Для отображения связей и отношений между элементами организационной структуры управления трудовыми ресурсами, целесообразно составить организационно-информационную модель, которая имеет вид органиграммы распределения ролей в процессе принятия решений с учетом движения документов, их фиксирующих.
Подлежащее органиграммы представляет собой перечень процесса принятия управленческих решений: определение проблемы, сбор исходной информации по проблеме (реализация стратегии), обработка, разработка вариантов решения, выбор оптимального варианта решения реализации стратегии, доведение до исполнителя, контроль и оценка. Сказуемое - управленческий персонал. На пересечении графически обозначается, какую роль играет каждый сотрудник управления в процессе принятия управленческих решений по оптимальной стратегии фирмы./15, с.242/
Каждая управленческая процедура кодируется и отображается геометрически, последовательность процедур указывается с помощью стрелок, которые отображают линейные и функциональные связи (рис.27).
|
|
Все процедуры разработки, принятия и реализации решений по управлению каждой фазой воспроизводства трудовых ресурсов в ООО «ТД «Троя» целесообразно сгруппировать по следующим признакам:
1. Процедуры, связанные с непосредственно управляющей деятельностью:
§ постановка целей и формирование задач для исполнителей (выдача заданий);
§ выбор оптимального варианта решения реализации стратегии (утверждение решения);
§ административное воздействие на исполнителей с целью обеспечения выполнения задания (приказы, распоряжения, указания, санкции).
2. Процедуры, связанные с функциональной деятельностью:
§ изучение и оценка состояния управляемого объекта, формулирование и оценка вариантов цели решения (разработка проекта задания);
Этапы | Директор | Главный бухгалтер | Коммерческий директор |
1. Определение проблемы | |||
2. Сбор исходной информации по проблеме (реализация стратегии) | |||
3. Обработка | |||
4. Разработка вариантов решения | |||
5. Выбор оптимального варианта решения реализации стратегии | |||
6. Доведение до исполнителя | |||
7. Контроль и оценка |
Условные обозначения | |||
- функциональное руководство | - согласование | - санкции | - формирование задачи |
- принятие решения | - отчетность | - утверждение | - сбор |
- одобрение альтернативы | - координация | - обработка информации | - внедрение |
Рис. 27 Органиграмма принятия управленческих решений с использованием управленческого персонала
на ООО «ТД «Троя»
|
|
§ выработка управленческих решений, предлагаемых для анализа и проработки (функциональное руководство);
§ выбор и формулирование методов разработки и альтернатив, построение моделей ожидаемого состояния управляемого объекта, критериев анализа разрабатываемых решений (методическое руководство);
§ оценка разработанных вариантов решений исходя из поставленной цели и рекомендация предпочтительного варианта к реализации (принятие решения);
§ оценка разработанных вариантов решения с точки зрения соответствия моделей ожидаемого состояния управляемого объекта поставленной цели (одобрение альтернатив);
§ корректировка принимаемых решений с точки зрения совокупности целей управляемого объекта (координация решений);
3. Процедуры, связанные с исполнительской деятельностью по обработке информации и ее носителей:
§ обработка документов (получение, отправление, оформление и т.п.);
§ фиксация информации (записи, наблюдения и т.п.);
§ технологическая обработка информации (переработка ее по заданным алгоритмам);
§ предоставление отчетности об объеме и содержании работ, выполненных согласно заданию.
Большинство процессов управления трудовыми ресурсами осуществляется так, что один исполнитель может выполнять, как правило, несколько процедур, связанных с различными видами деятельности. Таким образом, существует альтернативность распределения указанных процедур между исполнителями. Учитывая это, разработанная органиграмма процесса принятия управленческих решений в ООО «ТД «Троя» может рассматриваться как вариант распределения полномочий и ответственности между звеньями управления.
Распределение работ по реализации стратегии предлагается осуществлять в разрезе основных подсистем организации: маркетинг, персонал, снабжение, финансы, сбыт, управление. Был определен срок реализации – 6 месяцев (26 недель).
Построим календарный график, по которому фирма «Троя» должна будет проводить необходимые мероприятия с целью выполнения оптимальной стратегии в намеченные сроки. Наглядное изображение календарного план-графика выполнения стратегии концентрированного роста представлено в таблице 3.26.
На начальном этапе реализации стратегии, т.е. в течение 2-х месяцев (9 недель), предприятию необходимо осуществить следующие мероприятия:
1. Проведение маркетингового исследования, для выявления потребительских предпочтений относительно вино-водочной продукции;
2. Поиск новых поставщиков для удовлетворения потребностей нового сегмента потребителей и полного охвата рынка;
3. Нормирование запасов продукции для недопущения затоваривания и снижения оборачиваемости;
4. Расширение ассортимента в соответствии с требованиями потребителей;
5. Проведение рекламной кампании для стимулирования сбыта;
6. Управление затратами, чтобы не допускать резкого роста издержек, а по возможности добиваться экономии в расходах;
7. Применение наиболее рациональных форм расчетов в зависимости от характера операций;
8. Повышение квалификации управленческого персонала для роста эффективности управления
9. Оптимизация затрат на управление через исключение дублирования функций и снижения стоимости малозначимых функций;
10. Повышение мотивации персонала с помощью различных способов стимулирования;
Таблица 3.26
План-график реализации стратегии ООО «ТД «Троя»
Мероприятия. | Временные периоды (недели). | |||||||||||||||||||||||||
Улучшение финансового состояния | ||||||||||||||||||||||||||
1.Повышение оборачиваемости активов | ||||||||||||||||||||||||||
2.Применение наиболее рациональных форм расчетов | ||||||||||||||||||||||||||
3.Нормирование запасов продукции | ||||||||||||||||||||||||||
4.Увеличение доли собственных средств в структуре капитала | ||||||||||||||||||||||||||
Улучшение экономической деятельности | ||||||||||||||||||||||||||
1.Рост объема продаж | ||||||||||||||||||||||||||
2.Расширение ассортимента | ||||||||||||||||||||||||||
3.Увеличение рентабельности продаж | ||||||||||||||||||||||||||
4.Управление затратами | ||||||||||||||||||||||||||
5.Работа с производителями напрямую | ||||||||||||||||||||||||||
6.Поиск новых поставщиков | ||||||||||||||||||||||||||
Улучшение продвижения продукции и повышение сбыта | ||||||||||||||||||||||||||
1.Проведение рекламной кампании | ||||||||||||||||||||||||||
2.Проведение маркетингового исследования | ||||||||||||||||||||||||||
3.Гибкая ценовая политика | ||||||||||||||||||||||||||
4.Формирование имиджа | ||||||||||||||||||||||||||
5.Индивидуальный подход к клиентам | ||||||||||||||||||||||||||
Повышение эффективности управления | ||||||||||||||||||||||||||
1.Контроль выполнения стратегии | ||||||||||||||||||||||||||
2.Оптимизация затрат на управление | ||||||||||||||||||||||||||
3.Повышение мотивации персонала | ||||||||||||||||||||||||||
4.Формирование стратегии-культуры | ||||||||||||||||||||||||||
5.Повышение квалификации управленческого персонала |
11. Работа с производителями без посредников для снижения стоимости приобретаемой продукции;
|
|
|
|
12. Индивидуальный подход к клиентам в отношении предоставления скидок, отсрочек по оплате и т.д.
13. Формирование культуры-стратегии для достижения организационной, социальной эффективности и удовлетворенности трудом;
14. Контроль выполнения стратегии для обеспечения устойчивой обратной связи между тем, как идет процесс достижения целей, и собственно целями организации. Стратегический контроль направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей фирмы, возможно ли в дальнейшем реализовать принятую стратегию. Корректировка по результатам контроля может касаться как стратегии, так и целей организации.
В последующие 4 месяца (17 недель) предприятию следует выполнять почти все вышеперечисленные мероприятия, а также проводить гибкую ценовую политику и, конечно, осуществлять контроль выполнения стратегии. Уже после 11 недель работы организации удастся увеличить объем продаж, повысить рентабельность и оборачиваемость активов, увеличить долю собственных средств в структуре капитала. Все проводимые мероприятия будут способствовать формированию и поддержанию имиджа фирмы, как лидера рынка, характеризующегося широким ассортиментом продукции, ориентированным на все категории потребителей и индивидуальным подходом к клиентам, а также высокой квалификацией персонала и корпоративной культурой.
Таким образом, правильное и точное выполнение всех мероприятий в установленные сроки позволит предприятию осуществить реализацию поставленных задач, достичь главной цели организации и выполнить выбранную стратегию концентрированного роста, что в свою очередь приведет к быстрому и значительному росту эффективности всей деятельности организации в целом.