Как разграничить эти виды правонарушений?

1) Если правонару­шение вытекает из правоотношения, которое имеет место в сфере МЭО, в сфере движения материальных ресурсов и их правового режима, то это нарушение МЭП. Здесь объектом правонарушения является международный экономический правопорядок;

2) Вторым критерием может служить характер ущерба: если ущерб от правонарушения носит материальный, имущественный харак­тер, то правоотношения по возмещению ущерба также следует от­нести к сфере МЭП;

3) В качестве третьего критерия квалификации того или иного правонарушения как нарушения МЭП можно использовать субъек­тивную сторону правонарушения, цель, которая ставилась при со­вершении действий, явившихся правонарушением. Если изначально ставилась цель нанести материальный ущерб или вред экономиче­скому правопорядку, то такие правоотношения относятся к МЭП.

В принципе же все вопросы, связанные с процедурой применения мер ответственности за правонарушения в МЭО, должны быть, видимо, отнесены к сфере формирующейся в настоящее время отрасли меж­дународного процессуального права.

Объекты правонарушений в межгосударственных экономических отношениях чрезвычайно разнообразны. Государство может постра­дать:

1) в отношении своих ресурсов — от их незаконной эксплуатации или использования; в отношении своих таможенных границ — от организованной контрабанды;

2) в отношении своих органов за рубе­жом — от нарушения их иммунитета;

3) в отношении своих договорных прав — от нарушения торгового договора;

4) в отношении своей финан­совой системы — от направленных мер по ее дестабилизации путем организованного фальшивомонетничества, создания условий долго­вой зависимости, невозврата долгов, валютно-кредитных блокад;

5) в отношении своей хозяйственной инфраструктуры — от технологи­ческой блокады, прямого разрушения промышленных, технологиче­ских объектов;

6) в отношении своего экономического пространства — от организованного подрыва товарного рынка, эмбарго, экономиче­ской агрессии;

7) в отношении своей экологии — от террористических действий или от индустриальных факторов, не содержащих призна­ков правонарушения;

8) в отношении права защиты своих физических и юридических лиц за рубежом — от действий, затрагивающих их статус и собственность, включая принятие неправомерных актов внут­реннего законодательства;

9) в отношении принципа невмешательства во внутренние дела — от принятия законов или судебных решений, затрагивающих юрисдикцию других государств.

Вред несет сам факт правона­рушения, даже если правонарушение не имеет заметных последствий. Условно вред можно подразделить на нематериальный и материаль­ный (ущерб).

Учитывая, что в МЭО (в широком смысле этого понятия), помимо государств, участвуют также физические и юридические лица, ущерб в МЭО может проистекать:

1) из правоотношений между государствами;

2) из правоотношений между иностранным физическим, юриди­ческим лицом и государством;

3) из правоотношений между физическими и/или юридическими лицами с иностранным элементом.

Два последних случая — это компетенция внутреннего права, однако действия внутренних, в том числе и, прежде всего, — судебных, органов государства в связи с такими случаями могут стать предме­том международной ответственности.

Международному сообществу в целом наносится ущерб, в случае:

Ø незаконной разработки ресурсов на пространствах, являющихся общим наследием человечества,

Ø организованного подрыва международных товарных или финансовых рынков.

Вместе с тем, международная ответственность в некоторых слу­чаях имеет место даже тогда, когда вредные последствия являются ре­зультатом действий, не запрещенных МП (объективная/абсолютная ответственность). Речь идет о вреде, причиненном иностранным воз­душным судном третьим лицам на поверхности (Конвенция 1952 г.); ущербе, причиненном космическими объектами (Конвенция 1972 г.) и др. В случаях объективной/абсолютной ответственности предель­ный размер возмещения материального ущерба оговаривается в между­народном договоре.

3. Условно ответственность можно подразделить на ответственность политическую и материаль­ную. Реализуется ответственность после предъявления претензии — заявления, дипломатического представления(первичная ответственность).

В случаях преступления претензия может быть предъявлена любым государством или группой государств, а не только пострадав­шим государством.

Если государство-правонарушитель не выполняет обязанности восстановить статус-кво, устранить нарушение, могут вступать в силу контрмеры (вторичная ответственность).

В качестве мер ответственности могут использоваться такие, в частности, меры, как:

Ø ограничения импорта товаров из государства-правонарушителя,

Ø введение квотирования, лицензирования импорта/ экспорта товаров в торговле с государством-правонарушителем,

Ø уста­новление специальных нетарифных мер регулирования внешнеэконо­мических связей,

Ø национализация собственности государства-право­нарушителя и/или его юридических/физических лиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: