Ход урока. Сложноподчиненные предложения

Сложноподчиненные предложения. Урок обобщения и систематизации изученного

Цели:

· Обобщить и систематизировать знания по сложноподчинённым предложениям, закрепить навык постановки запятой в СПП,формирование умения применять теоретические знания на практике, умение делать выводы, формирование умения графически обозначать изученные пунктограммы, а также умение составлять схемы СПП.

· Развивать умение анализировать и систематизировать учебный материал. формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме, умение слушать других.

· Воспитывать уважительное отношение к мнению других.

Ход урока

1. Задание: из двух простых предложений составить ССП и СПП.

(Учащиеся должны продемонстрировать умение конструировать предложения.)

№ п/п Деятельность учителя Деятельность ученика.
ССП. СПП.
  Начало всходить солнце. В лесу стало ещё холоднее. Начало всходить солнце, и в лесу стало ещё холоднее. Когда начало всходить солнце, в лесу стало ещё холоднее.
  Станки привезли. Рабочие не спешили их разгружать. Станки привезли, но рабочие не спешили их разгружать. Хотя станки привезли, рабочие не спешили их разгружать.
  Мы вернулись из дальнего путешествия. Воспоминания о путешествии надолго сохранятся в моей памяти. Мы вернулись из дальнего путешествия, и воспоминания о нём надолго сохранятся в моей памяти. Мы вернулись из дальнего путешествия, так что воспоминания о нём надолго сохранятся в моей памяти.
  Обобщающий вопрос:сравните предложения в колонках. Что общего в строении ССП и СПП? Вывод ученика: ССП состоят из двух или нескольких простых.Части ССП равноправны. Между частями ССП можно поставить точку. СПП тоже состоит из нескольких простых, но части СПП неравноправны. Все СПП состоят из главного и придаточного. Между ними нельзя поставить точку.

В это время «слабые» ученики получают другое задание: распределить предложения на две колонки. Подчеркнуть грамматическую основу. («слабые ученики» должны продемонстрировать умение различать ССП и СПП)

Карточка с заданием. ССП. СПП.
1. Со стола никогда не убирали, и буфет стоял открытым с утра до вечера. 2. Мы знали, что эту работу трудно выполнить. 3. Среди дня прошёл дождик, и теперь обмытые листья деревьев блестели по-праздничному. 4. Так как лил сильный дождь, мы не могли выйти из палатки. 1,3 2,4

2. Продолжаем работу и усложняем задание. Мы выяснили, что все СПП состоят из главного и придаточного. Следующее упражнение поможет нам закрепить навык выделения границ главного и придаточного предложений.

Задание: переделайте предложения так, чтобы главное стало придаточным, а придаточное главным.

(Учащиеся должны продемонстрировать умение видеть границы простых предложений в составе сложного, видеть главное и придаточное предложения)

Действия учителя. Действия ученика.
1. Дача, которую мы сняли на лето, расположена в очень красивом месте. 1. Мы сняли на лето дачу, которая расположена в очень красивом месте.
2. В этом парке росли такие цветы, которых я никогда не видел. 2.Я никогда не видел таких цветов, которые росли в этом парке.
3. Нашей прогулке едва не помешал дождь, который начал накрапывать. 3. Начал накрапывать дождь, который едва не помешал нашей прогулке.
4. Зрелище, которое я увидел, поразило меня. 4. Я увидел зрелище, которое поразило меня.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: