Оптимальное распределение перевозок грузов

(транспортная задача)

1. Содержание задачи. Планирование перевозок в условиях нехватки транспорта приводит на практике к простоям в ожидании обслуживания на погрузочно-разгрузочных работах, к порожним пробегам, встречным и нерациональным перевозкам. В связи с этим необходимо решать задачи оптимального планирования перевозок из пунктов отправления (баз, станций, фабрик, заводов) в пункты назначения (склады, перерабатывающие цеха) методами, позволяющими оптимизировать план по какому-либо экономическому показателю, например, минимум затрат на перевозки.

Для составления маршрутов перевозок существует особый класс задач математических методов линейного программирования — транспортные задачи.

2. Экономико-математическая постановка задачи. Имеется пунктов отправления (поставщиков) товаров:

на которых сосредоточены запасы какого-либо однородного товара в объёмах соответственно:

что определяет максимально возможные величины поставок с этих баз. Следовательно, должно выполняться условие .

Кроме того, имеется пунктов назначения (потребителей):

которые подавали заявки на товары в объёмах соответственно:

Стоимость перевозки одной единицы груза от поставщика к потребителю обозначим через . Общая стоимость перевозок составит матрицу транспортных издержек . В качестве критерия оптимальности выбираем суммарные издержки по перевозке грузов.

На этом основании задача формулируется следующим образом: необходимо составить оптимальный план, то есть найти такие значения объёма перевозок грузов от поставщиков к потребителям , при которых все заявки были бы выполнены, а суммарная стоимость всех перевозок была бы минимальной.

Совокупность составляет матрицу , называемую планом перевозок. Исходные данные таких задач записывают в виде специальных транспортных таблиц (таблица 1), объединяющих обе матрицы — и .

Таблица 1

Поставщики Потребители Запасы поставщиков
Заявки потребителей,  

Экономико-математическая формулировка и модель транспортной задачи имеют следующий вид: найти такие неотрицательные значения которые обращают в минимум линейную функцию цели

при линейных ограничениях вида:

– условие вывоза всех грузов от поставщиков;

– условие поставок груза потребителям;

- условие исключения встречных перевозок.

В более компактном виде транспортная задача формулируется следующим образом: минимизировать затраты на перевозку грузов:

при ограничениях

Определение. Если в транспортной задаче спрос равен предложению (), то имеем закрытую (сбалансированную, каноническую) модель транспортной задачи. Если спрос не равен предложению () то имеем открытую модель транспортной задачи.

Правило приведения транспортной задачи к каноническому виду:

· если предложение превышает спрос, то есть , следует ввести „фиктивного” потребителя с заявкой с транспортными издержками . При решении задачи часть груза попадает к фиктивному потребителю, а фактически это означает, что этот груз останется на соответствующей базе поставщика;

· если предложение меньше спроса, то есть , следует ввести „фиктивного” поставщика с запасом с транспортными издержками .

Пример. Необходимо составить оптимальный план перевозок некоторого однородного груза с четырех баз , мощности которых составляют и тонн к четырем потребителям , мощности которых соответственно: и тонн. Исходные данные и матрица транспортных издержек приведены в транспортной таблице (таблица 2).

Таблица 2

Поставщики Потребители Запасы поставщиков
 
 
 
 
Заявки потребителей,          

Определим тип транспортной задачи путем проверки баланса суммарной мощности поставщиков:

(тонн)

и суммарной мощности потребителей:

(тонн).

Спрос и предложение сбалансированы:

(тонн),

следовательно, данная задача закрытого типа.

Составим экономико-математическую модель транспортной задачи: найти такие неотрицательные значения (), которые доставляют минимальное значение целевой функции задачи

при ограничениях

– условие вывоза всех грузов с поставщиков;

– условие поставок груза потребителям;

- условие исключения встречных перевозок.

Рассмотренная постановка задачи является примером экономико-математической модели оптимального прикрепления перерабатывающих предприятий к поставщикам и может быть оптимизирована не только по затратам на перевозку, но и по другим показателям: времени перевозки, материальным затратам и т.д. Данная задача может быть решена симплекс-методом и, как следствие, её решение легко реализуется в прикладных программах на ЭВМ (например, в Excel). На практике решение задач симплексным методом очень трудоемко и целесообразно применение более простых методов: метода потенциалов, распределительного метода и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: