался несправедливостью распределения. С видом осознанной ошибки предложите ему перейти в любой другой отряд... Категорически откажется. Ему, видите ли, оказывается, достался лучший в мире отряд, и только последний кретин променяет его на какой-нибудь другой. «Ну, а что ж ты тогда?» –спросите вы его. «Да дурак был» –ответит он вам.
Итак, распределяем.
Для начала классифицируем детей по «первичным» признакам. Вполне согласен с тем, что данная классификация абсолютно ненаучна и не опирается на психометрические замеры. Но нам она всегда была удобна и в практике безотказна. Каждый из вас вполне может расклассифицировать по-своему. Все приведенное ниже – только пример, и не более того.
Актеры. Раскованные, с хорошо поставленными голосами, явно будущие звезды сборовской сцены. Рвутся быть в центре внимания и чем больше звездятся, тем больше хотят еще.
Тихие лапочки. Пока еще стеснительные, скромные, застенчивые, милые. На них приятно отдыхает взор, на душе становится легко, хочется верить в гуманистические идеалы.
Дети. Хоть им уже по 14-16 лет, но в их облике и поведении еще много детского. С ними нужно вести себя исклю-чительно как с заматерелыми взрослыми.
Женихи-невесты. И так понятно. С ними либо очень трудно, либо очень легко. Им надо дать вкусить многообразие жизни – не донжуанством единым.
Оппозиция. Это те, которые попали сюда случайно, все спрашивают про свободное время и грозятся уехать. Могут по привычке в первую ночь смыться на станцию за пивом и сигаретами. В конечном итоге окажутся вашими самыми предан-ными поклонниками.
Юнкомы. Явно выраженные положительные лидеры. Те, с кем работать легко, а потому даже не интересно, так как они сразу принимают все «на ура». Им сразу все нравится, и вообще они - это будущие комиссары, хотя потом, при встрече в городе никогда не здороваются. Удивления достойно, но почти любой учитель вам подтвердит, что самые неблагодарные ученики – любимцы-отличники. Ну, а те, кто был сущим наказанием всегда кидаются тебе навстречу, улыбаются и поздрав-ляют со всеми восьмыми мартами.
Итак, дети заехали. Не давая им ни секунды на осознание суровой действительности. Дежурный Комиссар делит их на две большие группы. Первая отправляется на мероприятие АПТ, которое нас пока не интересует, а вот со второй как раз и проводятся эти самые ЗУБЫ.
Прежде всего, каждому участнику ЗУБОВ вручается небольшая карточка, на которой он должен написать свои ФИ. возраст, школу, класс, район. Писать должно разборчиво, желательно печатными буквами и нося этот листок, стараться не замызгивать его до непотребства.
Карточка может выглядит, например, так.
Фамилия Имя | |
Возраст | |
Школа | |
Ка | Нж |
Лт | По |
Ед | Ню |
Быть ему в отряде №__
Вы конечно же сразу догадались, что таинственные буквы Ка – это Актеры, а Тл –Тихие лапочки, По – Оппозиция и т.д. Вы-то догадались, а вот для детей пусть эти таинственные знаки навсегда останутся тайной.
Если информация просочится, они вам покоя не дадут, все будут спрашивать; «А почему вы решили, что я отношусь к Детям? Немедленно извинитесь и отдайте мне мою куклу!»... В общем тут нужна самая строжайшая конспирация.
После вручения карточек дети снова разбиваются на группки, уже по шесть-семь человек, все равно как, чисто меха-нически. Каждую группку берет один из комиссаров и водит от беседки к беседке, в строгой последовательности, чтобы не было пересечений.
В этих беседках сидят комиссары-собеседники. Их задача – пообщавшись с каждым ребенком около минуты, приме-рно определить, к какой категории тот скорее относится, а, определив, поставить в его карточке крестик напротив соответст-вующей пары букв.
Комиссары-собеседники должны заранее согласовать, о чем разговаривает с детьми каждый из них, чтобы не повто-ряться.
Один расспрашивает о школе; второй – о несчастной любви; третий просит прочесть стишок; четвертый спорит, что лучшая группа – это «Агата Кристи», а все остальное – ерунда; пятый подзуживает: «А слабо со мной пофехтовать на этих шпагах?» и т.п.
По тому, как ребенок ведет себя во время этих бесед, и составляется субъективное комиссарское мнение.
Допустим, парнишка держит себя уверенно, охотно рассказывает о своих успехах в школьной самодеятельности, с удовольствием выполняет просьбу изобразить верблюда с контрабасом. Скорее всего, он принадлежит к категории Актеры (Ка), поэтому поставим ему в карточку крестик напротив Ка. Вполне может быть, что у следующего комиссара сложиться другое мнение. Следующий комиссар сочтет, что раскованное поведение этого симпатяги обусловлено успехом у девчонок, и он однозначно претендует на лавры главного жениха сбора. Считать так – неотъемлемое право комиссара-собеседника. пусть ставит крестик напротив Нж.
А если милая, застенчивая девочка на все вопросы отвечает только «да» и «нет» еле слышно, её путь в Лт. А если она и росточком мала и с косичками, конечно – в Тд.
А другая девочка не милая и не застенчивая. Ее не нужно просить рассказать о себе, ее нужно просить остановится. Она была на семи сборах, особенно ей понравился «Крылатый», на котором ее отряд конкурсе знаменных групп занял... Стоп! Стоп! Спасибо, спасибо... Вот тебе в карточку Ню и ступай, пожалуйста, дальше...
Мутный взгляд, сильный запах табака, что-то тихо звякает в объемистой сумке. Это он, наш в будущем самый клас-сный малый и преданный друг. Но пока он видит в вас ненавистного воспитателя, коих он многих повидал на своем подрост-ковом веку и всех победил. Победил, потому что они подходили к нему индивидуально, вместо того, чтобы наслать толпу ровесников. Он - это самое интересное и захватывающее, это - По.
Часто при собеседовании комиссары заходят в тупик. Ну куда, скажите на милость, поместить броско раскрашен-ную, зевающую девицу с зажигалкой в кармане, молчаливую как статуя, и, согласно анкете, многократного лауреата фести-валей авторской песни, а также командира городского штаба старшеклассников?
Субъективна, поспешна и весьма поверхностна будет комиссарская оценка. Но это не имеет абсолютно никакого значения. Во всей этой субъективности – есть «кайф живой игры», как говорят музыканты. Только то что выходит сию секу-нду из-под пальцев маэстро способно доставить нам наслаждение и достойно называться музыкой. Все что смонтировано на компьютере – суррогат и «кич».
Число комиссаров должно быть равным числу групп. Подвергшись допросу у всех комиссаров, дети снова собира-ются в кучу и отправляются на большую поляну для участия в АПТ (при этом карточки у них отбираются), а на их место приходят только что отАПТешившиеся (им карточки вручаются).
Далее остается подсчитать, у кого в карточках каких крестиков больше и, не забывая учитывать возраст, пол и но-мер школы ребенка, определить его в соответствующий отряд. Обычно приходится раскладывать на столе целые пасьянсы. А так хотелось бы иметь для этого специальную компьютерную программу.
Вытащим для примера из стопки одну из карточек.
Фамилия Имя Мусин Петя | |
Возраст 13 лет | |
Школа Масловская. № 7 | |
Ка + + + | Нж + |
Лт | По |
Ед | Ню + + |
Быть ему в отряде № 1
Так что Мусина Петю из Масловской школы № 7 мы отнесем к Актерам и запишем его в первый отряд, который для Актеров и предназначен.
С отрядами, в которых примерно все дети однотипные, работать методически легче, ибо меньше разброса в личных желаниях и темпераменте. Некоторые комиссары обожают работать с Оппозицией, других тянет к Детям, а третьим вынь да положь Юнкомов.
Есть, есть, конечно, в таком подходе вышеупомянутые недостатки. Но что на этом свете однозначно хорошо и что однозначно плохо?..
Тут, прошу прощения, коли уж речь зашла – хочу совсем немного прямо здесь порассуждать о комиссарских кадрах, а то потом забуду. Вопросы их подбора, воспитания и обучения – это тема отдельного и о-очень большого труда, но хоте-лось бы обратить внимание на один маленький нюансик.
Как-то всегда считалось непреложной истиной, что на отряде должны работать два комиссара, и самое оптимальное – парень и девушка. В «обычном» лагере, где поток – 26 дней, эта истина сомнений не вызывает. А вот на 3-7-дневном сборе наличие напарника или напарницы чаще проблема, чем подспорье.
Соперничество господ комиссаров друг против друга с широким вовлечением в эту борьбу детей – явление сколь мерзкое, столь и распространенное. У комиссаров, стоящих на одном отряде могут быть разные мотивы, разные личные пси-хологические цели. Эти цели могут быть связаны с детьми, а могут и не быть.
Модель взаимодействия напарников, называемая Сотрудничеством наблюдает сожалению, реже, чем хотелось бы. Чаще просматриваются модели: Псевдосотрудничества, Конкуренции, а то и Изоляции (Вечерние дела мои, а ты учить с ни-ми песни)
Бывает, скажем, так. Одного комиссара тянет к психологическим раскопкам а второго к звездизму. Т.е. Напарник считает, что отряду, во что бы то ни стало надо выступить на вечернем деле лучше всех. Напарница же уверена: вечернее де-ло надо завалить а потом разобрать причины на огоньке. Между ним конфликт, а расплачиваются дети
Или еще. Напарница - заботливая мама, забеганная, заморенная черновой вожатской работой, забывающая порой да-же причесаться, но все-таки стремящаяся посеять хоть немного разумного, доброго, вечного... Но Напарник (профессиональ-ный Казанова) почему-то имеет кучу времени, чтобы ежедневно посещать душ и благоухать одеколоном. Девочки отряда его обожают, а непричесанная Напарница закипает все больше и больше... Черт знает, что получится у них, а не отряд.
Из-за большущего разнообразия целей и мотивов подбор комиссарских пар является непреходящей головной болью всех методистов и Старших Комиссаров. Им просто делать нечего, кроме как сидеть ночами и раскладывать головоломные пасьянсы, чтобы, в конце концов, половине педотряда не угодить.
Вот имеется одна опытная комиссарка в цветущем женском возрасте. Она хочет в напарники непременно мальчика: юного, неопытного, смотрящего ей в рот и обязательно (вы слышите – обязательно) красивого.
А тут энергичный паренек в расцвете своего педагогического таланта с неисчерпаемыми запасами энтузиазма. Ему до зарезу нужна спокойная, трудолюбивая напарница, боящаяся детей и ограждающая его творческие порывы от прозы жиз-ни (подъем, уборка, учет пододеяльников, дежурство по столовой и т.д.)
Или образовала нелегкая в отряде влюбленную комиссарскую парочку, которая ставит ультиматум: мол, если не хо-тите, чтоб мы постоянно друг к другу на свиданье бегали – ставьте нас на один отряд и баста. И наплевать, что мы оба опыт-ные и могли бы многому научить своих юных напарников...
А бывает, что блестяще сработавшая на одном сборе пара, вдруг на следующем – начинает конфликтовать и ненави-деть друг друга.
Вот и мучайся, подбирай, удовлетворяй... А оно нам надо?.. Хотелось бы от работы получать радость, а не носится от одной проблемы к другой.
Пару лет назад попробовал я поставить на отряд по одному комиссару... И получился блестящий ансамбль, без ка-ких-либо проблем. Наша маленькая команда работала очень напряженно, но дружно и результативно. С тех пор меня никто не сумел уговорить поставить на отряд двух комиссаров.
И еще. Как нормальному мужчине, мне, конечно, очень нравится общество девушек, но в любом коллективе их дол-жно быть чуть-чуть меньше чем парней, И девушкам комфортно и коллектив при этом намного работоспособнее. Поэтому поиск и привлечение в педагогический отряд молодых людей – архиважная задача всякого руководителя. Нормальные паца-ны в вожатые сами не идут – их приводят девчонки. Скажем им спасибо и пожелаем удачи в этом нелегком труде.
Вы еще не забыли, что пару страниц назад был описан способ распределения детей по отрядам методом ЗУБОВ? Да-лее последует рассказ о мероприятии АПТ, которое проводится параллельно с другой половиной детей.