Этот этап расчетов имеет целью связать все пункты каждого маршрута, начиная с пункта А, замкнутой линией, которой соответствует кратчайший путь объезда этих пунктов. С этой целью проводятся специальные расчеты, один из методов которых, называемый «методом треугольников», приводится ниже.
Для каждого маршрута строят таблицу, называемую симметричной матрицей. Для маршрута 1 она приведена в табл. 3. По главной диагонали в ней размещены пункты, включаемые в маршрут. Цифры в клетках показывают кратчайшие расстояния между ними. Для примера матрица является симметричной Cij = Cji, хотя приведенный ниже способ применим для размещения несимметричных матриц.
Начальный маршрут строим для трех пунктов матрицы А, Б, В, имеющих наибольшие значения величины, показанной в итоговой строке (41, 26, 24), т.е. маршрут АБВА.
Таблица 3 Симметричная матрица для первого маршрута
А | |||||
Б | |||||
В | |||||
Г | |||||
Д | |||||
Е | |||||
Для включения последующих пунктов в маршрут выбираем из оставшихся пунктов в таблице пункт, имеющий наибольшую сумму, например, Е (24). Затем необходимо определить между какими пунктами начального маршрута его следует вставить. Для этого следует поочередно вставлять пункт Е между каждой соседней парой пунктов АБ, БВ, ВА.
|
|
При этом для каждой пары пунктов необходимо найти величину приращения маршрута (∆) по формуле:
∆kp = Cki + Cip – Ckp,
где С – расстояние, км;
i - индекс включаемого пункта;
k – индекс первого пункта из пары;
p – индекс второго пункта из пары.
При включении пункта Е между первой парой пунктов АБ определяем размер приращения ∆АБ при условии, что i =Е, k = A, p = Б. Тогда
∆АБ = САЕ + СЕБ – САБ.
Соответствующие расстояния между пунктами берутся в табл. 3 и получаем ∆АБ = 7 + 4 – 11 = 0.
Для пунктов БВ приращение маршрута при включении пункта Е равно:
∆БВ = СБЕ + СЕВ – СБВ,
т.е. ∆БВ = 4 + 6 – 3 = 7.
Для пунктов ВА соответственно:
∆ВА = СВЕ + СЕА – СВА,
т.е. ∆ВА = 6 + 7 – 9 = 4.
Из полученных значений выбираем минимальное значение, т.е. ∆АБ = 0 и между соответствующими пунктами вставляем пункт Е. Получаем маршрут АЕБВА.
Вновь в табл.3 выбираем один из еще не включенных в маршрут пунктов Д. Все дальнейшие расчеты проводятся, как это было показано выше:
∆АЕ = САД + СДЕ – САЕ = 5 +3 – 7 = 1
∆ЕБ = СЕД + СДБ – СЕБ = 3 + 6 – 4 = 5
∆БВ = СБД + СДВ – СБВ = 6 + 4 – 3 = 7
∆ВА = СВД + СДА – СВА = 4 + 5 – 9 = 0.
Так как наименьшей величиной является ∆ВА, пункт Д включаем между ВА и получаем маршрут АЕБВДА.
|
|
Остается определить, куда следует вставить пункт Г. Производим соответствующие расчеты:
∆АЕ = САГ + СГЕ – САЕ = 9 + 4 – 7 = 6
∆ЕБ = СЕГ + СГБ – СЕБ = 4 + 2 – 4 = 2
∆БВ = СБГ + СГВ – СБВ = 2 + 2 – 3 = 1
∆ВД = СВГ + СГД – СВД = 2 + 4 – 4 = 2
∆ДА = СДГ + СГА – СДА = 4 + 9 – 5 = 8.
Здесь наименьшее приращение ∆БВ, поэтому получаем окончательный порядок объезда пунктов первого маршрута АЕБГВДА, длина которого составит 24 км. Можно утверждать, что полученная последовательность объезда дает наименьший или весьма близкий к наименьшему пути путь объезда пунктов маршрута 1.
По маршруту 2 проводятся аналогичные расчеты, исходные данные для которых представлены в табл. 4. В результате указанных расчетов порядок объезда пунктов в этом маршруте будет АЖИЛКМЗА и путь движения в данном случае составит 33 км. На рис. 3 представлена схема движения по маршрутам 1 и 2.
Если указанные маршруты являются только развозочными или только сборными, то на этом все расчеты заканчиваются. Если же по маршруту одновременно производится развоз и сбор груза, необходимо провести дополнительный, четвертый этап расчетов.
Таблица 4 Симметричная матрица для второго маршрута
А | ||||||
Ж | ||||||
З | ||||||
И | ||||||
К | ||||||
Л | ||||||
М | ||||||