Практическое занятие № 3. Тема: Семиотическая организация медийного текста

Тема: Семиотическая организация медийного текста.

Цель:

· на основе анализа отечественные и зарубежные медиаконцепции выработать знания, касающиеся семиотической организации медийного текста, проблемы вторичного означивания в текстах медийной культуры, проблемы энтропии в медийной коммуникации;

· в процессе подготовки и проведения «круглого стола», посвященного семиотической организации медийного текста, формировать культуру мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; умение анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию;

· формировать свободное владение нормами и средствами выразительности русского языка, письменной и устной речью в процессе дискуссионной профессиональной коммуникации.

Формируемые компетенции: ПК-8; ОК-4; ОК-22; ПК-18.

Организационная форма занятия: «круглый стол».

Вопросы для обсуждения:

1. Семиотические основания и семиозис языка СМИ. Основные законы семиотики. Типы знаковых систем (иконические, индексальные и символические знаки) и их функции в медийном тексте.

2. Вторичное означивание культурных знаков в медийном тексте. Медийный текст как интертекстуальный феномен.

3. Семиотика событийности в СМИ.

4. Семиотика масс-медийной коммуникации в отечественных и зарубежных исследованиях. Проблема энтропии в медийной коммуникации.

Методические рекомендации:

1. Для подготовки к 1-му вопросу «круглого стола» прочитайте статью Ю. С. Степанова «Основные законы семиотики: объективные законы устройства знаковых систем (синтактика)» в книге «Язык средств массовой информации» (учебное пособие для вузов / под редакцией М. Н. Володиной. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. – 760 с. – С. 49–71). Обратите внимание на связь семиотики с теорией информации; на проблема кодирования и декодирования информации в медиатексте; на манипулятивные функции знаков в СМИ; на роль символа как культурного знака в медийном семиозисе.

2. Для подготовки ко 2-му вопросу «круглого стола» прочитайте п. 2.1 монографии Е. Н. Ежовой «Медиа-рекламная картина мира: люди и вещи» (М.: Илекса; Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного ун-та, 2010. – 176 с. – С. 76–78).

Также необходимо подготовить конспекты следующих статей:

Алефиренко Н. Ф. Ценностно-смысловое пространство медиадискурса / Н. Ф. Алефиренко // Русский язык в современном медиапространстве: сб. науч. тр. Международной научно-практ. конференции. – Белгород, 2009. – С. 8–11.

Алефиренко, Н. Ф. Медиадискурс – modus vivendi на рубеже XX – XXI вв. / Н. Ф. Алефиренко // Вестник Вятского государственного гуманитарного ун-та. – Киров, 2009. – № 4(2). – С. 30–32.

3. Для подготовки к 3-му вопросу «круглого стола» прочитайте статью В. З. Демьянкова «Семиотика событийности в СМИ» в книге «Язык средств массовой информации» (учебное пособие для вузов / под редакцией М. Н. Володиной. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. – 760 с. – С. 71–85). Обратите внимание на понятие события в медийном тексте; основные характеристики текстовых событий; «координаты интерпретации» события: субъектно-объектные и пространственно-временные.

4. Для подготовки к 4-му вопросу «круглого стола» прочитайте статью Е. Ю. Калинкиной «О семиотике средств массовой коммуникации (на основе концепции У. Эко)» в книге «Язык средств массовой информации» (учебное пособие для вузов / под редакцией М. Н. Володиной. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. – 760 с. – С. 86–98). Обратите внимание на концепцию семиотики медийного сообщения У. Эко; концепцию симуляции («отчуждения» знаков от референта) в масс-медийной коммуникации Ж. Бодрийара и концепцию безграничного умножения смыслов и кодифицирующих процедур С. Холла.

Также необходимо подготовить конспекты следующих статей:

Бодрийар, Ж. Бодрийар расшифровывает «Матрицу». Почему этот фильм восхищает философов / Ж. Бодрийар; пер. с фр. – Le Nouvel Observateur. – 2003. – 19 июня. – URL: http://old.russ.ru/ culture/cinema/20030923-pr.html. – (Дата обращения: 12.11.2009).

Бодрийар, Ж. Интервью Катрин Франблен с Жаном Бодрийаром / Ж. Бодрийар; пер. с фр. // Искусство. – 1993. – № 1. – С. 164–168.

Бодрийар, Ж. Реквием по масс-медиа / Ж. Бодрийар; пер. с фр. // Поэтика и политика: альманах российско-французского центра социологии и философии ин-та социологии РАН. – М.: Изд-во ин-та экспериментальной социологии; СПб: Алетейя, 1999. – С. 193–226.

Холл (Hall) Стюарт // Постмодернизм: энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, М. А. Можейко. – М.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. – 1040 с. (Страницы конспектирования: 942–946).

Эко, У. К семиотическому анализу телевизионного сообщения // http:www nsu.ru/psych/internet/bits/eco.htm

Задания для контроля владения компетенциями:

1. Объясните, в чем заключается специфика различных типов знаковых систем (иконических, индексальных и символических) и их функций в медийном тексте.

2. Напишите текст в одном из журналистских жанров о проведении «круглого стола», посвященного проблеме семиотической организации медийного текста, предназначенный для печатного издания вашего учебного заведения.

Литература

Основная литература:

1. Богуславская, В. В. Моделирование текста: лингвосоциокультурная концепция. Анализ журналистских текстов / В. В. Богуславская. – 2-е изд. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 280 с.

2. Чернышова, Т. В. Тексты СМИ в ментально-языковом пространстве современной России / Т. В. Чернышова. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – 296 с.

3. Язык средств массовой информации: учебное пособие для вузов / под редакцией М. Н. Володиной. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. – 760 с.

Дополнительная литература:

1. Алефиренко Н. Ф. Ценностно-смысловое пространство медиадискурса / Н. Ф. Алефиренко // Русский язык в современном медиапространстве: сб. науч. тр. Международной научно-практ. конференции. – Белгород, 2009. – С. 8–11.

2. Алефиренко, Н. Ф. Медиадискурс – modus vivendi на рубеже XX – XXI вв. / Н. Ф. Алефиренко // Вестник Вятского государственного гуманитарного ун-та. – Киров, 2009. – № 4(2). – С. 30–32.

3. Барт, Р. Система Моды: статьи по семиотике культуры / Р. Барт. – М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2004. – 512 с.

4. Бодрийар, Ж. Бодрийар расшифровывает «Матрицу». Почему этот фильм восхищает философов / Ж. Бодрийар; пер. с фр. – Le Nouvel Observateur. – 2003. – 19 июня. – URL: http://old.russ.ru/ culture/cinema/20030923-pr.html. – (Дата обращения: 12.11.2009).

5. Бодрийар, Ж. Интервью Катрин Франблен с Жаном Бодрийаром / Ж. Бодрийар; пер. с фр. // Искусство. – 1993. – № 1. – С. 164–168.

6. Бодрийар, Ж. Реквием по масс-медиа / Ж. Бодрийар; пер. с фр. // Поэтика и политика: альманах российско-французского центра социологии и философии ин-та социологии РАН. – М.: Изд-во ин-та экспериментальной социологии; СПб: Алетейя, 1999. – С. 193–226.

7. Бодрийар, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийар; пер. с фр. – М.: РУДОМИНО, 2001. – 223 с.

8. Ежова, Е. Н. Медиа-рекламная картина мира: люди и вещи / Е. Н. Ежова. – М.: Илекса; Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного ун-та, 2010. – 176 с.

9. Ежова, Е. Н. Пространство и время в медиа-рекламной картине мира / Е. Н. Ежова. – М.: Илекса; Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного ун-та, 2009. – 178 с.

10. Елина, Е. А. Семиотика рекламы: учебное пособие / Е. А. Елина. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2009. – 136 с. (Страницы конспектирования – 26–88).

11. Емелин, В. А. Виртуальная реальность и симулякры / В. А. Емелин. – М., 1999. – URL: http://www.emeline.narod.ru/virtual.htm. – (Дата обращения: 15.12.2009).

12. Информационная и психологическая безопасность в СМИ. В 2-х т. Т. 1. Телевизионные и рекламные коммуникации / под. ред. А. И. Донцова, Я. Н. Засурского, Л. В. Матвеевой, А. И. Подольского. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 335 с.

13. Информационная и психологическая безопасность в СМИ. В 2-х т. Т. 2. Феномен «разорванной коммуникации» / под ред. Я. Н. Засурского, Ю. П. Зинченко, Л. В. Матвеевой, Е. Л. Вартановой, А. И. Подольского. – М.: Аспект-пресс, 2008. – 399 с.

14. Кафтанджиев, Х. Семиотика абсолюта / Х. Кафтанджиев. – М.: «РИП-холдинг», 2006. – 354 с. (Страницы конспектирования – 29–123).

15. Костина, А. В. Эстетика рекламы: учеб. пособие / А. В. Костина. – М.: Вершина, 2003. – 304 с. (Страницы конспектирования – 121–138; 175–189; 233–262).

16. Пендикова, И. Г. Архетип и символ в рекламе: учеб. пособие для студентов вузов / И. Г. Пендикова, Л. С. Ракитина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.– 303 с.

17. Рекламный текст: семиотика и лингвистика / отв. ред. Ю. К. Пирогова, П. Б. Паршин. – М.: Изд. дом Гребенникова, 2000. – 270 с.

18. Сметанина, С. И. Медиатекст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века) / С. И. Сметанина. – СПб.: Изд-во Михайлова, 2002. – 383 с.

19. Степанов, Ю. С. В трехмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства / Ю. С. Степанов. – М.: Наука, 1985. – 336 с.

20. Топоров, В. Н. Исследования по этимологии и семантике. Т. 1. Теория и некоторые частные ее приложения / В. Н. Топоров. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 816 с.

21. Ученова, В. В. «Философский камешек» рекламного творчества. Культурология и гносеология рекламы: учебное пособие для деловых людей / В. В. Ученова, М. И. Старуш. – М.: «Максима», 1996. – 106 с.

22. Чертов, Л. Ф. Знаковость. Опыт теоретического синтеза идей о знаковом способе информационной связи / Л. Ф. Чертов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993. – 378 с.

23. Эко, У. Инновация и повторение. Между эстетикой модерна и постмодерна / У. Эко // Философия эпохи постмодерна / под ред. А. Р. Усмановой. – Минск, 1996. – С. 48–73.

24. Эко, У. К семиотическому анализу телевизионного сообщения // http:www nsu.ru/psych/internet/bits/eco.htm

25. Эко, У. От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст: отрывки из публичной лекции Умберто Эко на экономическом факультете МГУ 20 мая 1998 года / У. Эко // Интернет. – 1998. – № 6–7. – С. 91 – 92.

26. Эко, У. Открытое произведение: форма и неопределенность в современной поэтике / У. Эко. – СПб.: Академический проект, 2004. – 384 с.

27. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко; пер. с итал. – СПб.: Симпозиум, 2004. – 544 с.

28. Эпштейн, М. На границах культур: Российское – Американское – Советское / М. Эпштейн. – Нью-Йорк: Слово: Word, 1995. – 205 с.

29. Ягодкина, М. В. Язык рекламы как средство формирования виртуальной реальности: монография / М. В. Ягодкина. – СПб.: Лема, 2007. – 195 с.

Словари и справочники:

1. Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2 т. Т.1 / под ред. С. Я.Левит. – СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. – 447 с.

2. Постмодернизм: энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, М. А. Можейко. – М.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. – 1040 с.

3. Руднев, В. П.Словарь культуры ХХ века / В. П. Руднев. – М.: Аграф, 1997. – 384 с.

4. Русский ассоциативный словарь. В 2 т. Т. 2. От реакции к стимулу / Ю. Н. Караулов, Г. А. Черкасова, Н. В. Уфимцева. – М.: Астрель: АСТ, 2003. – 992 с.

5. Словарь символов // Мир словарей. Коллекция словарей и энциклопедий, 2008. – URL: http://mirslovarei.com /content_sim/SHaxmaty-984.html. – (Дата обращения: 12.11.2009).

6. Словарь символов и знаков / автор-сост. В. В. Адамчик. – М.: АСТ; Минск: Харвест, 2006. – 240 с.

7. Степанов, Ю. С. Константы. Словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. – М.: Академический Проект, 2004. – 922 с.

8. Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения / под ред. Г.Н. Скляревской. – М.: Фолио-Пресс, 1998. – 703 с.

9. Философский словарь / под. ред. И. Т.Фролова. – М.: Республика, 2001. – 720 с.

10. Фоли, Д. Энциклопедия знаков и символов / Д. Фоли. – М.: Вече: АСТ, 1996. – 432 с.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.Adme.ru. – Видеохостинг креативной рекламы.

2. http://www.intv.ru. – Видеохостинг (видеоархив, интернет-телевидение).

3. http://www.sostav.ru. – Портал о рекламе, маркетинге, бизнесе, креативе и PR.

4. http://www.telead.ru. – Архив телевизионной рекламы.

5. http://www.tvigle.ru. – Архив видеоматериалов (фильмы, видеоролики, телевизионная реклама и др).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: