- Старшего сына звали, скажем... Полуэкт...
А. и Б. Стругацкие
Здесь цель простая – запомнить имена друг друга. ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО широко освещены в обширной вожат-ской литературе, и здесь мне добавить нечего. Это и «Снежный ком», и «Успеть вспомнить», а также «Кисочки», «Поменя-емся именами» и многие другие штучки. Для запоминания имен все они хороши. Впрочем, если этой литературы вы не най-дете, обратитесь к опытным вожатым. Опытные вожатые отличаются от неопытных тем, что знают множество игр, песен, сценок, сказок, приколок, кричалок, штучек и танцев. А потому они консервативны и ненавидят все новое.
Вообще-то яникогда не вмешивался в дела Отрядных Комиссаров и сроду не позволял себе нагрянуть в какой-ни-будь отряд без приглашения. (Хотя черта с два дождешься от этих эгоистов-собственников приглашения хотя бы на один ВЕЧЕРНИЙ ОГОНЕК.) Этот труд предназначен для методистов, старших вожатых и педотрядов в целом. Отряд – это святая обитель, где всем правит Отрядный Комиссар, которому нужно безраздельно и во всем доверять. В конечном итоге, успех сбора решают не планы и методисты, а инициатива, творчество и обаяние тех, кто день и ночь со своим отрядом.
|
|
Мы – методисты (народ плечистый), проделав огромную и кропотливую работу по планированию и организации сбора, начиная с момента ИГР НА ЗНАКОМСТВО, практически отдыхаем. Вся многотрудная работа ложится на Отрядных которым низкий поклон от меня и нежная любовь от детей.
Некоторые вожатые практикуют следующее: перед тем, как начать ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО, они предлагают каж-дому подумать над вопросом: как он хочет, чтобы его на этом сборе называли? Многие дети охотно меняют свои имена на эти несколько дней. Почему? Это ведомо только им. Доводилось у некоторых наиболее тонко чувствующих детей наблюдать и трагедии.
Помню, как однажды подошла ко мне в полной депрессии девочка, сгоряча сменившая имя Марина на Инейт и ска-зала: «Вы знаете, с тех пор как я сменила имя, мне кажется, что я не существую!» и горько заплакала. «Постой, постой, –за-щелкал я в воздухе пальцами, – кому кажется, что ты не существуешь?)). «М-мне-е», – растерянно произнесла она и быстро успокоилась.
А день продолжается. В назначенный день и час все спешат на ПНД.
ПНД
- Я повторяю свой вопрос: «Ура?»
В Вишневский
Расшифровка называния сего мероприятия проста: ПНД - Почему Не будет Дискотеки. Это наглядное введение в сбор, попытка дать детям потренироваться, на своей коже почувствовать те или иные его стороны. Дело это как для детей, так и для комиссаров весьма утомительное, но необходимое. Без него никак нельзя.
|
|
Каждому отряду вручается маршрутный лист. В нем точно указано, во сколько и куда отряд должен подойти. Самое интересное, что отряды ходят сами, без комиссаров. И это правильно.
Маршрутный листОТРЯД №___
Время | Название | Место | Кто ведет |
12.30-12.40 | «История сборов-ского движения» | Эстрада. | Комиссар 2-го отряда Миша. |
12.40- 12.50 | «Все творчески, а иначе...» | Беседка 7-го отряда. | Комиссар 7-го отряда Наташа. |
12.50-13.00 | «Наши песни» | Волейбольная площадка. | Песенный комиссар Гена. |
13.00-13.10 | «Дисциплина» | Площадка у столовой. | Старший Комиссар сбора. |
13.10-13.20 | «Наши приколы» | У главных ворот. | Комиссар 4-го отряда Наташа. |
Итак, в 12.30 отряд №___ прибывает на эстраду, где его ждет комиссар Миша, ведущий станции «История сборовс-кого движения». Причем уважающий себя отряд ходит от пункта к пункту не просто так, а непременно творчески. То есть пробует по-разному шагать под самые нестроевые песни, всем встречным отпускает хором комплименты и т.д.
Комиссар Миша здоровается с отрядом и заявляет, что, наверное, этот отряд получится неудачным, потому что:
· опоздали на 11 секунд;
· вид самый затрапезный;
· не шибко творчески подошли и отрапортовали.
Затем ближайшие 10 минут он уже серьезно рассказывает о том, откуда пошло сборовское движение, основные эта-пы его развития в нашей области, о том, как образовался данный педотряд, о пути эволюции его педагогических взглядов. Словом, дает краткую историческую справку.
На станции «Все творчески, а иначе...» комиссар Наташа все 10 минут лает отряду задания на тему того, как даже из самого обыденного эпизода сделать творческую конфетку. Ну например: «Мытье рук перед обедом», «Хождение строем от столба к столбу». «Падение в обморок от счастья при виде Старшего Комиссара». «Приветствие идущего навстречу соседне-го отряда». «Мытье полов или Бал Уборщиц», «Дежурство по столовой, как гениальное озарение отдельно взятого отряда». Данная станция приглашает питомцев показать, что не все еще придумано до них.
На «Песенной» станции находится песенный комиссар Гена с гитарой. Он объясняет подошедшему отряду: то, что они слушали и пели до сих пор – это, конечно, искусство, но здесь на сборе, все будут петь песни совсем другие. Это так на-зываемые авторские песни. Все они проверены временем и поэтому безусловно являются выдающимися образцами совре-менной песенной поэзии. Поются эти песни в орлятском кругу или сидя у костра. Далее Гена выстраивает отряд в орлятский круг «мальчик-девочка» и поет вместе с отрядом несколько «песен-повторюшек» (это такие песни, в которых каждая строч-ка повторяется два раза. Поэтому петь их можно сразу, не разучивая. Например. песня «Землю обмотали тоненькие нити» из к\ф «Семь стариков и одна девушка» – типичная песня-повторюшка.(текст песни Е.Птичкина приведен в главе ОГОНЕК ЗНАКОМСТВ). В заключение Гена заявляет, что ежедневно, хочет ли кто этого или не очень, все дети будут разучивать по три-четыре песни и без этого никак нельзя. Увильнуть от этого дела не получится ни у кого, даже у самых опытных мастеров симулирования болезней. Учить песни противно, но петь их потом в орлятском кругу – одно из редчайших эстетических нас-лаждений.
Станция «Дисциплина» не терпит шуточек, вранья и не искренности. Здесь надо однозначно дать понять, что прави-ла поведения и моменты режима разумны и необременительны. Соблюдать их совсем несложно, и если находится ребенок, не сумевший соблюсти такие пустяки, то зачем нам на сборе такой слабак? Сбор – это ежесекундная, напряженная творчес-кая работа и никто не имеет права от нее отлынивать.
Для лиц, сделавших хотя бы глоток пива, покинувших территорию лагеря без ведома комиссара, допустивших гру-бое, а тем более нецензурное высказывание, не существует правила «на первый раз простим».
|
|
Наш опыт показывает, что, сколько не предупреждай, сколько не приводи примеров – все равно найдется дурачок, который, едва закроются двери спальни, раскроет сумку и скажет: «Ну что, пацаны, давайте за знакомство?». Таким «орлам» сборы категорически противопоказаны.
ЕЙ богу, надо видеть это шоу утром второго дня, когда нарушители изгоняются со сбора. Сколько слез, мольбы, ис-терик, как жалко и неприглядно выглядят вчерашние герои бутылки и стакана. Никогда, никогда, никогда не внимайте моль-бам о прощении! Но если милосердие стучится в ваши сердца, то квартирный вопрос вас испортил.
Я помню одного мальчика, который во время военной игры сорвал с девочки погон, стукнул ее слегка кулаком в нос и сказал: «Свободна!». Через полчаса был свободен он сам. Как плакал этот здоровый парень, как он вымаливал у этой дево-чки прощение, и как она сама просила за него... Два дюжих охранника не могли посадить этого подростка в машину: он цеп-лялся за телеграфные столбы, орал и драл руками траву. Ко мне подошла делегация отряда и стала брать его на поруки, пере-числяя неоценимые заслуги этого мальчика перед отрядом и сбором. Но у меня все время стояла перед глазами его бесконеч-но довольная физиономия, и звучала в ушах та интонация, когда он сказал: «Свободна». Жестоким быть трудно, но необхо-димо. Закон суров, но это закон. Хам и драчун уехал. Через двадцать минут о нем уже все забыли.
Представляю, с каким ужасом читают эти строки мои коллеги - сторонники методов «отказа от режима», «ненаси-лия над личностью», «индивидуального подхода» и «свободы выбора». Дорогие собратья по борьбе с подростками! Я буква-льно горой стою за эти методы и желаю вам педагогических удач. Но штука в том, что в педагогистике абсолютной истины не существует. И на вашу гору восторженных писем от детей и родителей у нас найдется своя гора. Просто не читайте даль-ше – и вам будет легче.
Каждый педагог, по-своему прав... А по-моему - нет.
|
|
О курении.
Тут тоже хорошо бы обойтись без вранья. Многие комиссары курят. И делать вид, что это не так, будет нечестно. Я лично, как человек не дымящий, обычно своим подопечным говорю следующее:
«Не будем скрывать, уважаемые дети, что эта гнусная привычка - привычка миллионов. Эти миллионы находятся в непреодолимой физической зависимости от наркотика по имени Никотин. Среди влипнувших в эту гадость есть и несколько ваших комиссаров. Им помочь уже нельзя, ибо бывших курильщиков не бывает. Но я никогда не поверю, что кто-то из вас в 14 лет уже деградировал, как законченный наркоман. Поэтому вопрос, когда и где вы будете выделываться друг перед дру-гом искусством дымопускания, меня совершенно не волнует. Никаких перекуров у нас не будет, и отлучка из отряда по это-му поводу – непростительное преступление. А если кто из вас уже «подсел» так, что и часа не может без этой дряни, то он уже законченный наркоман, а с наркоманами нам работать скучно. Так что курите, если желание раздирает вас. но только в свободное время, которого не будет».
«Наши приколы» – это веселые ритуалы, игры, кричалки, которые так украшают лагерную жизнь, освобождают от стеснения и комплексов, являются отличным средством для спаивания отряда. Хорошо, если некоторые из них родились и живут именно в недрах данного педотряда. Общеизвестные штучки приводить тоже можно, но если нет своих находок, то вы– плохой педотряд. Много чего из этого арсенала хранит моя вожатская память. Например, песенка-игра «Ты называла ме-ня пупсиком» уже не один год является нашей любимой приколкой, и придумали ее сами дети. Она развивает способности к расширению активного словарного запаса. Отряд становится в орлятский круг и поет на любой мотив, следующий текст:
ОТРЯД.
Ты называла меня пупсиком,
Пупсиком,
Пупсиком.
Ты называла меня пупсиком -
Так и зови!
Ты называла меня...
ПЕРВЫЙ МАЛЬЧИК (придумывает слово). Чайником!
ОТРЯД (подхватывает).
Чайником,
Чайником,
Ты называла меня чайником,
Так и зови.
Ты называла меня...
ВТОРАЯ ДЕВОЧКА (вдохновенно).
Плинтусом!
ОТРЯД (подхватывает}.
Плинтусом,
Плинтусом,
Ты называла меня плинтусом,
Так и зови.
Ты называла меня... (и т.д.)
ПНД – мероприятие, которое нужно провести максимально по-деловому, но минимально назидательно.
Так как воспитываемый контингент после всего вышеописанного бывает сильно утомлен, то после ПНД наконец-то можно позволить ребятам познакомиться со своими койками, заправить их, переодеться (ура!), умыться и прочая, прочая... Да и обед скоро.
Кстати о нем. В лагерях часто практикуется такое «развлечение». Дежурный отряд тормозит всех у входа в столо-вую и требует заработать право на трапезу: исполнить номер самодеятельности, отгадать загадку, рассмешить царевну Нес-меяну и т.д.
Во-первых все эти шуточки заезжены до оскомины, а во-вторых никак не являются вкусной приправой к слипшимся макаронам.
Творческими задачами дежурного отряда являются сервис, сервис и сервис. Эти три понятия... Словом надо не из-мываться над питающимися, а создавать им хорошее настроение. Развешанные по столовой таблички «Не смотри на девоч-ку, а смотри в тарелочку» хоть и относятся к классике детского народного творчества, но это их единственное достоинство. Вспоминать чужое легко, придумывать свое трудно. Но нам ли боятся трудностей!
После обеда отряду дается два часа, чтобы он провел у себя КТД и подготовился к ЛИНЕЙКЕ ОТКРЫТИЯ.
КТД
- Я как скажу, так сразу будет дело!
- Мы как один, и сразу всей толпой!