Максимально структурированной мозговой атакой считается метод номинальной группы (А. Л. Дельбек, Э. Г. Ван де Вен, В. К. Ерофеев, Н. Е. Карягин, Е. Г. Ноздрина).
Метод номинальной группы полезен в ситуациях, когда необходимо выявить и сопоставить индивидуальные суждения, с тем, чтобы получить решения, к которым один человек прийти не может.
Метод проводится в тщательно отобранной группе специалистов, хорошо разбирающихся в обсуждаемом вопросе.
Сущность метода заключается в отделении выдвигаемых идей от их авторов, что создает благоприятные условия для выдвижения любых идей любым участником совещания.
Отдельные предложения выдвигаются анонимно, окончательное решение считается групповым. Метод состоит из пяти этапов: первый — молчаливое генерирование; второй — неупорядоченное перечисление идей; третий — уяснение идей; четвертый — ранжирование идей; пятый — анализ и взвешивание отдельных предложений.
Использованные источники:
1. Джон К. Джонс, Методы проектирования, Москва, «Мир», 1986 г.
|
|
2. Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, "Московский рабочий", 1973 г.
3. Крупнейший форум по решению бизнес-задач www.triz-ri.ru/forum
4. Викентьев И.Л., Морфологический анализ, как способ решения бизнес-задач
5. Викентьев И.Л., Современные методики творчества/креатива (обзор).
workshop (дословно: цех, мастерская) или с устоявшимся в западной практике форматом учебных мероприятий.
Что же все-таки такое «воркшоп»? Чем он все-таки отличается от семинара? Или от мастер-класса? Зачем потребовалось новое слово? Только чтобы производить впечатление, или за ним есть самостоятельный смысл?
Чтобы избежать путаницы и подмены понятий я открыла словарик и прочла следующее: «В образовании, воркшоп – короткий интенсивный курс, одно или несколько занятий, в процессе которых акцент ставится на взаимодействии и обмене информацией между участниками. В искусстве, термин воркшоп может относиться к урокам, на которых художник делится практическими навыками с учениками».
«Воркшоп это:
• Интенсивное учебное мероприятие, на котором участники учатся, прежде всего, благодаря собственной активной работе • Учебная группа, помогающая всем участникам стать по окончании обучения более компетентными, чем в начале. • Учебный процесс, в котором каждый принимает активное участие. • Учебный процесс, во время которого участники много узнают друг от друга. • Тренинг, результаты которого зависят, прежде всего, от вклада участников и в меньшей степени - от знаний ведущего. • Учебный процесс, на котором в центре внимания - переживания участников, а не компетентность ведущего. • Возможность открыть для себя, что знаешь и умеешь больше, чем думал до сих пор, и научиться чему-то от людей, от которых этого не ожидал».
|
|
Создается впечатление, что воркшоп – термин, который относится скорее к форме мероприятия, чем к содержанию. Если семинар, лекция, презентация, мастер-класс отвечают на вопрос «что?», то понятие воркшоп скорее отвечает на «как?». А значит, любое из вышеперечисленных мероприятий может быть воркшопом. И можетимнебыть.
Взаимодействие всех участников данного мероприятия на фоне сохранения духа мастерской, когда теория не существует в отрыве от практики, а обучение – в отрыве от действий – вот что отличает воркшоп от других форм мероприятий. Из пассивного слушателя участник превращается в активного творца учебного процесса.
Пожалуй, лучше всего подытожил рассуждения на тему «что такое воркшшоп и с чем его едят» Геннадий Бершацкий: «Термин воркшоп удобно использовать как обобщающее понятие для определения активных, практически ориентированных форм работы с группами. Как понятие «мебель», которое включает в себя столы, диваны, шкафы и т.д. Такое использование понятия workshop позволяет сделать его развивающимся. И как сегодня можно придумать новые формы мебели, так и новые формы воркшопов можно придумывать бесконечно».