Труд как средство укрепления здоровья

Физический труд играет столь же важную роль в формирова­нии физического совершенства, как и спорт. Без здоровой уста­лости человеку не может быть в полной мере доступно наслаж­дение отдыхом.

Есть много трудовых процессов, в которых гармоничные, красивые, слаженные движения человеческого тела можно приравнять к гимнастическим упражнениям. По динамике и эстетической выразительности движений такой труд стоит на­равне с гимнастикой (косьба сена вручную, кладка кирпичных стен). Молодежь выполняет подобную физическую работу с большим удовольствием, особенно в коллективе. По сравнению со спортом такой труд имеет даже преимущества: в нем боль­ше оттенков, выражающихся в разнообразном сочетании фи­зической силы и мастерства, умения. К выезду на эту работу юноши и девушки у нас готовятся как к празднику. В дни лет­них каникул старшеклассники несколько дней косят вручную сено. Трудно переоценить все прелести этой работы в лугах - ­с ночевкой, приготовлением пищи. С большой любовью отно­сятся ученики к коллективному ручному труду в дни древо­насаждения, окулировки плодовых деревьев, прикрывания кустов винограда на зиму. Ежегодно ученики старших классов принимают участие в ручной кладке кирпичных стен хозяй­ственных и культурно-бытовых построек.

Воспитанники, занимающиеся таким трудом в течение всего времени пребывания в школе, отличаются прекрасным физиче­ским развитием, красотой, гармонической пропорционально­стью органов, пластичностью движений, умением прилагать физические усилия в соответствии с целью движения. Харак­терной их физического развития является сочетание стройности, красоты осанки, пластичности движений и физической силы. Они ищут красоту во всяком физическом труде, стремятся к эстетическому совершенству любого трудового процесса.

Если мы говорим о радости труда, то источником этого чувства является прежде всего красота труда, в процессе которого человек создает свою собственную красоту.

С первых дней пребывания в школе все наши ученики трудятся физически - в кабинете живой природы, в рабочей комнате, на учебно-опытном участке. Посильная работа находится уже для7-летних детей: уход за плодовыми деревьями и ви­ноградом, выращивание саженцев, сбор семян декоративных и плодовых деревьев, отбор семян зерновых и технических культур.

В среднем и старшем возрасте ежедневный труд на воздухе достигает двух-трех часов.

В летнее время пионеры в течение двух-трех недель живут в самодеятельном пионерском лагере, где труд сочетается с отдыхом (здесь они трудятся два-три часа ежедневно), - они главным образом ухаживают за полезащитными лесными полосами вблизи водоемов. Работают они в утренние и вечерние часы, когда воздух чист и прохладен. Едят и спят они на открытом воздухе.

Учащиеся старшего возраста летом не меньше трех-четырех недель живут и трудятся в поле, на воздухе (убирают и сушат сено, убирают урожай зерновых).

В зимнее время при умеренном морозе (до 15 градусов) старшие школьники в течение 10-12 дней работают на открытом воздухе. В эти дни они не только трудятся на воздухе, но и едят, отдыхают, проводят досуг, лишь ночью они - в комнате. В такой труд мы начинаем вовлекать детей уже в младшем возрасте. Он имеет очень большое значение для развития органов дыхания и кровообращения, для усиления обмена веществ. При хорошем питании такой труд стимулирует все функции организма, укрепляет нервную систему. Усиливается питание нервных клеток, особенно клеток мозга, повышается восстанавливающая роль сна. Это прекрасное средство закаливания организма. Весной, когда день увеличивается, многие ученики старших классов выполняют домашние зада­ния в саду (в беседках). Читают на свежем воздухе при хоро­шей погоде и в зимнее время.

Простудные заболевания у нас стали редкостью. В нашем распоряжении есть материалы о физическом развитии 26 уче­ников, которые в течение первых двух-трех лет обучения часто простуживались. Из них четверо были больны закрытой фор­мой туберкулеза. Благодаря специальному режиму, особенно круглосуточному пребыванию на свежем воздухе вблизи зеле­ных массивов, солнечным ваннам и: купанию, высококалорий­ному питанию, у них значительно улучшилось состояние лег­ких; во всех случаях признаки заболевания туберкулезом совершенно исчезли.

В настоящее время в отношении детей; предрасположен­ных к легочным заболеваниям и ослабленных, у нас осуществ­ляется система своеобразного лечения. Прежде всего, для этих детей (как правило, младших; к моменту вступления в годы ранней юности больных уже не бывает) устанавливается пол­ноценное, богатое животными витаминами питание. Не до­пускается, чтобы они спали при закрытой форточке, а летом в помещении. Три месяца - с июня по сентябрь - они живут в поле, хорошо питаются, загорают, купаются. И без каких бы то ни было лекарств, дети становятся крепкими, жизнерадост­ными.

Укрепить здоровье человека в детстве, не допустить, чтобы ребенок вступил в юность хилым и вялым, - это значит дать ему всю полноту жизненных радостей.

Труд на открытом воздухе оказывает благотворное влия­ние на детей с большой нервной возбудимостью - раздражи­тельных, беспокойных. Некоторые дети приходят в школу с функциональными расстройствами нервной системы, источ­ник которых в неправильном домашнем воспитании, чаще все­го в излишней заботе и опеке. Устранение этих расстройств и недостатков - важная задача школы. В нашем распоряжении есть материал о 27 детях, поступивших в школу с явными признакам и неврозов. Подавляющее большинство этих детей не могло нормально учиться. Важнейшим элементом системы ле­чения этих детей был труд на открытом воздухе, в спокойной обстановке, требовавший не столько физических усилий, сколь­ко сосредоточенности, внимательности (например, изготовле­ние различных поделок из прутьев ивы и других материалов). Особенно большое укрепляющее влияние оказывает окулиров­ка плодовых деревьев. Нервных, раздражительных детей мы специально учим окулировке. Во время этой работы ребенок забывает обо всем, что его окружает, и его нервная система успокаивается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: