Использование коннотаций, основанных на сравнении с животным при конструировании метафор отрицательных эмоций

Процессы метафоризации в направлении «животное – человек» (в том числе «животное – психический мир») протекают достаточно интенсивно. Например, посредством метафорических образов кусающих, терзающих, грызущих животных нередко передаётся внутреннее напряжение и возбуждение: тоска навалилась, страх заползает в душу, обида мучает, зависть грызёт, ревность гложет, досада точит и т.п. Таким образом, некоторые эмоции (в них преобладает чувство над интеллектуальной оценкой) в языке представляются как враждебная сила, извне завоёвывающая человека.

В работе с метафорой представляется важным также разграничение языковых и художественных («образно-эстетических») метафор. Так, обобщая свойства художественной метафоры, отличающие ее от метафоры языковой, Г.Н. Скляревская пишет: «ХМ внесистемна (т.е. не входит в лексическую систему языка. – Н.М.), субъективна (отражает индивидуальный взгляд на мир), выполняет эстетическую функцию, сохраняет «авторство», обладает максимальной синтагматической обусловленностью, уникальна, невоспроизводима» [Скляревская, 1993, 40]. Для художественной метафоры в высшей степени характерны «апелляция к воображению, а не к знанию», актуализация «случайных связей» (с точки зрения логики вещей, но не с точки зрения ассоциативного мышления художника), отсутствие мотивации или ее затемненность, допущение разных интерпретаций [Арутюнова, 1999, 384].

Разные метафорические модели, меняя угол зрения на объект, дают стереоскопическое, а не плоскостное его изображение, представляют концепт во всей его сложности и многообразии свойств и проявлений, зависящих обратной связью от ситуаций употребления и типов дискурсов, в которых формировалось его содержание [Сулименко, 2002, 47].

Уместное и корректное употребление метафорических образов, их развёрнутость в создаваемых учениками «портретах эмоций» есть результат ассоциативно-когнитивного научения через систему ЛКЗ и специальных речевых упражнений по развитию творческого воображения и чувства языка.

Среди текстовых ЛКЗ на моделирование метафорического портрета концепта нами выделяются учебные задачи

· на составление «портрета эмоции» на основе реализации одной из метафорических моделей (например, «водяного портрета» радости);

· на конструирование текста на основе ассоциативно-смыслового развёртывания заданного художественного образа;

· на моделирование метафорического портрета на основе «собирания» (из разных поэтических источников) ключевых признаков концепта;

· на создание национально-культурных «портретов эмоций» на основе фольклорных образов;

· на конструирование аллегорических портретов чувств на основе мифологических образов (например, портрет материнской скорби – Ниобы);

· на использование художественного текста как метафорического портрета-загадки для моделирования собственного текста-рассуждения по первой фразе: «Я считаю, что писателем/поэтом создан метафорический портрет (название чувства), так как …»;

· на создание собственного (чувственно-смыслового) контекста для оксюморона (например, правдивая ложь, нарядная печаль, грустная радость, жестокая жалость, лютая справедливость и т.д.);

· насоздание сложного художественного контекста для метафорических прецедентных текстов концепта (например, синяя птица счастья).

Текстовые ЛКЗ на понимание, анализ, достраивание и конструирование метафор и развернутых метафорических образов одновременно содержат средства, способные помочь ученику в постижении метафоры. Приведем примеры типовых текстовых ЛКЗ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: