№ п/п | Наименование разделов и тем дисциплины | Содержание темы | |
Раздел 1 Проблема математической поддержки управленческих решений | |||
Тема 1 | Проблема математической поддержки управленческих решений | Понятие проблемной ситуации. Слабо и хорошо формализуемые ситуации. Типовые управленческие задачи, поддающиеся формализации. Математические проблемы математической поддержки управленческих решений. | |
Раздел 2 Методы условной оптимизации по одному критерию | |||
Тема 2 | Линейное программирование последовательностей и функций | Каноническая, стандартная, общая форма задачи линейного программирования. Понятие выпуклого множества. Базисные и небазисные переменные. План задачи. Оптимальный план задачи. Основные теоремы линейного программирования. | |
Тема 3 | Симплекс-метод | Теоретические основы; алгоритм; начальная итерация, признаки неограниченности линейной формы, признаки несовместности условий задачи линейного программирования. | |
Тема 4 | Двойственная задача линейного программирования | Экономическая интерпретация; принцип формирования; теорема двойственности; теорема Данцига\Ордена. | |
Тема 5 | Транспортная задача линейного программирования | Вербальная и формальная постановки задачи; метод потенциалов; правило северо-западного угла; алгоритм расчета потенциалов; расчет характеристических разностей; признаки оптимальности опорного плана; преобразование плана; задача линейного программирования; решение открытой формы транспортной задачи. | |
Тема 6 | Задача динамического программирования | Вербальная и формальная постановки задачи; принцип оптимальности Беллмана; идея сведения общей задачи к задачам оптимизации единственной переменной; вычисления в «прямом времени»; вычисления в «обратном времени». | |
Раздел 3 Целочисленное программирование | |||
Тема 7 | Метод ветвей и границ | Основные понятия. Правила отсечения. Вычислительные проблемы. | |
Тема 8 | Метод Гомори | Алгоритм Гомори: суть, достоинства, проблемы использования. | |
Раздел 4 Антагонистические игры | |||
Тема 9 | Антагонистические игры | . Понятие об игровых моделях, Матричные игры. Максиминная и минимаксная стратегия. Ровновесная ситуация. Седловая точка игры. Решение игр в смешанных стратегиях. Основная теорема матричных игр. Сведение матричной игры к паре двойственных задач линейного программирования. Алгоритм решения матричных игр. | |
Раздел 5Методы сетевого планирования | |||
Тема 10 | Построение сетевого графика | Область применения методов сетевого планирования и управления (СПУ). Основные понятия. Сетевая модель и диаграмма Ганта. Основные действия при использовании методов сетевого планирования. Формальные правила построения сетевого графика. Критическое время комплекса работ: определение, формулы расчета. Резерв времени: определение, формулы расчета, рекомендации по использованию. Критические пути, способы определения. Основные свойства работ сетевого графика. Полный резерв времени. Частный резерв времени второго вида. Независимый резерв времени. Коэффициент напряженности. | |
Тема 11 | Оптимизация сетевого графика | Постановка задачи оптимизации сетевого графика. Оптимизация сетевого графика по времени. Оптимизация сетевого графика по ресурсам. Комплексная оптимизация сетевого графика. |
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
|
|
|
|
ТЕМА 2. Линейное программирование
Занятие 1. Графическое решение задачи линейного программирования
Контрольные вопросы
1.Дайте постановку задачи линейного программирования в общей форме.
2.Дайте определение допустимого и оптимального решения задачи линейного программирования.
3.Сформулируйте задачу линейного программирования в канонической форме.
4.Какие решения задачи называются базисными допустимыми решениями?
5.Приведите геометрическую интерпретацию оптимального решения.
Задачи для решения
1. Составить экономико-математическую модель задачи об использовании ресурсов (задача планирования производства).
Для изготовления двух видов продукции П1 и П2 используют четыре вида ресурсов SI, S2, S3 и S4. Запасы ресурсов, число единиц ресурсов, затрачиваемых на изготовление единицы продукции, приведены в табл. 1.1 (цифры условные).
Таблица 1. 1
Вид ресурса | Запас ресурса | Число единиц ресурсов, затрачиваемых на изготовление единицы продукта | |
П1 | П2 | ||
S1 | |||
S2 | |||
S3 | |||
S4 |
Прибыль, получаемая от единицы продукции П1 и П2, соответственно 20 и 30 тыс. руб.
Необходимо найти план производства, при котором прибыль от её реализации будет максимальной.
2.Выпишите формулы для преобразования следующих ограничений к канонической форме:
aji xj £ bj; х без ограничений.
на дом
aji xi ≥ bj; х без ограничений.
3. Привести задачу линейного программирования к канони-
ческой форме.
x1 + х2 —> max
2 x1 + х2 ≥ 1,
x1 - х2 £ О,
x1 ≥0,х2 ≥0.
на дом
х1 + х2 + х3 —> min
x1 - х3 £ 1,
х2 + х3 ≥ 1,
хj ≥ 0.
4. Найти все допустимые базисные решения задачи линейного программирования с ограничениями.
х1 + х2 £ 5
1.5 х1 + х2 £ 6,
x1 ≥ 0, х2 ≥ 0.
на дом
- 2х1 + х2 £1,
0 £ x1 £ 1, х2 ≥2.
5. Решить задачу линейного программирования, используя
геометрическую интерпретацию.
x1 + 2х2 —> max
x1 — х2 £ 1,
х1, х2≥0
на дом
5x1 - 10х2 —> min
-2 х1+ х2 £ 1,
- х1 + х2 £2,
- З x1 + х 2 £ 8,
- 2 x1 + З х 2 ≥ -9,
- 4 х 1 + З х 2 ≥0,
Занятие 2. Симплекс метод
Контрольные вопросы
1. Дайте определение симплекс-разности.
2.Сформулируйте условие получения оптимального решения в симплекс-методе.
3.Сформулируйте условие неограниченности целевой функции задачи ЛП.
4.Как производится нахождение первоначального допустимого базисного решения?
Задачи для решения
1. Решите задачу линейного программирования симплекс методом.
-2 х 1 - З х 2 + 2 х 4 + З х 5 —» max
2 х 1 — х 2 + х 3 £12,
x1 + х 4 £ 5,
2 х 1 + 2 х 2 + х 3 - 2 х 5 £20,
х1 - х2- 2 х 3+2 х 4-2 х 5£10
-2 x1 + 2 х 2 - 2 х 3 - 2 х 4 + х 5 £ 24,
x1,..., х 5 ≥0
2.Решить задачу линейного программирования двухфазным симплекс методом.
5х1+ 6х2 + 4х3 + 8х4 + 9х5 —> min
х1+ х2 + х3 +-х4 = 7
2х1+ 3х3 +8х4 = 13,
х1 + 2х3 + х5= 8
х1,...,х5 ≥ 0.
Занятие 3. Двойственная задача линейного программирования
Контрольные вопросы
1. Дайте определение симметричной пары двойственных задач.
2. Как связаны решения прямой и двойственных задач?.
3. Сформулируйте условия дополняющей нежесткости.
|
|
Задачи для решения
1.Определить двойственную задачу к задаче.
с1х1 +... + спхп —» max
aji xj £ bj
xj< 0,j =1,...,n.
2. Сформулировать и решить двойственную задачу к
Исходной задаче:
f(X) = 3x1 + 2x2 + 4x3 + x4 max
при условиях
2x1 + 2x2 + 4x3 + 2x4 ≤ 12,
4x1 + 6x2 + x3 + x4 ≤ 25,
( j), xj ≥ 0
Исследовать задачу графическим методом используя переход к двойственной задаче.
ТЕМА 3. Целочисленное программирования
Контрольные вопросы
1. Дайте определение задачи целочисленного программирования.
2. Сформулируйте основную идею метода Гомори.
3. Сформулируйте основную идею решения задачи целочисленного программирования методом ветвей и границ.
4. Выпишите основные шаги решения задачи выпуклого программирования.
Задачи для решения
1. Решить задачу целочисленного программирования методом Гомори и методом ветвей и границ.
7x1 + 9х2 —> max
x1 + Зх2 < 6, 7x1 + х2 <35,
x1,х2 > 0, x1,х2 – целые числа.
на дом
x1 +1.5х2 —> max
x1 + 2х2 < 8, 2 x1 + х2 < 8,
x1,х2 >0, x1,х2 – целые числа.
ТЕМА 4. Динамическое программирование
Контрольные вопросы
1. Сформулируйте основную идею решения задачи целочисленного программирования методом ветвей и границ.
2. Дайте определение задачи о рюкзаке.
3. Сформулируйте основные шаги решения задачи о рюкзаке.
4. Опишите общую схему решения задач методом динамического программирования.
Задачи для решения
1. Решить методом динамического программирования задачу
о рюкзаке.
2х{ + Зх2 + х3 + 2х4 -» max,
х1 + 2х2 + х3 + 2х4 < 4, хк {0,1}, к = 1,2, 3, 4.
2. Решить методом динамического программирования задачу:
при условии
- целые неотрицательные числа
ТЕМА 5. Антагонистические игры двух лиц
Занятие 1
Контрольные вопросы
1. Дайте общее определение игры.
2. Дайте определение антагонистической игры двух лиц.
3. Дайте определение нижней и верхней цены игры, цены игры.
4. Дайте определение максиминной и минимаксной стратегий.
Задачи для решения
1. Найти максиминные и минимаксные стратегии, верхнюю и нижнюю цены антагонистической игры, заданной платежной матрицей:
Занятие 2
Контрольные вопросы
|
|
1. Дайте определение седловой точки для матричной игры двух лиц.
2. Сформулируйте как взаимосвязаны масиминная и минимаксная стратегии и седловая точка.
Занятие 3
Контрольные вопросы
1. Дайте определение смешанного расширения матричной игры.
2. Сформулируйте основные свойства функции выигрышей в смешанных стратегиях.
3. Сформулируйте теорему фон Неймана.
4. Дайте определение доминирующей и доминируемой стратегий.
Задачи для решения
' |
1. Решить матричную игру в смешанных стратегиях, заданную платежной матрицей
Тема. Методы сетевого планирования
1. Рассчитать временные характеристики работ;
2. Определить критические пути;
3. Рассчитать коэффициенты напряженности работ;
4. Расположить работы по зонам напряжённости.
№ | Работа | Продолжительность работ (в днях) |
1. | (0,1) | |
2. | (0,3) | |
3. | (0,5) | |
4. | (1,2) | |
5. | (1,3) | |
6. | (1,4) | |
7. | (2,7) | |
8. | (3,4) | |
9. | (3,5) | |
10. | (3,6) | |
11. | (4,6) | |
12. | (4,7) | |
13. | (5,6) | |
14. | (5,8) | |
15. | (5,9) | |
16. | (6,7) | |
17. | (6,8) | |
18. | (6,9) | |
19. | (6,10) | |
20. | (7,10) | |
21. | (8,9) | |
22. | (9,10) | |
23. | (9,11) | |
24. | (10,11) |