Суть: Обучаемому предлагается текст с подробным описанием сложившейся в организации ситуации и задача, требующая решения. Иногда в тексте предлагаются уже осуществленные менеджером действия для анализа их правомерности. Но чаще всего обучаемый должен осуществить какие-либо процедуры, связанные с аналитической деятельностью: систематизация проблем, их ранжирование, произведение расчетов, сравнительных действий и т.д. – и только затем принимать решение. При использовании метода ситуационного упражнения больше внимания уделяется индивидуальному подходу к проблеме и ее решению, чем групповому.
Для СУ не является характерным или обязательным наличие четко сформулированного вопроса, поэтому наиболее трудным этапом в решении СУ является определение главной задачи. СЗ может не иметь однозначного решения. Ситуация, лежащая в основе задачи, может предполагать множество решений, более или менее близких к оптимальному. Многообразие вариантов возможных решений используется в дискуссии для анализа и оценки различных подходов к решению.
|
|
Цель использования: данный метод чаще используется при освоении экономических, юридических, маркетинговых аспектов менеджмента.
Развивает следующие навыки: усвоение знаний и приобретение профессиональных и управленческих навыков и умений на основе деятельности в условиях, приближенному к реальному производству.
Рекомендации и специфика использования: В основе ситуационного упражнения (СУ) лежит конкретная ситуация, однако материал в ней подкреплен результатами специальных исследований, формами статистической отчетности и другой информацией.
Ситуационная задача отличается от конкретной ситуации:
- более четкой постановкой задачи как с качественной, так и с количественной точек зрения;
- необходимостью со стороны обучаемых выполнения расчетов – экономических, математических, технических и др.;
- представлением результата решения только в виде количественных показателей, графиков, формул, графически изображенных структур;
- тем, что условия СЗ представляют собой реальное событие из производственной или управленческой практики.
К основным признакам СЗ относятся следующие:
- конструктивность, анализ реальных данных конкретного предприятия;
- наличие сложившейся ситуации, которая описывается в задаче;
- постановка серии вопросов, определяющих направление поиска главной задачи и возможных вариантов ее решения;
- недостаток исходной информации для имитации вероятностного характера управленческой деятельности;
- многовариантность возможных вариантов;
- групповое взаимодействие при индивидуальном мнении, порождающее состязание и конкуренцию.