Впервые Н. Е. Введенский установил, что седалищный нерв лягушки сохраняет способность к проведению возбуждения даже при многочасовом непрерывном раздражении. Но при непрямом раздражении нервно-мышечного препарата мышца этого препарата через некоторое время перестает сокращаться, хотя при непосредственном раздражении самой мышцы наблюдаются ее сокращения с первоначальной амплитудой. В чем причина этого явления?
Вопрос №1. Опишите строение химического синапса?
Вопрос №2. Что называется субсинаптической мембраной?
Вопрос №3. Опишите механизм передачи возбуждения в химических возбуждающих синапсах?
Вопрос №4. Перечислите основные физиологические свойства химических синапсов?
Вопрос №5. Почему в нервно-мышечном препарате утомление раньше всего развивается в синапсе?
ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА
ЗАДАЧА № 6
В неврологическое отделение больницы доставлен мужчина с травмой позвоночника. Врач установил у него исчезновение коленного, ахиллова и подошвенного рефлексов.
Вопрос №1. Какие отделы спинного мозга подверглись травме?
Вопрос №2. Вспомнив классификацию рефлексов, ответьте: какими, с разных точек зрения, являются перечисленные выше рефлексы.
Вопрос №3. Сохранится ли болевая чувствительность в нижних конечностях после такой травмы?
Вопрос №4. Сохранится ли способность к произвольным движениям нижних конечностей после такой травмы?
Вопрос №5. Какое клиническое значение имеет определение данных рефлексов?
ЗАДАЧА № 7
На уроке в первом классе изучение нового материала давалось в игровой форме. Все дети были включены в игру и принимали в ней активное участие. Когда в коридоре возник шум, никто из детей не прореагировал.
Вопрос №1. Какой принцип координационной деятельности ЦНС отражает эта ситуация?
Вопрос №2. Что характерно для деятельности ЦНС согласно этому принципу?
Вопрос №3. Какими свойствами обладает доминантный очаг?
Вопрос №4. Каков физиологический смысл данного принципа?
Вопрос №5. Какие еще принципы координационной деятельности ЦНС вы знаете?
ЗАДАЧА № 8
Молодой человек шел в институт. В голове вертелась навязчивая мелодия, услышанная утром по радио. В институте он встретился с друзьями, начался разговор, и мелодия вылетела из головы.
Вопрос №1. Какой принцип распространения возбуждения в нервных центрах (в нейронных сетях) лежит в основе данной ситуации (в голове вертится навязчивая мелодия)?
Вопрос №2. Объясните суть данного принципа.
Вопрос №3. Почему мелодия вылетела из головы после начала разговора с друзьями?