Диагностирование автомобилей по критериям безопасности эксплуатации

В зависимости от состава диагностируемых узлов и агрегатов различается диагностирование по критериям экономичности и безопасности эксплуатации.

По критериям экономичности эксплуатации диагностируют узлы и системы двигателя (цилиндро-поршневую группу, работу цилиндров, клапаны, системы питания, зажигания и др.), трансмиссии, установку управляемых колес, перекос мостов, электронные системы автоматического управления в конструкциях агрегатов и систем, колесные подшипники, систему пуска, узлы электрооборудования и специальное оборудование, применяемое на транспортных средствах. Для диагностирования используют нормативы, установленные изготовителями транспортных средств в эксплуатационной документации, и рекомендации специалистов-эксплуатационников, содержащиеся в руководствах, типовых технологиях выполнения ТО и ремонта конкретных моделей транс­портных средств или рекомендациях изготовителей средств техни­ческого диагностирования.

Диагностирование по критериям экономичности эксплуатации проводят при ТО и ремонте указанных систем и агрегатов для поиска места или характера неисправности, для выполнения регулировок и заключительного контроля качества выполненных работ. Глубину диагностирования заранее не устанавливают и проверки продолжают до обнаружения неисправной детали, группы деталей или узла, подлежащих замене в процессе ремонта. После обнару­жения неисправной детали или узла их заменяют и повторяют диагностирование.

Конструкция транспортного средства с учетом его категории и назначения с точки зрения критериев безопасности должна обеспечивать:

- эффективное действие тормозной системы;

- эффективное действие рулевого управления, управляемость и устойчивость;

- минимизацию травмирующих воздействий на находящихся в транспортном средстве людей и возможность их эвакуации после дорожно-транспортного происшествия;

- минимизацию физического воздействия на других участников движения;

- пожарную безопасность;

- обзорность внешнего пространства для водителя;

- измерение, регистрацию и ограничение скорости транспортного средства;

- электробезопасность;

- защиту транспортного средства от несанкционированного использования;

- минимизацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ, а также энергетическую эффективность, которая выражается в минимизации потребления топлива транспортными средствами с двигателями внутреннего сгорания и потребления электроэнергии электромобилями;

- минимизацию внешнего и внутреннего шума;

- устойчивость к воздействию внешних источников электромагнитного излучения и электромагнитную совместимость;

- безопасное для здоровья состояние микроклимата в кабине водителя и пассажирском помещении и минимизацию содержания вредных веществ в воздухе кабины водителя и пассажирского помещения транспортного средства;

- необходимое и достаточное количество, месторасположение, характеристики и действие светотехнических и звуковых сигнальных устройств;

- необходимое расположение и идентификацию органов управления и средств контроля транспортного средства;

- соблюдение габаритных и весовых ограничений, определяемых особенностями национальной дорожной сети.

По критериям безопасности эксплуатации диагностируют тормозное и рулевое управления, правильность пространственного светораспределения внешних световых приборов, состав выхлопных газов двигателя, а состояние ещё ряда других узлов проверяют органолептически. Диагностирование по критериям безопасности должно проводиться при выпуске (возврате) на линию транспортных средств, при проведении диагностирования № 1 и при проведении государственного технического осмотра.

Диагностирование по критериям безопасности колёсных транспортных средств в эксплуатации регламентировано положениями Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения», технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного постановлением Правительства РФ 10.09.2009 г. № 720 (с изменениями) и Правилами ЕЭК ООН.

Диагностирование технического состояния по критериям безопасности как количественными (с помощью средств технического диагностирования), так и органолептическими методами носит допусковый характер. Пределы допустимых значений показателей (предельно допустимые значения или эталоны технического состояния составных частей) транспортных средств задают нормативные документы. Эти документы регламентируют:

- состав объектов диагностирования (показателей работоспособности, диагностических параметров, составных частей);

- нормативы работоспособности и (или) неработоспособности проверяемых составных частей;

- методы проверки технического состояния;

- допустимость альтернативных методов и показателей.

Нормативные документы задают глубину и достоверность диагностирования, необходимость и методы применения средств измерения или технического диагностирования, их метрологические характеристики. Для каждого из узлов, систем и агрегатов транс­портных средств, проверяемых по критериям безопасности, нормативными документами установлена разная глубина диаг­ностирования. Это достигается разработкой нормативов (эталонов) их предельного технического состояния. Технологически проверка заключаемся в проведении измерений и наблюдений, последующем сравнении полученных результатов (в отдельных случаях - после их предварительного обобщения посредством вычисления производного параметра) с нормативом, установленным в количественной или качественной форме.

После получения результатов для одного объекта проверки (агрегата, системы, узла) независимо от их соответствия эталону проверка переключается на показатели других систем и узлов.

Вопросы для самопроверки

1. Каков принцип измерения дымности отработавших газов?

2. Как проверяется работоспособность аккумуляторных батарей?

3. Как диагностируется техническое состояние агрегатов трансмиссии?

4. Какие существуют виды дисбаланса колес?

5. Какие существуют требования к эффективности тормозной системы автомобиля?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: