Механизм стабилизации кризиса в еврозоне

Европейский долговой кризис, или кризис суверенного долга в ряде европейских стран— долговой кризис, охвативший в 2010 году сначала периферийные страны Евросоюза (Греция, Ирландия), а затем охвативший практически всю зону евро. Источником кризиса называют кризис рынка гособлигаций в Греции осенью 2009 года. Для некоторых стран еврозоны стало сложным или невозможным рефинансирование (полное или частичное погашение кредита за счёт получения новых кредитов.)государственного долга без помощи посредников.

В разных странах к развитию долгового кризиса привели различные причины: где-то кризис был вызван тем оказанием экстренной правительственной помощи компаниям банковского сектора, находившимся на грани банкротства из-за роста рыночных пузырей, или попытками правительства провести стимулирование экономики после того, как рыночные пузыри лопнули. В Греции рост величины госдолга был вызван расточительно высоким уровнем заработной платы госслужащих и значительными размерами пенсионных выплат. Развитию кризиса способствовала и структура еврозоны (валютный, а не бюджетно-налоговый союз), которая также негативно отразилась на возможности руководства европейских стран реагировать на развитие кризиса: в странах-членах еврозоны есть единая валюта, но нет единого налогового и пенсионного законодательства.

Начиная с 2010 года опасения инвесторов начали усиливаться. 9 мая 2010 года министры финансов лидирующих стран Европы отреагировали на изменение инвестиционной обстановки созданием Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС) с ресурсами размером в 75 млрд евро для обеспечения финансовой стабильности в Европе за счёт осуществления ряда антикризисных мер.

9 мая 2010 г. представители 27 стран-членов ЕС заключили соглашение о создании Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС) с целью обеспечения финансовой стабильности в Европе путём предоставления финансовой помощи странам еврозоны, испытывающим экономические затруднения. ―►Фонд обладает полномочиями по выпуску облигаций или других видов долговых обязательств для привлечения средств, необходимых для предоставления кредитов, проведения рекапитализации банков или покупки государственных облигаций. Контроль и координация деятельности фонда осуществляется Немецким финансовым агентством.

Гарантии по облигациям предоставляются правительствами стран-членов еврозоны пропорционально оплаченной доле акционерного капитала в ЕЦБ. Гарантии по кредитам фонда предоставляются правительствами стран еврозоны совместно и индивидуально; общий объём располагаемых фондов составляет €440 миллиардов. Создание фонда позволяет направить на создание системы обеспечения стабильного функционирования финансовой системы средства размером до 750 миллиардов евро

―►Европейский фонд финансовой стабильности привлекает средства только в том случае, если правительством страны подаётся прошение об оказании финансовой помощи. На конец декабря 2011 г. это произошло дважды: в ноябре 2010 г. фонд предоставил €17,7 миллиардов для оказания финансовой помощи Ирландии (общий размер кредита составил €67,5 миллиардов; средства также были предоставлены рядом европейских стран, Европейской комиссией и МВФ). В мае 2011 г. фондом была предоставлена треть общей суммы экстренной финансовой помощи Португалии, составлялвшей €78 миллиардов. Фондом в рамках второго пакета финансовой помощи Греции также был предоставлен кредит размером в €164 миллиарда (130 миллиардов нового займа и оставшиеся 34,4 миллиарда по кредитной линии Греции) сроком до 2014 г

Предполагается, что Европейский фонд финансовой стабильности прекратит свою деятельность в 2013 г.; в течение одного года он будет функционировать одновременно с Европейским стабилизационным механизмом.

5 января 2011 г. в ЕС вступила в действие программа Европейского механизма финансовой стабилизации (European Financial Stabilisation Mechanism, EFSM), в рамках которой странам, испытывающим финансовые затруднения, предоставлялась экстренная финансовая помощь из заёмных средств, полученных на финансовых рынках, гарантом по которым выступала Европейская комиссия, а залогом являлся бюджет ЕС. Цель программы — обеспечение стабильности финансового положения в Европе. Фондом программы управляет Европейская комиссия, в его формировании приняли участие все 27 стран-членов ЕС. Максимальный объём средств, который может быть привлечён в рамках программы, составляет €60 миллиардов.

В рамках программы Европейского механизма финансовой стабилизации ЕС удалось разместить выпуск облигаций стоимостью 5 миллиардов евро на рынках капитала под процентную ставку в 2,59%

Европейский стабилизационный механизм

Европейский стабилизационный механизм (ЕСМ) — международная организация, которая предоставляет финансовую поддержку странам евро зоны в случае финансовых затруднений. ЕСМ была основана 27 сентября 2012 г. и должна функционировать как элемент постоянно действующей страховой сети евро зоны с максимальной способностью заимствования в 700 млрд. евро. ЕСМ заменит две существующие на данный момент в Европейском Союзе фондовые программы: Европейский фонд финансовой стабильности (ЕФФС) и Европейский механизм стабилизации (ЕМС). ЕСМ можно рассматривать как часть европейской региональной страховой сети, наравне с Европейским фискальным соглашением, Банковским союзом и Европейскиим центральным банком (ЕЦБ), которые также выполняют охранительные функции. Для каждого члена евро зоны, который испытывает трудности с финансовой стабильностью, все новые сделки и заявки на помощь находятся в компетенции ЕСМ, тогда как ЕФФС и ЕМС лишь продолжат работу и мониторинг по ранее одобренным кредитам для Ирландии, Португалии и Греции.

На встрече министров финансов стран еврозоны 23 января 2012 года был согласован окончательный текст договора о ЕСМ. Положения договора требуют от государств-участников, запрашивающих поддержку, участия в налогово-бюджетном соглашении, а также устанавливают процедуру голосования по решениям ЕСМ большинством, что исключает возможность блокирования работы фонда малыми странами. ЕСМ предоставляет помощь только государствам, подписавшим Меморандум о взаимопонимании, который излагает программу необходимых реформ или фискальной консолидации для восстановления финансовой стабильности.

Начиная с 1 марта 2013 г. условием получения помощи ЕСМ также будет наличие полностью ратифицированного Европейского фискального соглашения. После получения заявки на поддержку ЕСМ, так называемой Тройке (Европейской комиссии, ЕЦБ и МВФ) необходимо проанализировать и оценить страну по параметрам финансовой стабильности для того, чтобы решить какая из 5 программ помощи может быть предложена:

1. Стабилизационный кредит в рамках макроэкономической адаптационной программы (суверенный займ).

2. Программа банковской рекапитализации.

3. Превентивная финансовая помощь.

4. Первичная рыночная помощь.

5. Вторичная рыночная помощь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: