Если расстояние между передатчиком и приёмником меньше расстояния прямой видимости, то влияние кривизны земной поверхности становится существенным и его надо учитывать.
Влияние кривизны:
1) разность хода лучей прямой и отражённой волны по сравнению с плоской землёй уменьшается;
2) вместо истинных высот h1 и h2 рассматриваются приведенные высоты h1’ и h2’;
3) угол скольжения Δ уменьшается по сравнению с плоской землёй
;
4) с уменьшением Δ – угла скольжения вводят (для этого случая) понятие коэффициента расходимости D.
, ()
где r – длина трассы; = 6370 км.
При r стремящимся к 0, коэффициента расходимости D стремиться к 1.
Открытая трасса () – большой положительный просвет.
В точку приёма приходят две волны: прямая и отражённая от препятствия (рис.).
Рисунок - К расчету множителя ослабления на трассах с большим положительным просветом Н
Наклон линии АВ незначительный и поэтому ΔACD и ΔCBE – прямоугольные. При этом расстояние АВ можно считать равным протяженности трассы r.
На рисунке () введены обозначения:
h1’ и h2’ – приведенные высоты; rb – хорда окружности радиуса b; Δу – высота сегмента; b – радиус кривизны сферы, аппроксимирующий препятствие.
Необходимо рассчитать Δr, Δ, D, h1’, h2’ через параметры Н и обобщённую координату препятствия:
1) ; ()
2) ; ()
3) ; . ()
4) ()
Величину b можно рассчитать по значениям Δу и rв, которые определяются из профиля трассы графически.
Известно, что высота Δу сегмента окружности радиуса b, хорда которого равна rв при rв << b определяется по формуле:
,
отсюда ()
Подставив значение b в выражение для D получим:
, ()
где .