Анализ и методы интерпретации

Для анализа полученной информации применяются различные методы (рис. 47).


Рис. 47. Методы анализа информации

1. Диаграммы рассеивания

Построение диаграммы рассеивания – быстрый и простой метод установления наличия связи между двумя множествами данных. Например, на этапе сбора данных собрана информация о времени изготовления детали и ее соответствии требованиям качества. Нанесение соответствующих значений на график, у которого время изготовления детали на одной оси (Х) и долей бракованных деталей на другой оси (У), поможет выявить существование такой связи между указанными множествами и ее характер. На рисунке 48 приведен пример подобного графика. Наибольшая доля брака приходится на периоды в начале и конце рабочей смены, а также непосредственно после перерыва. Наиболее качественные детали изготавливаются в середине рабочих интервалов.

       
 
 
   
Время рабочей смены в мин


Рис.48. Диаграмма рассеивания доли бракованных

изделий в зависимости от времени их изготовления

Диаграммы рассеивания могут использоваться и для определения силы, интенсивности взаимосвязей между наборами данных. Однако здесь мы только определяем соотношения, но не обязательно устанавливаем причинно-следственный характер этих связей. Если диаграмма рассеивания показывает существование очень сильной связи между наборами данных, то это может быть значимым аргументом в пользу существования причинно-следственной связи, но это может быть и совпадением.

2. Диаграмма причины-следствия

Графики причины-следствия – особенно эффективный метод в поиске глубинных причин проблем. Применение данного метода включает нахождение ответов на вопросы: что происходило, когда, где, как и почему, как прежде? К полученным ответам прибавляется вторичная информация. Данный метод может также использоваться для определения области, где необходима дополнительная информация. Графики причины-результата, которые также известны как графики «рыбья кость» и диаграмма Ишикавы (рис. 49), широко используются в программах повышения качества продукции.

Процедура построения диаграммы причины-следствия включает следующие этапы:

1. Определение проблемы.

2. Определение главных элементов по возможным причинам проблемы. Для этого может быть использована любая классификация элементов. Наиболее часто на этом этапе выделяются шесть элементов: машины; трудовые ресурсы; материалы; методы и процедуры; финансовые ресурсы, информация.

3. Систематическое выявление фактов и групповое обсуждение для определения возможных причин по этим элементам. Все, что может влиять на результат, должно рассматриваться и записываться как потенциальная причина.

4. После записи всех потенциальных причин на графике под каждым классом проводится обсуждение каждого зафиксированного пункта. На этой основе осуществляется группировка, комбинирование и разъяснение причин. Рисунок 49 показывает общую форму графика причины-резуль­тата для анализа проблемы брака при покраске поверхности бытового холодильника.

При применении диаграмм причины – следствия необходимо учитывать ряд моментов.

1. Использовать отдельные графики для каждой проблемы. Это позволяет избежать путаницы результатов, что весьма вероятно при объединении различных проблем на одном графике.

2. Графики должны быть доступны каждому участнику рабочей группы по принятию решения. Целесообразно использовать большие листы бумаги с большими расстояниями между пунктами.

3. Не следует перегружать диаграммы. Можно строить, если это необходимо, отдельные графики для каждого главного класса причин на основной диаграмме причины-результата, например для среды, оборудования.

4. Всегда нужно быть готовым к тому, что потребуется переделка уже построенных диаграмм, их очистка от несущественных элементов, изменение набора основных элементов.

5. При построении диаграмм нельзя использовать неопределенные утверждения типа «возможный недостаток».

3. Графики Парето

На стадии анализа и интерпретации информации необходимо выявить различия между тем, что является более важным, и тем, что относительно менее важно. Цель анализа по Парето состоит в том, чтобы различить «немногие первостепенные причины» и «многочисленные тривиальные причины». Этот метод включает ранжирование информации по типам проблемы или причинам проблемы в порядке их важности. Это может использоваться для выдвижения на первый план тех аспектов, где принятие решений будет особенно полезно.

Анализ по Парето основан на часто встречающемся явлении, когда относительно немногие причины объясняют большинство результатов. Например, основу дохода для любой компании составляют поступления от относительно немногих наиболее крупных клиентов. Это часто называют правилом 80-20: обычно 80 процентов проблем или возможностей может быть объяснено 20 процентами вероятных причин. Общая форма зависимости результата от важнейших факторов приведена в таблице 7.

Таблица 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: