Все, кого я знаю, поддерживают взаимоотношения как
минимум с одним человеком. (Если бы это было не так,то я
бы их не знал.) Межличностные взаимоотношения —основ-
ная тема нашей беседы в этой главе. Чтобы вырваться из сети
сна, сотканной нашим умом, нам нужно выйти за пределы
ума и войти в чистое Истинное Я. Подобным же образом,
для того чтобы в полной мере понять взаимоотношения
между людьми, нам нужно отвлечься от них и посмотреть
на другие взаимоотношения —между человеком и Богом.
Когда мы зрим Бога в явлениях повседневной жизни, наша
индивидуальная борьба за вселенскую гармонию прекра-
щается. Когда камешек на ладони отражает в себе гармонию
сфер, страдание уходит за пределы твоего мира.
Многие из нас ожидают от Бога защиты и помощи. Если
наше восприятие более традиционно (то есть опирается
на устоявшиеся представления о причине и следствии), мы
склонны считать, что Бог обладает тем или иным физиче-
ским обликом —как правило, человеческим. Очеловечивая
Бога, мы получаем возможность общаться и взаимодейство-
|
|
вать с Ним (с Ней) привычным для нас способом. Мы раз-
говариваем с Богом приблизительно так, как разговаривали
бы друг с другом. Когда дела идут не так, как хотелось бы,
мы просим Бога вмешаться и все поправить. Из опыта нам
известно, что некоторые люди защищают нас и помогают
нам. Чаще всего это родители, супруги и немногие другие.
Нам известно, что это такое, когда тебя любят необуслов-
ленно. Мы также знакомы с любовью, ограниченной теми
или иными условиями, и знаем, что даже любящие нас люди
способны причинить боль.
Эти человеческие качества мы переносим и на Бога.
Многие из нас считают, что наш Бог создал что-то вроде
духовной полосы препятствий, где нам надлежит преодо-
левать боль, страдание и страх. Предполагается, что с их
помощью мы должны научиться отличать добро от зла.
Теоретически, если мы справляемся хорошо, то получаем
награду. А неправильные действия должны принести нам
еще больше боли. Однако наш мир изобилует примерами
обратного. Разве мы не читали о людях (а возможно, даже
знаем их лично), которые ничего хорошего никогда не де-
лали, но все равно процветают? Кто-то скажет, что рано или
поздно они все равно получают свое, —но и это не всегда
так. В попытках как-то устранить эту несостыковку роди-
лась концепция кармы —вера в то, что добрые действия
порождают добро, а злые —зло. Идея кармы подкрепляется
и учением Христа: ≪Что посеешь, то и пожнешь≫. Такие идеи
могут породить в человеке отношение к миру как в басне о
лисе и винограде или, наоборот, пробудить уверенность в
|
|
собственном нравственном превосходстве —в зависимо-
сти от личности и от обстоятельств жизни. Кармическая
концепция подразумевает, что действия и вещи незави-
симы от Бога и от Истинного Я. Она гласит, что мы можем
контролировать свою жизнь посредством собственных
поступков. И благие деяния обеспечат нам вхождение на
Небеса. Однако в таком подходе к спасению есть серьезный
изъян.
Да, это верно, что Христос говорил: ≪Что посеешь, то и
пожнешь≫. Он же говорил: ≪Одни только добрые дела не
откроют тебе путь на Небеса≫. В какой-то момент мы со-
вершили индуктивный логический скачок с пресловутой
сковороды в духовный огонь. Идея духовного роста, по-
видимому, согласуется с достижениями западной науки.
Подобным же образом, квантовая теория не отрицает за-
мечательные достижения Ньютона и других светил клас-
сической физики. Она включает в себя и развивает их
наработки. Оба взгляда на мир дополняют друг друга. Но
переключая восприятие с локализованного ньютоновско-
го взгляда на нелокализованный, ничем не ограниченный
взгляд квантовой механики, мы тем самым расширяем
свое мировоззрение далеко за пределы действия простых
причинно-следственных связей.
Чтобы оценить этот сдвиг восприятия с духовной точки
зрения, нам необходимо отказаться от формы Бога. Или,
точнее, расширить эту форму за пределы бесконечности —ar за пределы формы. Именно наши ≪представления≫ о Боге
вморозили Его в эту форму. Конечно, Бог в этой форме
присутствует —я не утверждаю, что Его там нет. Но Он
есть нечто гораздо большее. Он есть Это. А Это включает
Его. По определению, Бог есть везде и во все времена. Любая
форма —даже форма Бога —имеет определенные границы.
А если Бог пребывает везде и всегда, Он должен присут-
ствовать не только в Своей форме, но и за ее пределами.
Если же это не так, значит, Он ограничен, а следовательно,
не является Богом.
В этом проблема. Когда мы ограничиваем Бога формой,
нам не удается осознать свое высшее величие и значение.
В результате мы в своем уме всегда остаемся отделены от
Бога и от сотворенного Им мироздания. Но если Бог при-
сутствует везде и всегда, значит, мы тоже —Бог. Как мы
можем быть вне Бога? Когда мы отделяем себя от Бога, в глу-
бине нашей души возникает ощущение изоляции и страха.
Это ощущение изоляции порождает эго.
Чем сильнее наше ощущение изоляции, тем больше
усилий мы вкладываем в поиски Бога. Чем больше усилий
вкладывается в поиски Бога, тем сложнее нам Его найти. Га-
ридас Чаудхури, философ и проповедник мудрости Востока,
говорит о тщетности поисков совершенства: ≪Чем больше
мы делаем ударение на совершенстве, тем дальше оно от нас
уходит≫. До тех пор пока мы лелеем идею, что Бог обладает
формой, нам не обрести покоя, ибо Бог не имеет формы и в
то же время Он есть все формы.
Мы держимся за представления о форме Бога потому,
что боимся потерять то, что у нас есть. Уж лучше иметь Бо-
жественную формочку, чем вообще ничего. Но так ли это?
Чтобы объять Бога во всей Его полноте, нам нужно уподо-
биться мартышке, перелетающей с ветки на ветку. Нам нуж-
но отказаться от всего, что у нас есть, ради движения вперед.
Сама мысль о том, чтобы разжать ладонь и полететь через
пустоту, поначалу пугает. Но это лишь вопрос восприятия.
Стоит прекратить цепляться за свои представления о фор-
ме Бога, и мы обретаем свободу, не вмещающуюся в слова
и превосходящую любые ожидания. Мы ничего не теряем.
Мы обретаем Вечность.