Духовная жизнь

Вопрос о духовной жизни является основным для каж­дого человека, поскольку именно она в конечном счете определяет характер, направление и самую разумность всей его деятельности. Духовное состояние является свое­го рода маточным раствором, порождающим кристаллы всех тех идей, чувств, желаний, переживаний, настроений человека, которыми он живет, всего его отношения к лю­дям, природе, делам, вещам и т.д. Ибо дух творит себе формы. Правильная духовная жизнь несет в себе здоро­вую во всех отношениях жизнь, является источником то­го благоденствия, к которому естественно стремится каж­дый человек и каждое общество. Напротив, нарушение духовных законов неотвратимо приводит к разрушению всего строя жизни на всех ее уровнях — личном, семей­ном, общественном.

Понимание духовности, как правило, неразрывно свя­зано с другим не менее емким понятием — святостью. В разных религиях и культурах они имеют свой характер. На­ибольший и вполне закономерный интерес вызывает их православный смысл.

ОСНОВЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ 36

(по творениям святителя Игнатия Брянчанинова)

Существо любой религии заключено в духовной жизни, которая является наиболее сокровенной ее стороной. Вхож­дение в эту жизнь требует не только ревности от человека, но и знания законов духовной жизни. Ревность не по разу­му, как известно, плохой помощник. Туманные, расплывча­тые представления об этой главной стороне религиозной жизни приводят христианина, особенно подвизающегося, как правило, к печальным последствиям, в лучшем случае — к бесплодным трудам, но чаще — к самомнению и духов­ным, нравственным и психическим расстройствам. Самая распространенная ошибка в религиозной жизни — это под­мена ее духовной стороны (исполнение заповедей Еванге­лия, покаяние, борьба со страстями, любовь к ближним) внешней — исполнением церковных установлений. Как правило, внешнее без внутреннего делает человека «святым сатаной» — гордым фарисеем, лицемером, отвергнутым Бо­гом. Потому столь необходимо знание основополагающих принципов духовной жизни в Православии.

Неоценимую помощь в этом может оказать опытный руководитель, видящий душу человека. Но такие руководи­тели даже в древние времена были, по свидетельству отцов, большой редкостью. Преподобный Симеон Новый Бого­слов в X в. говорил: «Молитвами и слезами умоли Бога по­слать тебе руководителя бесстрастного и святого. Исследуй и сам Божественные Писания и особенно деятельные писа­ния святых отцов, чтобы, сравнивая с ними то, чему учат тебя учитель и настоятель, мог ты как в зеркале видеть, на­сколько они согласны между собой, и затем согласное с Писаниями усвоять и удерживать в мысли, а несогласное, рассудив добре, отлагать, чтобы не прельститься. Ибо знай, что в эти дни много явилось прелестников и лжеучителей» (Добротолюбие. Т. 5. Гл. 33)·

Тем труднее их найти в настоящее время. Святой Григо­рий Синаит в XIV в. «решился сказать, что в его время вовсе нет благодатных мужей, так сделались они редки... Тем бо­лее в наше время делателю молитвы необходимо наблю­дать величайшую осторожность. Богодухновенных настав­ников нет у нас!»37 (I, 274).

Святые отцы предвидели голод слова Божия (при из­бытке Библии!) в последние времена и предуказали ис­кренне ищущим спасительное средство в их духовной жиз­ни. Это средство — «жительство под руководством отеческих писаний с советом преуспевших современных братий».

Приведенные слова принадлежат одному из авторитет­нейших русских духовных наставников и писателей XIX в. святителю Игнатию Брянчанинову (1807-1867), творения которого являются своего рода православной аскетичес­кой энциклопедией и представляют собой одно из таких «отеческих писаний», имеющих особую для современного христианина ценность. Эта ценность обусловлена тем, что ОНИ:

написаны на основе тщательного изучения святоотече­ских творений и испытаны в горниле личного подвижни­ческого опыта; дают ясное изложение всех важнейших вопросов ду­ховной жизни, в том числе и опасностей, встречающихся на ее пути;

излагают святоотеческий опыт богопознания приме­нительно к психологии и силам человека ближайшей к нам по времени и по степени обмирщенности эпохи (XIX в.).

Здесь представим лишь некоторые из наиболее важных положений его учения по данному вопросу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: