Основные критерии оценок и условия их получения

ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

Цели требований – 1) определить четкие критерии оценки и уменьшить вероятность возникновения недоразумений по этому поводу; 2) предложить примерный алгоритм работы в течение учебного года.

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНОК И УСЛОВИЯ ИХ ПОЛУЧЕНИЯ

Исходные посылки. Выполнение курсовых работ является важнейшим компонентом обучения по программа высшего профессионального образования. Студенты должны овладеть навыками самостоятельной аналитической работы, обладание которыми отличает их от школьников, чья главная цель – выучить урок и изложить его учителю, иногда – подготовить доклад на основе компиляции из нескольких источников.

Работа, основанная на компиляции кусков текста из различных источников без существенного самостоятельного вклада, - это профанация высшего образования, а работающий так студент ничем не отличается от школьника. Просим студентов у важать не только университет, в котором Вы учитесь (ведь Вы создаете у работодателей определенную репутацию и нам и своей специальности), но и себя (ведь по своему уровню Вы должны заметно отличаться от школьников).

В связи с реформой отечественного образования и переводом его на международные стандарты стоит учесть, что в большинстве западных вузов упор делается именно на самостоятельную работу, которая постоянно и жестко оценивается.

Используемая терминология:

1) Плагиат – использование в своей работе произведений других авторов без всяких ссылок на них. В качестве плагиата рассматривается не только дословное заимствование текста, но и заимствование с некоторыми стилистическими изменениями, в том случае, когда логика текста явно соответствует первоисточнику. В качестве плагиата может не рассматриваться заимствование текста, повествующего об общеизвестных фактах. Но при сомнениях на этот счет или других вопросах лучше обратиться к научному руководителю, который в спорных ситуациях будет прав;

2) компиляция – построение работы или ее части на основе заимствованных текстов с корректными ссылками на них, но без сколько-нибудь серьезного вклада автора.

Внимание, распространенные ошибки (или маленькие хитрости), которые при проверке работы будут трактоваться как плагиат:

а) процитировав кусок текста, студент дает отсылку на первоисточник; после которой все тот же (т.е. первоисточника) текст продолжается, но уже без ссылки;

б) в работе содержится огромный отрывок заимствованного текста (непонятно, где начинается заимствование), в конце которого, где-то через несколько страниц, ставится ссылка. Если Вы приводите очень длинный отрывок без своих комментариев (что вообще-то не является хорошим тоном) правильно либо периодически ставить сноски (например, в конце каждого нового абзаца), либо в тексте время от времени напоминать читателю о том, что Вы цитируете заимствование (например, «пишет Иванов», «продолжает российский исследователь», «заключает цитируемый автор» и т.п.).

Критерии оценки. Главные условия хорошей оценки – самостоятельность, трудоемкость и квалифицированная работа с литературными и сетевыми источниками. Разумеется, глубина анализа, отсутствие ошибок, правильное оформление и другие факторы также будут иметь значение.

Наиболее существенные характеристики, соответствующие тем или иным оценкам:

1) «Отлично» - самостоятельная работа, основанная на собственных выводах автора. Такие выводы (если это не историографическая работа) должны базироваться, в первую очередь, на анализе информации (источников) и лишь во вторую – на систематизации ее интерпретаций (т.е. выводов аналитических статей). При этом выводы должны быть репрезентативными (т.е. основываться на достаточном объеме информации приемлемого качества) и, по крайней мере, не явно ошибочными. Для историографических (т.е. посвященных анализу исследовательских трудов по теме) работ критериями для получения «5» являются грамотная систематизация, самостоятельность анализа (постоянно на протяжении всей работы) и репрезентативность источников (т.е. подвергаемых анализу исследовательских работ). В работе должен быть реально использован какой-либо метод исследования. Обязательные дополнительные требования: правильно оформленное введение и самостоятельное (т.е. основанное на собственных мыслях и обобщающих выводах) заключение объемом не менее 3 стр.

2) «Хорошо» - Работа основывается на систематизации и определенном анализе выводов исследовательских и других работ (анализ источников имеет явно второстепенное значение), автор берет эти выводы (т.е. чужие мнения) за основу своих умозаключений и рассуждений. На балл оценка снижается и в том случае, если работа самостоятельна, но основана на использовании лишь небольшого количества источников, которые не позволяют сделать репрезентативные выводы. Поэтому старайтесь выбрать такую тему работы, которая была бы хорошо обеспечена источниками! Обязательные дополнительные требования: правильно оформленное введение и самостоятельное (т.е. основанное на собственных мыслях) заключение объемом не менее 3 стр.

3) «Удовлетворительно» - Основной текст работы представляет собой компиляцию положений существующих исследовательских работ. Вклад автора заключается в систематизации и самостоятельных выводах в «критических местах» работы (по крайней мере, в конце каждых главы и раздела и в заключении. Обращаем внимание, что даже для получения тройки заключение, сколь бы плохим не было, должно непременно быть самостоятельным, а не компилятивным! Обязательные дополнительные требования: правильно оформленное введение и самостоятельное (т.е. основанное на собственных мыслях) заключение объемом не менее 3 стр.

4) «Неудовлетворительно» - Плагиат (в размере более 2 стр. в основном тексте или 0,5 стр. в заключении) или компиляция при отсутствии собственных идей (сколь бы плохими или слабыми они ни были, такие идеи обязательно должны быть в работе!), очевидная неспособность объяснить ключевые положения своего исследования в устном собеседовании. Грубые нарушения в оформлении работы, если они остаются неисправленными. Явное и без документально подтвержденной уважительной причины нарушение сроков предоставления работы в приемлемом состоянии. Предоставление работы по теме, не согласованной с кафедрой или существенно отличающейся от темы, согласованной ранее.

Важно! Оценка «2» за плагиат в указанных размерах выставляется в ведомость сразу и без предварительных предупреждений. Если плагиат найден уже после выставления оценки рецензентом, то она также может быть пересмотрена мотивированным решением заведующего кафедрой или руководством филиала.

Пояснения:

Определение темы работы: Старайтесь, чтобы темы Ваших курсовых (например, на 3-м и 4-м курсах) были взаимосвязаны. Это серьезно облегчит Ваш труд при подготовке дипломной работы. Планируйте свое исследование на перспективу.

Постановка цели и задач. Вы должны четко уяснить для себя чего хотите добиться. Американские учебники по организации научного исследования рекомендуют сформулировать цель и задачи таким образом, чтобы на основе написанного смысл Вашего исследования можно было бы вразумительно объяснить первому попавшемуся прохожему. Представьте себе, что именно от его одобрения зависит успех Вашей дальнейшей работы. Пожалуйста, не используйте для определения цели и задач заумные абстрактные фразы, «добытые» из какой-нибудь монографии или статьи по теме Вашей работы.

Определение круга используемых источников и литературы. Хорошая работа должна делать упор на анализ базовых источников по теме исследования, а не выводов исследовательских трудов. Обычный набор базовых источников исследования включает монографии, проблемные сборники и статьи в профильных научных изданиях, статистические материалы, правовые документы, и т.п. Для историографических работ источниками являются труды наиболее авторитетных исследователей. Очень многое из вышеприведенного перечня есть в сети Интернет, поэтому постарайтесь найти возможности с ним работать; доступные библиотечные ресурсы, у нас, к сожалению, серьезно ограничены. Подбор источников должен быть репрезентативным, чтобы избежать тенденциозности выводов. Поэтому старайтесь собирать источники из разных групп и представляющие разные точки зрения. Студенты особенно любят материалы СМИ, но учтите, что это самый недостоверный источник: журналисты сплошь и рядом коверкают факты и цифры, делая это как сознательно (самый распространенный прием сознательного искажения – «жонглирование» выгодными фактами и умолчание о невыгодных), так и неосознанно («не так услышал(а)»). Еще одна распространенная ошибка: студент пишет работу о деятельности организации и т.п. только на официальных материалах этой организации и т.п. В результате получающийся материал необъективен и тенденциозен. Итак, подбирайте источники, представляющие разные группы и точки зрения.

Стоит обязательно помнить о том, что базовые источники должны быть современными (не позднее 5 лет с года их издания); также недопустимо в исследовании оперировать цитатами из учебников. Учебники, в отличие от научных монографий, не содержать проблемных материалом и не пригодны для организации на их основе научного исследования.

Методология. К сожалению, в подавляющем большинстве студенческих работ ее нет, но именно она, вообще-то, делает работу научной и просто осмысленной. Поэтому считаем необходимым добиваться, чтобы студенты использовали в своих работах определенные методы исследования. Сначала применение методов может показаться трудным, но потом к этому привыкают и даже находят удовольствие от процесса творчества и его результатов.

Действительно, все не так сложно, как кажется. Один из самых простых методов, которые Вы можете применить - это сравнение. Помните, что сравнивать можно разного рода однотипные явления. Если Вы выработаете, к примеру, двадцать параметров для сравнения и сделаете это, то уже проделаете очень серьезную работу! Другой возможный метод - анализ: разложить явление на большое количество существенно важных составляющих и охарактеризовать их роль – тоже вполне реальный и ценимый научным руководителем труд.

Более кропотливая работа – применение социологических методов работы с нарастающим массивом информации. Ивент-анализ – систематизация и анализ относящихся к теме событий (решаете, какие характеристики событий для Вас наиболее важны, составляете таблицу, строки которой – события, а столбцы – те самые характеристики, заполняете и систематизируйте полученные результаты). Контент-анализ – аналогично осуществляемая обработка содержания статей в научной и периодической печати или других источников (в данном случае Вас интересуют тенденции освещения тех или иных событий именно в этом источнике или определенные интерпретации данных событий, например, теми или иными политиками). Работа с газетами очень трудоемка, но сейчас с появлением Интернет задача упростилась: вводите ключевые слова в поиске и находите то, что Вам нужно. Если работа имеет какое-то отношение к материалам Норильского промышленного района (что явным образом приветствуется), то логичными будут организация и проведение социологических или экспертных опросов (стандартизированное интервьюирование экспертов по интересующей Вас проблеме с последующей систематизацией информации).

Помните, что методы должны применяться не в произвольном порядке, «для галочки» а в соответствии с поставленными целью и задачами, для ответа на заданные вопросы к исследованию (см. далее).

Составление историографического обзора. Получив систематизированную информацию о том, какие результаты были уже достигнуты другими исследователями, Вы будете лучше ориентироваться в каком направлении работать дальше. Внимание: написание историографического обзора – главная цель первой главы Вашей работы! После того, как Вы ознакомитесь с источниками и литературой по теме, скорректируйтетему, цель и задачи исследования.

Курсовая работа имеет следующую структуру:

· титульный лист;

· содержание;

· введение;

· основная часть;

· заключение;

· список литературы;

· приложения.

Титульный лист включает в себя (см. Приложение 1):

· название федерального агентства, вуза, филиала и кафедры, где выполнялась работа;

· название темы курсовой работы;

· фамилия, имя, отчество и личная подпись студента;

· номер учебной группы;

· фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность научного руководителя;

· дата, оценка (цифрой и прописью), подпись руководителя;

· город, год написания работы.

Содержание включает названия всех разделов работы с указанием страниц начала каждого раздела. (см. Приложение 2).

Во введении обосновывается выбор темы, оценивается актуальность исследуемой проблемы, степень ее теоретической разработанности и анализ противоречий практики, указывается необходимость дальнейшего научного изучения заявленной проблемы. Во введении в обязательном порядке определяется объект и предмет исследования, формулируются цели и задачи. При наличии исследовательской гипотезы она формулируется и кратко комментируется.

Основная часть разбивается, как правило, на две главы – теоретическую и практическую, которые могут делиться на параграфы. Каждая глава должна заканчиваться выводами автора.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, обобщаются основные теоретические положения и делаются выводы, а также определяются основные направления для дальнейшего исследования проблемы в выпускной квалификационной работе.

Список литературы оформляется в соответствии с утвержденными библиографическими требованиями. (см. Приложение 3).

Критериями оценки курсовой работы являются:

· актуальность и степень разработанности темы;

· научная обоснованность и аргументированность выдвигаемых положений;

· полнота охвата первоисточников;

· самостоятельность в анализе, обобщениях и выводах;

· обоснованность выводов и рекомендаций;

· уровень овладения методологией исследования;

· творческий подход к исследованию;

· научный стиль изложения;

· соблюдение требований к оформлению курсовой работы и сроков ее исполнения.

Оформление курсовой работы:

Тексты курсовых работ оформляются в соответствии с едиными требованиями:

1. Курсовая работа должна быть напечатана, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, через 1,5-й интервал, поля: слева – 3 см, справа – 1 см, сверху, снизу – 2 см. Объем курсовой работы не должен превышать 40 страниц стандартного печатного текста (без приложений). Все страницы работы (включая список литературы и приложения) последовательно нумеруются (нумерация – в правом верхнем углу). Листы работы прошиваются.

2. Каждая глава текста курсовой работы начинается с новой страницы. Новый параграф – на странице окончания предыдущего. Заголовок выделяется жирным шрифтом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: