Бог, вмороженный в форму

Все, кого я знаю, поддерживают взаимоотношения как

минимум с одним человеком. (Если бы это было не так,то я

бы их не знал.) Межличностные взаимоотношения —основ-

ная тема нашей беседы в этой главе. Чтобы вырваться из сети

сна, сотканной нашим умом, нам нужно выйти за пределы

ума и войти в чистое Истинное Я. Подобным же образом,

для того чтобы в полной мере понять взаимоотношения

между людьми, нам нужно отвлечься от них и посмотреть

на другие взаимоотношения —между человеком и Богом.

Когда мы зрим Бога в явлениях повседневной жизни, наша

индивидуальная борьба за вселенскую гармонию прекра-

щается. Когда камешек на ладони отражает в себе гармонию

сфер, страдание уходит за пределы твоего мира.

Многие из нас ожидают от Бога защиты и помощи. Если

наше восприятие более традиционно (то есть опирается

на устоявшиеся представления о причине и следствии), мы

склонны считать, что Бог обладает тем или иным физиче-

ским обликом —как правило, человеческим. Очеловечивая

Бога, мы получаем возможность общаться и взаимодейство-

вать с Ним (с Ней) привычным для нас способом. Мы раз-

говариваем с Богом приблизительно так, как разговаривали

бы друг с другом. Когда дела идут не так, как хотелось бы,

мы просим Бога вмешаться и все поправить. Из опыта нам

известно, что некоторые люди защищают нас и помогают

нам. Чаще всего это родители, супруги и немногие другие.

Нам известно, что это такое, когда тебя любят необуслов-

ленно. Мы также знакомы с любовью, ограниченной теми

или иными условиями, и знаем, что даже любящие нас люди

способны причинить боль.

Эти человеческие качества мы переносим и на Бога.

Многие из нас считают, что наш Бог создал что-то вроде

духовной полосы препятствий, где нам надлежит преодо-

левать боль, страдание и страх. Предполагается, что с их

помощью мы должны научиться отличать добро от зла.

Теоретически, если мы справляемся хорошо, то получаем

награду. А неправильные действия должны принести нам

еще больше боли. Однако наш мир изобилует примерами

обратного. Разве мы не читали о людях (а возможно, даже

знаем их лично), которые ничего хорошего никогда не де-

лали, но все равно процветают? Кто-то скажет, что рано или

поздно они все равно получают свое, —но и это не всегда

так. В попытках как-то устранить эту несостыковку роди-

лась концепция кармы —вера в то, что добрые действия

порождают добро, а злые —зло. Идея кармы подкрепляется

и учением Христа: ≪Что посеешь, то и пожнешь≫. Такие идеи

могут породить в человеке отношение к миру как в басне о

лисе и винограде или, наоборот, пробудить уверенность в

собственном нравственном превосходстве —в зависимо-

сти от личности и от обстоятельств жизни. Кармическая

концепция подразумевает, что действия и вещи незави-

симы от Бога и от Истинного Я. Она гласит, что мы можем

контролировать свою жизнь посредством собственных

поступков. И благие деяния обеспечат нам вхождение на

Небеса. Однако в таком подходе к спасению есть серьезный

изъян.

Да, это верно, что Христос говорил: ≪Что посеешь, то и

пожнешь≫. Он же говорил: ≪Одни только добрые дела не

откроют тебе путь на Небеса≫. В какой-то момент мы со-

вершили индуктивный логический скачок с пресловутой

сковороды в духовный огонь. Идея духовного роста, по-

видимому, согласуется с достижениями западной науки.

Подобным же образом, квантовая теория не отрицает за-

мечательные достижения Ньютона и других светил клас-

сической физики. Она включает в себя и развивает их

наработки. Оба взгляда на мир дополняют друг друга. Но

переключая восприятие с локализованного ньютоновско-

го взгляда на нелокализованный, ничем не ограниченный

взгляд квантовой механики, мы тем самым расширяем

свое мировоззрение далеко за пределы действия простых

причинно-следственных связей.

Чтобы оценить этот сдвиг восприятия с духовной точки

зрения, нам необходимо отказаться от формы Бога. Или,

точнее, расширить эту форму за пределы бесконечности —ar за пределы формы. Именно наши ≪представления≫ о Боге

вморозили Его в эту форму. Конечно, Бог в этой форме

присутствует —я не утверждаю, что Его там нет. Но Он

есть нечто гораздо большее. Он есть Это. А Это включает

Его. По определению, Бог есть везде и во все времена. Любая

форма —даже форма Бога —имеет определенные границы.

А если Бог пребывает везде и всегда, Он должен присут-

ствовать не только в Своей форме, но и за ее пределами.

Если же это не так, значит, Он ограничен, а следовательно,

не является Богом.

В этом проблема. Когда мы ограничиваем Бога формой,

нам не удается осознать свое высшее величие и значение.

В результате мы в своем уме всегда остаемся отделены от

Бога и от сотворенного Им мироздания. Но если Бог при-

сутствует везде и всегда, значит, мы тоже —Бог. Как мы

можем быть вне Бога? Когда мы отделяем себя от Бога, в глу-

бине нашей души возникает ощущение изоляции и страха.

Это ощущение изоляции порождает эго.

Чем сильнее наше ощущение изоляции, тем больше

усилий мы вкладываем в поиски Бога. Чем больше усилий

вкладывается в поиски Бога, тем сложнее нам Его найти. Га-

ридас Чаудхури, философ и проповедник мудрости Востока,

говорит о тщетности поисков совершенства: ≪Чем больше

мы делаем ударение на совершенстве, тем дальше оно от нас

уходит≫. До тех пор пока мы лелеем идею, что Бог обладает

формой, нам не обрести покоя, ибо Бог не имеет формы и в

то же время Он есть все формы.

Мы держимся за представления о форме Бога потому,

что боимся потерять то, что у нас есть. Уж лучше иметь Бо-

жественную формочку, чем вообще ничего. Но так ли это?

Чтобы объять Бога во всей Его полноте, нам нужно уподо-

биться мартышке, перелетающей с ветки на ветку. Нам нуж-

но отказаться от всего, что у нас есть, ради движения вперед.

Сама мысль о том, чтобы разжать ладонь и полететь через

пустоту, поначалу пугает. Но это лишь вопрос восприятия.

Стоит прекратить цепляться за свои представления о фор-

ме Бога, и мы обретаем свободу, не вмещающуюся в слова

и превосходящую любые ожидания. Мы ничего не теряем.

Мы обретаем Вечность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: