Эмоциональная устойчивость

Важным фактором, способствующим безошибочной и безаварийной работе, является эмоциональная устойчивость. Под эмоциональной устойчивостью субъекта понимают его способность сохранять самообладание и работоспособность при воздействии на него различных эмоциональных факторов высокой значимости (связанных с его жизнью и деятельностью). Эмоциональная устойчивость определяется такими психофизиологическими свойствами, как эмоциональная возбудимость и степень устойчивости нервной системы. В работоспособности выделяют интеллектуальную, эмоциональную, двигательную стороны. Эмоциональная сторона - чувства, которые сопровождают подготовительную деятельность работника (бодрость, уверенность в себе, трудовой подъем или усталость, вялость, подавленность, нежелание работать и др.).

В системе «человек-машина» качество переработки информации компьютером или другим техническим устройством не зависит от смыслового значения сообщений. Например: качество работы телефонного аппарата никаким образом не зависит от того, что передается с его использованием – радостная новость или драматическое известие. В отличие от этого, деятельность оператора и все связанные с нею информационные процессы подчинены содержанию решаемой задачи. Значимость информации определяется уровнем переживаний, которые порождаются у человека ее смыслом в связи с решаемой задачей. При этом эмоциональная реакция человека на поступившее сообщение будет различна в зависимости от того, способствует ли оно достижению цели или предупреждает о предстоящих трудностях. Информацию первого рода можно охарактеризовать термином «значимость-ценность», а второго – «значимость-тревожность».

Для опытного оператора достижение цели в управляющей деятельности является повседневным, привычным событием и не вызывает особых эмоций. Недостижение цели – редкое явление в деятельности оператора, оно обычно сопровождается либо порицанием начальства, либо другими негативными последствиями и вызывает значительные переживания. Поэтому информация, значимость которой субъективно оценивается оператором как значимость-тревожность, обычно побуждает более сильную реакцию человека, чем информация, характеризующаяся значимостью-ценностью.

В условиях деятельности, ограниченной по точности, значимость-тревожность информации оценивается по величине уклонения от заданного значения регулируемого параметра, которое может быть допущено в данных условиях. Чем более жесткие требования предъявляются к точности поддержания регулируемого параметра, тем выше уровень значимости-тревожности информации об отклонении от этого параметра.

При действиях с ограничениями по времени оператор оценивает значимость информации по возникающему в связи с ее получением представлению о времени, которым он располагает для предотвращения отклонения регулируемого параметра за допустимые пределы.

Ошибки оператора

Детальный анализ ошибок оператора является одним из основных путей решения инженерно-психологических задач. Ошибки оператора составляют один из важнейших разделов инженерной психологии, их изучению посвящено множество отечественных и зарубежных работ.

Ошибка — это результат действия, совершенного неточно или неправильно. Это отклонение от намеченной цели, несовпадение полученного с намеченным, несоответствие достигнутого результата намеченной цели, поставленной задаче. Последствия ошибки различны. Во многих видах труда операторов цена ошибки чрезвычайно велика. Следствием ошибки оператора может быть травма, несчастный случай, авария, катастрофа, экологическое бедствие.

Об ошибке оператора можно говорить только в том случае, если он совершал сознательное действие. Ошибка должна быть определена как действие, выполненное вопреки плану. По месту в структуре деятельности можно выделить следующие виды ошибок:

ошибки восприятия - не успел обнаружить, не сумел различить, не узнал и пр., например, это контроль скорости, удаления препятствий, обнаружение опасных ситуаций, географическое ориентирование;

ошибки внимания — не сумел сосредоточиться, собраться, переключиться, удержать, не успел охватить всего, быстро устал и пр.;

ошибки памяти - сохранение, воспроизведение оперативной или долговременной информации; забыл, не успел запомнить, не сумел удержать в памяти, сохранить, восстановить, воспроизвести и пр.;

ошибки мышления и принятие решения - не понял, не предусмотрел, не разобрался, не проанализировал, не объединил, не обобщил, не сопоставил, не выделил и пр.;

ошибки ответной реакции – управление двигателями, автопилотом, навигационными устройствами, ведение радиосвязи.

По виду нарушенных закономерностей выделяются следующие виды ошибок:

несоответствие процесса переработки информации (чрезмерный поток информации, недостаток информации, недостаток исходных данных; несоответствие интенсивности сигналов пороговым характеристикам анализаторов – органов чувств и соответствующих областей коры головного мозга; неправильная оценка вероятности появления информации, ее значимости);

несоответствие навыка (перенос навыка в условия, где он неприменим, недостаточный навык);

недостатки внимания (неправильное распределение внимания или его переключение, недостаточная концентрация, чрезмерная концентрация).

Причины, способствующие возникновению ошибки, вытекают из фундаментальных свойств личности оператора, состояния его здоровья, системы его подготовки, общей организации труда, условий его жизни и деятельности, взаимоотношений в коллективе и т.п.

влияние эмоционального состояния оператора на возможность возникновения ошибки.По месту в структуре деятельности ошибка может быть ошибкой ответной реакции – неправильное удержание заданного параметра; по виду нарушенной закономерности – недостаток внимания, недостаточная его концентрация; главная причина ошибки – психическое состояние оператора; причина, способствующая возникновению ошибки – взаимоотношения с руководителем.

Ошибка предполагает выбор и ответственность. Субъект, выполняющий профессиональную деятельность в сложной системе, должен предвидеть последствия и необходимость нести ответственность. Переживание вины за прошлые ошибки должно предупредить ошибки в настоящем.

Изучение труда операторов-профессионалов показывает, что он идет большей своей частью автоматически, а сознательное планирование и исполнение профессионал ведет только в наиболее сложных участках. Именно там вероятнее всего ошибки, ошибочные действия. Действие предполагает точное исполнение. Но точное исполнение почти невозможно. Понятие точного исполнения предполагает допуски — пространственные и временные. Чем сложнее задача, тем с большей вероятностью можно утверждать, что профессионал оказывается на грани, где переход от правильного действия к ошибочному становится почти неуловимым.

Известно требование абсолютной безошибочности, которое предъявляет к оператору администрация. При всей ясности тех причин, которыми определяется такое требование, оно выражает увеличение давления на специалиста и соответственно ведет к возрастанию тревожности, возрастанию напряженности операторского труда.

Контроль самого субъекта за исполнением своего действия - одна из важных функций сознания. По мере профессионального совершенствования сознание высвобождается. Сознательный контроль ведется не подряд, а только в наиболее сложных местах. В остальном контроль ведется автоматически, бессознательно. Двигательный автоматизм является отличительной чертой профессионального труда.

В устойчивых, неизменных условиях деятельности, при отсутствии признаков опасности или усложнения, двигательные автоматизмы выполняют основную часть трудовых процессов. В меняющихся, нестабильных обстоятельствах двигательные автоматизмы отступают назад, большее значение приобретают мыслительные процессы. В напряженных, сложных, крайних ситуациях значение двигательных автоматических процессов значительно снижается. Существенный вес приобретают сознательные действия.

За ошибки можно наказывать только в тех случаях, если выполнение задач не требует выхода за естественные пределы восприятия, памяти, мышления, внимания. Наказуемость, вменяемость зависит от того, насколько человек владеет этими функциями и соответствующими операциями. степень владения зависит от сознания и выражается в тех психических процессах, которые ему подвластны. Напротив, ошибки, обусловленные психическими процессами и функциями, которые проходят помимо воли субъекта и его сознания, не должны быть наказуемы.

велико влияние ошибки на формирование профессионального опыта и совершенствование действия. Путь к профессиональному мастерству лежит через преодоление ошибок. Опыт не может возникнуть из одних только знаний правил. Попытки исполнения действия в соответствии с правилами обязательно влекут за собой ошибки. Ошибка здесь - результат активности по освоению границ, пределов, внутри которых результат может считаться нормальным. Такого рода ошибки обязательны - они источник опыта любого человека.

Но когда специалист достиг потолка своего профессионального уровня, его профессиональное развитие прекращается. Если сложность задач выше этого потолка - специалист не может действовать так же успешно, как при решении простых задач. Это именно та ситуация, когда можно сказать, что на ошибках учатся не все, на ошибках учатся не всегда. Новичок может оставаться на месте, не развиваясь, не двигаясь вперед из-за того, что изо дня в день выполняет простые задачи и не имеет возможности накапливать опыт. Крайние, экстремальные ситуации чрезвычайно редки, поэтому не может быть речи о накоплении опыта действий в экстремальных ситуациях. По отношению к ним всякий выступает как новичок.

Формирование профессионального опыта и совершенствование действия идет через преодоление ошибок к мастерству. Высший профессионализм предполагает высокую требовательность специалиста к себе, критическое отношение к совершенным ошибкам, усиление контроля за своими действиями после допущенной ошибки.

Повышение устойчивости к ошибкам связывается с осуществлением комплекса инженерно-психологических мероприятий, которые предусматривают три уровня решения проблемы.

1. автоматизмы поведения. Навык представляет собою автоматизированный способ совершения действия, закрепленный его многократным воспроизведением. Если поведение управляется структурой навыков, сохраняемых в нервной системе, автоматически, без активного участия сознания, то оно подчиняется физиологическим законам, в результате чего понятие ошибки теряет смысл. Требование работать усерднее, в строгом соответствии с инструкцией, не может привести к снижению числа ошибок. Если необходимо получить ровное, заученное поведение с низкой вероятностью ошибок, следует так спроектировать рабочую ситуацию, чтобы оператор мог легко различать признаки, побуждающие к включению автоматизмов: например, эти признаки должны определять ситуацию целиком и непосредственно, а не через ключи и условные знаки.

2. Определяемое правилами целенаправленное поведение. Это поведение типично для относительно редких задач, возникающих в знакомой трудовой обстановке. Последовательность действий или стандартных операций управляется заранее составленными рабочими инструкциями, правилами, сохраняемыми в памяти человека: они связывают состояние системы со знакомыми действиями, осуществляемыми при активном участии сознания. ошибка проявляется в этих задачах как сознательное действие. В таких ситуациях разработчик инструкций несет ответственность за правильность последовательности действий оператора и должен снабдить оператора соответствующими ключами для контроля последовательности действий. Очень важно - не создавать помех из-за неправильной интерпретации ответа, выданного автоматикой.

3. Поведение, управляемое целью и основанное на знаниях. Это уровень "умного" решения задачи, который и объясняет присутствие оператора на автоматизированном производстве. Поведение оператора запускается незнакомыми событиями в системе, не прописанными детально в инструкциях. Содержание деятельности оператора состоит в том, чтобы оценить ситуацию и спланировать подходящую последовательность целенаправленных действий. Действия оператора зависят от знаний о процессах, функциях и структуре системы. В связи с этим возникает проблема: каким образом можно обновить знания оператора большой сложной системы и как поддерживать их в состоянии готовности к ответам в необычных, экстремальных ситуациях. Во многих случаях это потребовало бы изменений в структуре обучения, да и во всей организации деятельности операторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: