Экзистенциализм: основные темы и учения

Экзистенциализм возникает в первой половине 20 века. «Экзистенция» - существование. Второе название этой философии - «философия кризиса». Экзистенциализм, будучи попыткой осмысления социальных потрясений, постигших европейскую цивилизацию в первой половине ХХ-го века, обратился к проблеме кризисных ситуаций, критических обстоятельств, в которых оказывается человек.

Представители: Мартин Хайдеггер, Альберт Камю, Жан Поль Сартр, Николай Бердяев, Лев Шестов.

Экзистенциалисты изучают существование человека в период кризисов. Важно дать человеку возможность выжить в период кризиса, а для этого нужно знать, что есть человек.

Основные проблемы экзистенциализма:

1) проблема сущности и существования человека. Хайдеггер считает, что существование предшествует сущности. Человек сам создает свою сущность. Сущность не определяется отношением к собственности (экзистенциализм выступает с критикой марксистской философии). Сущность зависит от выбора человека. Она каждый раз разная. Нужно изучать человека «здесь и сейчас, а не там и тогда». Сартр сказал: «выбирая, я выбираю каким быть мне. Выбирая себя, я выбираю, каким быть миру». Это очень похоже на русскую пословицу: «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты»,

2) проблема свободы и ответственности. Каждый человек обладает свободой. Свобода - это право выбора. Свобода предполагает ответственность за свой выбор. Человек отвечает за все, что происходит в мире* Экзистенциалисты призывают к активной жизненной позиции.

3) проблема жизни и смерти. Если выбор, совершаемый человеком, может сказаться на всей его жизни, то такое состояние называется «пограничной ситуацией». Самая важная пограничная ситуация — выбор между жизнью и смертью. Человек не всегда знает, что его выбор - пограничная ситуация. Человеку нужно напоминать о смерти. Жизнь - цена, потому что она конечна. Человек будет отвечать за свой выбор, если будет помнить о смерти.

Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают «сущим», эссенцией. Человек же постигает своё сущее в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном счёте, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества.

В центре философии Жана Поля Сартра (1905-1980) лежит понятие свободы. При этом Сартр понимает свободу как одиночество человека, находящегося в мире и обязанного нести ответственность за свое существование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: