Публицистическому тексту

Текст

<...>Если искусство чему-то и учит (и художники в первую голову), то именно частности человеческого существования. <...> Оно вольно или невольно поощряет в человеке именно его ощущение индивидуальности, уникальности, отдельности — превращая его из общественного животного в личность. Многое можно разделить: хлеб, ложе, убежище — но не стихотворение, скажем, Райнера Марии Рильке. Произведение искусства, литература в особенности и стихотворение в частности, обращается к человеку tet-a-tet, вступая с ним в прямые, без посредников, отношения.

Великий Баратынский, говоря о своей Музе, охарактеризовал её как обладающую «лица необщим выраженьем». В приобретении этого необщего выражения и состоит, видимо, смысл индивидуального существования.<...>Независимо от того, является человек писателем или читателем, задача его состоит прежде всего в том, чтоб прожить свою собственную, а не навязанную или предписанную извне, даже самым благородным образом выглядящую жизнь<...> Было бы досадно израсходовать этот един­ственный шанс на повторение чужой внешности, чужого опыта, на тавтологию. <...> Возникшая для того, чтобы дать нам представление не столько о наших истоках, сколько о том, на что «сапиенс» способен, книга является средством перемещения в пространстве опыта со скоростью переворачиваемой страницы. Перемещение это, в свою очередь, оборачивается бегством от общего знаменателя <...> в сторону необщего выражения лица, в сторону личности, в сторону частности. <...>

Я не сомневаюсь, что, выбирай мы наших властителей на основании их читательского опыта, а не на основании их политических программ, на земле было бы меньше

горя. <...>Хотя бы уже по одному тому, что насущным хлебом литературы является именно человеческое разнообразие и безобразие, она, литература, оказывается надёжным противоядием от каких бы то ни было — известных и будущих — попыток тотального, массового подхода к решению проблем человеческого существования. Как система нравственного, по крайней мере, страхования, она куда более эффективна, нежели та или иная система верований или философская доктрина. <...>

Ни один уголовный кодекс не предусматривает наказаний за преступления против литературы. И среди преступлений этих наиболее тяжким является не преследование авторов, не цензурные ограничения и т. п., не предание книг костру. Существует преступление более тяжкое — пренебрежение книгами, их не-чтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью; если же преступление это совершает нация — она платит за это своей историей. (Из Нобелевской лекции, прочитанной И. А. Бродским в 1987 г. в США).

Этапы работы

1. Внимательно читаем текст. Формулируем проблему (проблемы), поставленную в тексте.

Представленный текст относится к публицистическому стилю. Обычно в таких текстах ставится не одна, а несколько проблем. Чтобы обозначить затронутые проблемы, нужно внимательно прочесть каждый абзац и поставить к нему вопрос.

В тексте 4 абзаца и, соответственно, 4 вопроса-проблемы:

а) Что помогает человеку осознать себя индивидуально­стью?

б) В чём смысл индивидуального существования человека?

в) Какое значение имеет чтение книг в решении проблем общества?

г) К чему ведёт пренебрежение книгами?

Таким образом, основная проблема — роль литературы в жизни человека и общества.

2. Комментируем (поясняем) сформулированную нами основную проблему.

Чтобы выявить аспекты проблемы, нужно определить (назвать) тему каждого абзаца и отметить факты (если они есть), на которые ссылается автор.

Размышляя над проблемой, автор говорит:

а) о роли искусства, в частности литературы, в обретении человеком «своего» лица;

б) о праве человека на индивидуальность (отправной точкой является цитата из Баратынского);

в) о необходимости и обязательности нравственного подхода к решению проблем общества;

г) об исключительной роли книг в жизни человека и общества.

3. Определяем авторскую позицию, т. е. находим в каждом абзаце ответы, данные автором на поставленные вопросы:

а) искусство помогает человеку обрести опыт и сознание своей индивидуальности;

б) человек — не «общественное животное», а индивидуальность, его задача — прожить «свою» жизнь;

в) литература — система нравственного страхования общества;

г) «не-чтение» книг — преступление против себя и общества.

4. Выразите собственное мнение относительно заявленных проблем и позиции автора. Аргументируйте своё мнение.

5. Напишите черновик сочинения, отредактируйте его, перепишите на чистовик, проверьте грамотность.

=30


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: