Вследствие влияния совокупности природных и техногенных факторов территория проекта планировки неоднородна по санитарно-экологическому состоянию и разделяется на загрязненные и умеренно чистые территории. Это обусловлено сложившимся территориальным развитием города:
земельные участки в южной и северо-западной частях территории занимают поселки малоэтажной и индивидуальной застройки с отдельными кварталами средне- и многоэтажной жилой застройки, объектами коммунального и лечебного назначения;
по западной границе территории между территорией городского аэропорта «Северный» и Мочищенским шоссе находится территория садовых, огородных и дачных земельных участков;
в северо-восточной части располагаются участки природно-рекреационной территории.
В этой части проектируемой территории отсутствуют крупные стационарные источники негативного воздействия на компоненты окружающей природной среды, что обеспечивает достаточно благоприятную экологическую обстановку. Уровень загрязнения атмосферного воздуха данных участков определяется в основном выбросами автотранспорта.
|
|
Значительная площадь центральной и восточной частей проектируемой территории занята комплексом сооружений и объектов городского аэропорта «Северный». На северной границе территории располагаются объекты промышленной и коммунально-складской инфраструктур. По северо-восточной части проектируемой территории до карьера Мочище проходит ветка железной дороги. Данные объекты и производства являются источниками воздействия на среду обитания и здоровья населения.
В соответствии с Генеральным планом города Новосибирска территория, занимаемая городским аэропортом «Северный», подлежит передислокации и перепрофилированию в зоны:
объектов инженерной инфраструктуры, а именно: размещению в южной части автономного источника теплоснабжения;
многоуровневых автостоянок для легковых автомобилей;
делового, общественного и коммерческого назначения;
застройки средне- и многоэтажными жилыми домами.
Производственная зона, располагающаяся вдоль северной границы проектируемой территории, решениями проекта планировки подвергается перепрофилированию в зону коммунально-складского назначения. Асфальтовый завод общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) «КРАЙС-С» планируется вынести с целью соблюдения санитарных норм и обеспечения комфорта и безопасности проживания населения в окружающей жилой застройке. Ветка железной дороги к карьеру Мочище подлежит ликвидации. Подъездные железнодорожные пути остаются только в пределах зоны коммунальных и складских объектов. На проектируемую территорию накладывают ограничения санитарно-защитные зоны объектов производственной, коммунально-складской, инженерной и транспортной инфраструктур, охранные зоны линий и объектов инженерной и транспортной инфраструктур.
|
|
Экспликация объектов, имеющих градостроительные ограничения, представлена в таблице 3.
Таблица 3
Экспликация объектов, имеющих нормативные
градостроительные ограничения
№ п/п | Наименование объекта | Размер ограничения, м |
Заельцовское кладбище | ||
Зоны коммунальных и складских объектов | до 50 | |
Пожарное депо | ||
Автономные источники теплоснабжения (котельная) | до 50 | |
Понижающая станция 110/10 кВ | ||
Электроподстанция проектируемая | ||
Гаражи индивидуального транспорта, многоуровневые гаражные комплексы | 15, 25, 35, 50 | |
ПНС «Родники» | ||
Подземные линии электропередач 10 кВ, 110 кВ | ||
Газопровод высокого давления | 5 - 7 | |
Кабели связи | ||
Сети бытовой и дождевой канализации | 5 - 7 | |
Водопровод | 5 - 7 | |
Тепловые сети | 5 - 8 |
Территория санитарно-защитной зоны предназначена для:
обеспечения снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха, уровней шума и других факторов негативного воздействия до предельно допустимых значений за ее пределами на границе с селитебными территориями;
создания санитарно-защитного и эстетического барьера между территорией предприятия (группы предприятий) и территорией жилой застройки.
Для предотвращения загрязнения подземных вод на территории предусмотрен водоотвод дождевых и талых вод поверхностным способом по лоткам внутрирайонных проездов в лотки прилегающих улиц и местных проездов с последующим выпуском поверхностных стоков в запроектированную ливневую канализацию с очисткой на локальных очистных сооружениях поверхностного стока закрытого типа. После прохождения соответствующего цикла очистки ливневые воды сбрасываются в реку 2-я Ельцовка.
Проектом предусмотрен ряд мероприятий по охране и рациональному использованию существующих водных объектов. Вода из русла реки 2-я Ельцовка заключается в ливневый коллектор. Планируется установление границ и обустройство водоохраной зоны озера и устройство защитной дамбы вдоль проезжей части ул. Широтной.
Одним из главных природоохранных мероприятий является устройство вертикальной планировки по всей территории проектируемого района, включая:
организацию стока поверхностных (дождевых, ливневых и талых) вод;
обеспечение допустимых уклонов улиц, перекрестков, тротуаров для безопасного и удобного движения транспорта и пешеходов;
создание благоприятных условий для размещения зданий и прокладки подземных инженерных сетей.
Для охраны земельных ресурсов при ведении строительных работ проектом планировки предусмотрены мероприятия, обеспечивающие сохранение снятия плодородной почвы и ее хранение на площадках, защищенных от размыва и загрязнения.
Виды и объемы образующихся на проектируемой территории отходов обуславливаются функциональным назначением запроектированных объектов. Планируется, что отходы от коммунальных объектов и соцкультбыта будут размещаться в специальных контейнерах на территории этих объектов и по договору вывозиться на полигон в зависимости от класса опасности отходов.
Градостроительное развитие рассматриваемой территории приведет к значительному увеличению автотранспортного потока, что может негативно отразиться на состоянии окружающей среды. В целях снижения отрицательного изменения состояния воздушного бассейна проект планировки выполнен с учетом мероприятий по охране атмосферного воздуха от автотранспорта:
|
|
строительство крупных автостоянок в зонах основных транспортных развязок и на участках общественно-деловой застройки с организацией санитарно-защитных зон для них;
организация вдоль дорог на участках, прилегающих к жилой застройке, и вокруг крупных автостоянок озелененных территорий для снижения уровня шума и поглощения загрязняющих атмосферу веществ;
использование шумозащитных экранов-барьеров вдоль проектируемых скоростных магистралей, прилегающих к жилой застройке;
использование подземного пространства для размещения транспортных источников интенсивного внешнего шума (автостоянки).
Объекты обеспечиваются пожарным водоснабжением от централизованных городских сетей. На территории кварталов и микрорайонов планировочного района планируются кольцевые участки городского водопровода, оборудованные пожарными гидрантами. Территория полностью входит в зону обслуживания служб пожарной охраны города экстренного реагирования. К объектам застройки обеспечивается беспрепятственный доступ пожарной техники по проезжей части улиц и местных внутриквартальных проездов.