1) Если правонарушение вытекает из правоотношения, которое имеет место в сфере МЭО, в сфере движения материальных ресурсов и их правового режима, то это нарушение МЭП. Здесь объектом правонарушения является международный экономический правопорядок;
2) Вторым критерием может служить характер ущерба: если ущерб от правонарушения носит материальный, имущественный характер, то правоотношения по возмещению ущерба также следует отнести к сфере МЭП;
3) В качестве третьего критерия квалификации того или иного правонарушения как нарушения МЭП можно использовать субъективную сторону правонарушения, цель, которая ставилась при совершении действий, явившихся правонарушением. Если изначально ставилась цель нанести материальный ущерб или вред экономическому правопорядку, то такие правоотношения относятся к МЭП.
В принципе же все вопросы, связанные с процедурой применения мер ответственности за правонарушения в МЭО, должны быть, видимо, отнесены к сфере формирующейся в настоящее время отрасли международного процессуального права.
|
|
Объекты правонарушений в межгосударственных экономических отношениях чрезвычайно разнообразны. Государство может пострадать:
1) в отношении своих ресурсов — от их незаконной эксплуатации или использования; в отношении своих таможенных границ — от организованной контрабанды;
2) в отношении своих органов за рубежом — от нарушения их иммунитета;
3) в отношении своих договорных прав — от нарушения торгового договора;
4) в отношении своей финансовой системы — от направленных мер по ее дестабилизации путем организованного фальшивомонетничества, создания условий долговой зависимости, невозврата долгов, валютно-кредитных блокад;
5) в отношении своей хозяйственной инфраструктуры — от технологической блокады, прямого разрушения промышленных, технологических объектов;
6) в отношении своего экономического пространства — от организованного подрыва товарного рынка, эмбарго, экономической агрессии;
7) в отношении своей экологии — от террористических действий или от индустриальных факторов, не содержащих признаков правонарушения;
8) в отношении права защиты своих физических и юридических лиц за рубежом — от действий, затрагивающих их статус и собственность, включая принятие неправомерных актов внутреннего законодательства;
9) в отношении принципа невмешательства во внутренние дела — от принятия законов или судебных решений, затрагивающих юрисдикцию других государств.
Вред несет сам факт правонарушения, даже если правонарушение не имеет заметных последствий. Условно вред можно подразделить на нематериальный и материальный (ущерб).
|
|
Учитывая, что в МЭО (в широком смысле этого понятия), помимо государств, участвуют также физические и юридические лица, ущерб в МЭО может проистекать:
1) из правоотношений между государствами;
2) из правоотношений между иностранным физическим, юридическим лицом и государством;
3) из правоотношений между физическими и/или юридическими лицами с иностранным элементом.
Два последних случая — это компетенция внутреннего права, однако действия внутренних, в том числе и, прежде всего, — судебных, органов государства в связи с такими случаями могут стать предметом международной ответственности.
Международному сообществу в целом наносится ущерб, в случае:
Ø незаконной разработки ресурсов на пространствах, являющихся общим наследием человечества,
Ø организованного подрыва международных товарных или финансовых рынков.
Вместе с тем, международная ответственность в некоторых случаях имеет место даже тогда, когда вредные последствия являются результатом действий, не запрещенных МП (объективная/абсолютная ответственность). Речь идет о вреде, причиненном иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности (Конвенция 1952 г.); ущербе, причиненном космическими объектами (Конвенция 1972 г.) и др. В случаях объективной/абсолютной ответственности предельный размер возмещения материального ущерба оговаривается в международном договоре.
3. Условно ответственность можно подразделить на ответственность политическую и материальную. Реализуется ответственность после предъявления претензии — заявления, дипломатического представления(первичная ответственность).
В случаях преступления претензия может быть предъявлена любым государством или группой государств, а не только пострадавшим государством.
Если государство-правонарушитель не выполняет обязанности восстановить статус-кво, устранить нарушение, могут вступать в силу контрмеры (вторичная ответственность).
В качестве мер ответственности могут использоваться такие, в частности, меры, как:
Ø ограничения импорта товаров из государства-правонарушителя,
Ø введение квотирования, лицензирования импорта/ экспорта товаров в торговле с государством-правонарушителем,
Ø установление специальных нетарифных мер регулирования внешнеэкономических связей,
Ø национализация собственности государства-правонарушителя и/или его юридических/физических лиц.