Игры на знакомство

- Старшего сына звали, скажем... Полуэкт...

А. и Б. Стругацкие

Здесь цель простая – запомнить имена друг друга. ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО ши­роко освещены в обширной вожат-ской литературе, и здесь мне добавить нечего. Это и «Снежный ком», и «Успеть вспомнить», а также «Кисочки», «Поменя-емся именами» и многие другие штучки. Для запоминания имен все они хороши. Впрочем, если этой ли­тературы вы не най-дете, обратитесь к опытным вожатым. Опытные вожатые отличаются от неопытных тем, что знают множество игр, песен, сценок, сказок, приколок, кричалок, штучек и танцев. А потому они консервативны и ненавидят все новое.

Вообще-то яникогда не вмешивался в дела Отрядных Комиссаров и сроду не по­зволял себе нагрянуть в какой-ни-будь отряд без приглашения. (Хотя черта с два дож­дешься от этих эгоистов-собственников приглашения хотя бы на один ВЕЧЕРНИЙ ОГОНЕК.) Этот труд предназначен для методистов, старших вожатых и педотрядов в целом. Отряд – это святая обитель, где всем правит Отрядный Комиссар, которому нуж­но безраздельно и во всем доверять. В конечном итоге, успех сбора решают не планы и методисты, а инициатива, творчество и обаяние тех, кто день и ночь со своим отрядом.

Мы – методисты (народ плечистый), проделав огромную и кропотливую работу по планированию и организации сбора, начиная с момента ИГР НА ЗНАКОМСТВО, прак­тически отдыхаем. Вся многотрудная работа ложится на Отрядных которым низкий по­клон от меня и нежная любовь от детей.

Некоторые вожатые практикуют следующее: перед тем, как начать ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО, они предлагают каж-дому подумать над вопросом: как он хочет, чтобы его на этом сборе называли? Многие дети охотно меняют свои имена на эти несколько дней. Почему? Это ведомо только им. Доводилось у некоторых наиболее тонко чувст­вующих детей наблюдать и трагедии.

Помню, как однажды подошла ко мне в полной депрессии девочка, сгоряча сме­нившая имя Марина на Инейт и ска-зала: «Вы знаете, с тех пор как я сменила имя, мне кажется, что я не существую!» и горько заплакала. «Постой, постой, –за-щелкал я в воз­духе пальцами, – кому кажется, что ты не существуешь?)). «М-мне-е», – растерянно произнесла она и быстро успокоилась.

А день продолжается. В назначенный день и час все спешат на ПНД.

ПНД

- Я повторяю свой вопрос: «Ура?»

В Вишневский

Расшифровка называния сего мероприятия проста: ПНД - Почему Не будет Диско­теки. Это наглядное введение в сбор, попытка дать детям потренироваться, на своей ко­же почувствовать те или иные его стороны. Дело это как для детей, так и для комиссаров весьма утомительное, но необходимое. Без него никак нельзя.

Каждому отряду вручается маршрутный лист. В нем точно указано, во сколько и куда отряд должен подойти. Самое интересное, что отряды ходят сами, без комиссаров. И это правильно.

Маршрутный листОТРЯД №___

Время Название Место Кто ведет
12.30-12.40 «История сборов-ского движения» Эстрада. Комиссар 2-го от­ряда Миша.
12.40- 12.50 «Все творчески, а иначе...» Беседка 7-го от­ряда. Комиссар 7-го от­ряда Наташа.
12.50-13.00 «Наши песни» Волейбольная площадка. Песенный комиссар Гена.
13.00-13.10 «Дисциплина» Площадка у сто­ловой. Старший Комиссар сбора.
13.10-13.20 «Наши приколы» У главных ворот. Комиссар 4-го от­ряда Наташа.

Итак, в 12.30 отряд №___ прибывает на эстраду, где его ждет комиссар Миша, ведущий станции «История сборовс-кого движения». Причем уважающий себя отряд ходит от пункта к пункту не просто так, а непременно творчески. То есть пробует по-разному шагать под самые нестроевые песни, всем встречным отпускает хором компли­менты и т.д.

Комиссар Миша здоровается с отрядом и заявляет, что, наверное, этот отряд полу­чится неудачным, потому что:

· опоздали на 11 секунд;

· вид самый затрапезный;

· не шибко творчески подошли и отрапортовали.

Затем ближайшие 10 минут он уже серьезно рассказывает о том, откуда пошло сборовское движение, основные эта-пы его развития в нашей области, о том, как образо­вался данный педотряд, о пути эволюции его педагогических взглядов. Словом, дает краткую историческую справку.

На станции «Все творчески, а иначе...» комиссар Наташа все 10 минут лает отря­ду задания на тему того, как даже из самого обыденного эпизода сделать творческую конфетку. Ну например: «Мытье рук перед обедом», «Хождение строем от столба к столбу». «Падение в обморок от счастья при виде Старшего Комиссара». «Приветствие идущего навстречу соседне-го отряда». «Мытье полов или Бал Уборщиц», «Дежурство по столовой, как гениальное озарение отдельно взятого отряда». Данная станция при­глашает питомцев показать, что не все еще придумано до них.

На «Песенной» станции находится песенный комиссар Гена с гитарой. Он объяс­няет подошедшему отряду: то, что они слушали и пели до сих пор – это, конечно, искус­ство, но здесь на сборе, все будут петь песни совсем другие. Это так на-зываемые автор­ские песни. Все они проверены временем и поэтому безусловно являются выдающимися образцами совре-менной песенной поэзии. Поются эти песни в орлятском кругу или сидя у костра. Далее Гена выстраивает отряд в орлятский круг «мальчик-девочка» и поет вме­сте с отрядом несколько «песен-повторюшек» (это такие песни, в которых каждая строч-ка повторяется два раза. Поэтому петь их можно сразу, не разучивая. Например. песня «Землю обмотали тоненькие нити» из к\ф «Семь стариков и одна девушка» – ти­пичная песня-повторюшка.(текст песни Е.Птичкина приведен в главе ОГОНЕК ЗНАКОМСТВ). В заключение Гена заявляет, что ежедневно, хочет ли кто этого или не очень, все дети будут разучивать по три-четыре песни и без этого никак нельзя. Увильнуть от этого дела не получится ни у кого, даже у самых опытных масте­ров симулирования болезней. Учить песни противно, но петь их потом в орлятском кру­гу – одно из редчайших эстетических нас-лаждений.

Станция «Дисциплина» не терпит шуточек, вранья и не искренности. Здесь надо однозначно дать понять, что прави-ла поведения и моменты режима разумны и необре­менительны. Соблюдать их совсем несложно, и если находится ребенок, не сумевший соблюсти такие пустяки, то зачем нам на сборе такой слабак? Сбор – это ежесекундная, напряженная творчес-кая работа и никто не имеет права от нее отлынивать.

Для лиц, сделавших хотя бы глоток пива, покинувших территорию лагеря без ве­дома комиссара, допустивших гру-бое, а тем более нецензурное высказывание, не суще­ствует правила «на первый раз простим».

Наш опыт показывает, что, сколько не предупреждай, сколько не приводи при­меров – все равно найдется дурачок, который, едва закроются двери спальни, раскроет сумку и скажет: «Ну что, пацаны, давайте за знакомство?». Таким «орлам» сборы кате­горически противопоказаны.

ЕЙ богу, надо видеть это шоу утром второго дня, когда нарушители изгоняются со сбора. Сколько слез, мольбы, ис-терик, как жалко и неприглядно выглядят вчерашние ге­рои бутылки и стакана. Никогда, никогда, никогда не внимайте моль-бам о прощении! Но если милосердие стучится в ваши сердца, то квартирный вопрос вас испортил.

Я помню одного мальчика, который во время военной игры сорвал с девочки по­гон, стукнул ее слегка кулаком в нос и сказал: «Свободна!». Через полчаса был свободен он сам. Как плакал этот здоровый парень, как он вымаливал у этой дево-чки прощение, и как она сама просила за него... Два дюжих охранника не могли посадить этого подрост­ка в машину: он цеп-лялся за телеграфные столбы, орал и драл руками траву. Ко мне по­дошла делегация отряда и стала брать его на поруки, пере-числяя неоценимые заслуги этого мальчика перед отрядом и сбором. Но у меня все время стояла перед глазами его бесконеч-но довольная физиономия, и звучала в ушах та интонация, когда он сказал: «Свободна». Жестоким быть трудно, но необхо-димо. Закон суров, но это закон. Хам и драчун уехал. Через двадцать минут о нем уже все забыли.

Представляю, с каким ужасом читают эти строки мои коллеги - сторонники мето­дов «отказа от режима», «ненаси-лия над личностью», «индивидуального подхода» и «свободы выбора». Дорогие собратья по борьбе с подростками! Я буква-льно горой стою за эти методы и желаю вам педагогических удач. Но штука в том, что в педагогистике абсолютной истины не существует. И на вашу гору восторженных писем от детей и ро­дителей у нас найдется своя гора. Просто не читайте даль-ше – и вам будет легче.

Каждый педагог, по-своему прав... А по-моему - нет.

О курении.

Тут тоже хорошо бы обойтись без вранья. Многие комиссары курят. И делать вид, что это не так, будет нечестно. Я лично, как человек не дымящий, обычно своим подо­печным говорю следующее:

«Не будем скрывать, уважаемые дети, что эта гнусная привычка - привычка мил­лионов. Эти миллионы находятся в непреодолимой физической зависимости от нарко­тика по имени Никотин. Среди влипнувших в эту гадость есть и несколько ваших ко­миссаров. Им помочь уже нельзя, ибо бывших курильщиков не бывает. Но я никогда не поверю, что кто-то из вас в 14 лет уже деградировал, как законченный наркоман. Поэто­му вопрос, когда и где вы будете выделываться друг перед дру-гом искусством дымопускания, меня совершенно не волнует. Никаких перекуров у нас не будет, и отлучка из от­ряда по это-му поводу – непростительное преступление. А если кто из вас уже «подсел» так, что и часа не может без этой дряни, то он уже законченный наркоман, а с наркома­нами нам работать скучно. Так что курите, если желание раздирает вас. но только в сво­бодное время, которого не будет».

«Наши приколы» – это веселые ритуалы, игры, кричалки, которые так украшают лагерную жизнь, освобождают от стеснения и комплексов, являются отличным средст­вом для спаивания отряда. Хорошо, если некоторые из них родились и живут именно в недрах данного педотряда. Общеизвестные штучки приводить тоже можно, но если нет своих находок, то вы– плохой педотряд. Много чего из этого арсенала хранит моя вожатская память. Например, песенка-игра «Ты называла ме-ня пупсиком» уже не один год является нашей любимой приколкой, и придумали ее сами дети. Она развивает способ­ности к расширению активного словарного запаса. Отряд становится в орлятский круг и поет на любой мотив, следующий текст:

ОТРЯД.

Ты называла меня пупсиком,

Пупсиком,

Пупсиком.

Ты называла меня пупсиком -

Так и зови!

Ты называла меня...

ПЕРВЫЙ МАЛЬЧИК (придумывает слово). Чайником!

ОТРЯД (подхватывает).

Чайником,

Чайником,

Ты называла меня чайником,

Так и зови.

Ты называла меня...

ВТОРАЯ ДЕВОЧКА (вдохновенно).

Плинтусом!

ОТРЯД (подхватывает}.

Плинтусом,

Плинтусом,

Ты называла меня плинтусом,

Так и зови.

Ты называла меня... (и т.д.)

ПНД – мероприятие, которое нужно провести максимально по-деловому, но мини­мально назидательно.

Так как воспитываемый контингент после всего вышеописанного бывает сильно утомлен, то после ПНД наконец-то можно позволить ребятам познакомиться со своими койками, заправить их, переодеться (ура!), умыться и прочая, прочая... Да и обед скоро.

Кстати о нем. В лагерях часто практикуется такое «развлечение». Дежурный отряд тормозит всех у входа в столо-вую и требует заработать право на трапезу: исполнить но­мер самодеятельности, отгадать загадку, рассмешить царевну Нес-меяну и т.д.

Во-первых все эти шуточки заезжены до оскомины, а во-вторых никак не являются вкусной приправой к слипшимся макаронам.

Творческими задачами дежурного отряда являются сервис, сервис и сервис. Эти три понятия... Словом надо не из-мываться над питающимися, а создавать им хорошее настроение. Развешанные по столовой таблички «Не смотри на девоч-ку, а смотри в та­релочку» хоть и относятся к классике детского народного творчества, но это их единст­венное достоинство. Вспоминать чужое легко, придумывать свое трудно. Но нам ли бо­ятся трудностей!

После обеда отряду дается два часа, чтобы он провел у себя КТД и подготовился к ЛИНЕЙКЕ ОТКРЫТИЯ.

КТД

- Я как скажу, так сразу будет дело!

- Мы как один, и сразу всей толпой!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: