Временный режим во Франции. Конституция Четвертой республики

2 июня 1944г Французский Комитет Национального Освобождения объявил себя Временным правительством. После освобождения Парижа де Голль начал консолидировать государственную власть. Назначенные в департаменты префекты начали восстановление генеральных и муниципальных советов. В крупных городах представителями временного правительства стали комиссары республики. 28 августа Де Голль издал приказ о ликвидации ФНС. В октябре в Авиньоне были открыты Генеральные Штаты – съезд комитетов национального освобождения. Помимо первоочередных мер по восстановлению экономической и социальной инфрастуктуры, задачей Временного Правительства была подготовка конституционно-правовой реформы.

Ускоренное формирование широкого партийно-политического спектра вступало в противоречие с курсом на концентрацию госвласти, избранным Де Голлем. Стремясь не допустить перехода инициативы к партиям он, накануне выборов, устроил референдум по двум вопросам: о придании избираемому представительному органу статуса Учредительного собрания и об ограничении его функций только вопросами конституционного строительства. 19 апреля 1946г Учредительное собрание одобрило проект конституции, а в мае он был вынесен на референдум. Референдум принес отрицательный результат. На ситуацию существенно повлияло возвращение в политику Де Голля, который 16 апреля 1946г впервые сформулировал свой конституционный проект. Столкнувшись с растущим влиянием голлистов, лидирующие партии Учредительного собрания поспешили прийти к компромиссу по поводу нового проекта конституции. Он был представлен Собранию 2 сентября 1946г и получил полную поддержку. Референдум прошел 13 октября, а с 24 декабря конституция вступила в силу. Конституция 46 г провозглашала единство и неделимость демократической, светской и социальной Республики, которую помимо европейских владений входили заморские департаменты и подмандатные территории. Был сохранен предыдущий вариант Преамбулы и текст Декларации прав человека.. В отличие от традиций III республики нижняя палата являлась абсолютно главенствующим органом, который не мог никому делегировать свои законодательные полномочия. Она заведовала бюджетом, ратифицировала международные договоры, объявляла войну. Избирались по пропорциональной системе 627 депутатов. Совет республики состоял из 320 депутатов избиравшихся на 6 лет коммунами и департаментами на основе косвенных выборов. Полномочия Верхней палаты по сравнению с III республикой были сведены до минимума. Был наделен лишь совещательными функциями в законотворческой области и его рекомендации были необязательны для нижней палаты. Президент ограничен представительской функцией. Он был лишен права роспуска нижней палаты и назначения должностных лиц. Любые акты президента требовали одобрения председателя кабинета и одного из министров. Избирали президента на 7 лет совместно обе палаты. Исполнительная власть вручалась Совету Министров во главе с его председателем. Председатель назначался по представлению президента, министры – по его же, или председателя. Правительство могло распустить парламент только после 2 правительственных кризисов подряд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: