Здоровье и духовная жизнь школьников

Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физи­ческих сил - важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности. Больной, хилый, предрасположенный к заболеваниям ребе­нок - источник многочисленных невзгод.

В течение 20 лет мы изучаем, что представляют собой неуспевающие ученики, каковы причины неуспеваемости. Научное исследование физического и умственного развития неуспевающих и отстающих детей привело меня к выводу, что у 85 процентов неуспевающих и отстающих главная причина отста­вания, незнания, неудовлетворительной работы на уроках и до­ма, второгодничества - плохое состояние здоровья, какое-нибудь заболевание или недомогание, чаще всего совершенно не­заметное для врача и поддающееся диагностированию только в результате совместных усилий матери, отца, врача и учителя. Перед нами открылись незаметные с первого взгляда, замаски­рованные ребячьей живостью и подвижностью заболевания и недомогания сердечно-сосудистой системы, дыхательных путей, желудочно-кишечные. С каждым годом нам становилась все яснее и яснее зависимость духовной жизни ребенка - интел­лектуального развития, мышления, внимания, памяти, усидчивости - от «игры» его физических сил. Наблюдения убедили нас, например, что так называемое замедленное мышление - это в подавляющем большинстве случаев следствие не каких-либо физиологических или функциональных изменений клеток коры полушарий головного мозга, а результат общего недомогания организма - недомогания, которого и сам ребе­нок не осознает. Дети с такими недомоганиями в начале урока усидчиво работали, но через 10-15 минут у них угасали глаза, взгляд устремился в пространство, они не могли внимательно слушать учителя. Скрытые недуги и недомогания становились особенно заметными, когда учитель стремился наполнить каждую минуту урока напряженным умственным трудом, добиваясь, чтобы не пропала ни одна минута урока. Ускоренный темп урока, этот галоп (например, когда на уроке арифметики ученикам предлагается решать одну за другой пять-шесть не­легких задач), приводил к тому, что некоторые ученики бук­вально надрывались: у них тускнели глаза, движения станови­лись вялыми. В связи с этим надо сказать сторонникам методов так называемого эффективного, ускоренного обучения: не играйте здоровьем детей. Наш коллектив серьезно озабочен, что за введение в начальной школе форсированного, 3-летнего обу­чения без серьезного повышения педагогической культуры всех учителей, без обогащения всей интеллектуальной жизни ребен­ка, без продуманного и планомерного интеллектуального воспи­тания в школе вообще придется расплачиваться здоровьем детей.

Когда нам стало ясно, насколько умственный труд и вся ду­ховная жизнь ребенка зависят от его здоровья, наш коллектив решил начинать изучение ребенка именно с изучения его здо­ровья. О состоянии здоровья детей, поступающих в 1 класс, после тщательного их медосмотра педсовету рассказывает врач. За детьми, у которых обнаружены слабость сердечно-со­судистой системы, дыхательных путей, нарушения обмена ве­ществ, мы устанавливаем постоянное педагогическое наблю­дение.

Мы стараемся предотвратить развитие болезни, укрепить защитные силы организма: вместе с его родителями мы уста­навливаем для ребенка режим труда и отдыха: режим питания. И мы добились того, что дети, у которых замедленность мысли­тельных процессов является результатом общей слабости орга­низма, а отсюда и вялости, угнетенности клеток коры, полуша­рий головного мозга, в весеннее, летнее и осеннее время спят под открытым небом, получают пищу, особенно богатую вита­минами и фитонцидами (мед, молоко, масло, яйца, мясо, фрук­ты). Все это оказывает поистине чудодейственное влияние на их здоровье и умственное развитие.

С каждым годом мы все больше убеждаемся, что преду­преждение болезней и склонностей к заболеваниям, укрепле­ние организма - главное условие полноценного умственного труда и всей духовной жизни ребенка. И если у нас сегодня еще остаются на второй год двое-трое учеников, то это значит, что улучшить состояние здоровья этих детей мы не можем в силу глубоких патологических аномалий, главным образом на­следственного характера (например, вследствие вялости клеток коры полушарий головного мозга у детей алкоголиков).

Эта проблема имеет и оборотную сторону: здоровье в огром­ной мере зависит от духовной жизни, в частности от культу­ры умственного труда. Мы не допускаем увлечения теми при­емами «эффективного», «ускоренного» обучения, в основе ко­торых лежит взгляд на голову ребенка как на электронный механизм, способный без конца усваивать и усваивать. Ребенок ­- живое существо, его мозг - тончайший, нежнейший орган, к которому надо относиться заботливо и осторожно. Дать начальное образование за три года можно, но при условии постоянной заботы о здоровье детей и нормальном развитии детского орга­низма. Источник полноценного умственного труда не в темпе и напряженности умственного труда, а в правильной, продуманной его организации, в осуществлении многогранного физического, интеллектуального, эстетического воспитания. Особенно пристального внимания воспитателя заслуживают духовная жизнь и здоровье в подростковом возрасте.

Источником духовных сил подростков, юношей и девушек является ощущение жизнерадостности, бодрости, неутомимо­сти. Мы говорим - ощущение, так как в этом возрасте никогда не задумываются над состоянием своего здоровья, не дорожат им. Заботу педагога о здоровье воспитанников мы представля­ем себе тактичной и тонкой, не снижающей благородного пренебрежения его подопечных к чересчур оберегаемым родителями товарищам, боящимся простуды, усталости. То, что напряжение физических сил, даже риск для своего здоровья подростки, юноши и девушки считают доблестью, - это отнюдь не бесшабашная удаль, как представляется иногда людям старшего поколения, а самая сущность глубоких нравственных процессов, связанных с самоутверждением личности, с формированием моральной зрелости. Мы стремимся иметь много точек сопри­косновения, общих интересов с воспитанником, чтобы тонко и душевно заботиться о его здоровье.

Юности свойственно стремление к интимности, неприкосно­венности всего, что связано с физической, физиологической сферой. Малейшее не тактичное прикосновение к их чуткой и восприимчивой душе, в котором юноши и девушки усматри­вают неуважение, упрек, насмешку над той или иной стороной своего физического развития, рассматривается ими как посягательство на их духовное достоинство. Особенно недопустимы упоминания о физических недостатках, которые кто-либо из юношей, девушек старается скрыть.

Чувствительность к вторжению, к прикосновению к тому, что составляет сферу его глубоко личной, интимной жизни,­ - одно из качеств духовной красоты человека.

Мы стараемся всячески развивать у подростков, юношей и девушек физическую самостоятельность, товарищеские отноше­ния, а главное - чувство собственного достоинства. Особенно важно это для девушек. Чем с большим достоинством держится девушка, тем благороднее, целомудреннее чувство любви, испытываемое к ней со стороны юноши, тем сильнее воспитательное влияние девушки на моральный облик юноши.

Надо учитывать и то, что подростки, юноши, девушки стремятся закалять свои морально-волевые силы путем закалки сил физических. Следуя своим любимым героям - Оводу, Пав­лу Корчагину, Юлиусу Фучику, Мусе Джалилю, Зое Космо­демьянской, они постоянно стремятся чем-то проверить, испы­тать свои физические и духовные силы. На этой почве между друзьями и подругами даже происходит своеобразное молча­ливое соревнование.

Подростки, юноши и девушки очень чутко переживают и эстетическую сторону своего физического развития. Они близ­ко к сердцу принимают мнение других людей о своем внешнем облике. Для них забота о красоте так же важна, как и забота о здоровье. И в каждом поколении школьников мы видим все бо­лее пристальный их взгляд на самих себя.

Характеризуя тяжелую жизнь в эксплуататорском общест­ве, К. Маркс писал: «Удрученный заботами, нуждающийся че­ловек невосприимчив даже к самому прекрасном у зрелищу». В нашем обществе материальные потребности человека удовле­творяются с каждым годом все полнее, родители ни в чем не отказывают детям, и это развивает эстетические запросы, и по­требности молодого человека нашего времени. Красота внеш­них черт становится для него такой же духовной потребностью, как и моральное благородство. В связи с этим мы большое вни­мание уделяем тому, чтобы эта потребность учащихся гармо­нически сочеталась, сливалась с трудом, с творчеством. Нельзя допустить, чтобы у человека была потребность только в красоте своей внешности, - это опустошает его душу.

Бурное физическое развитие в подростковом и юношеском возрасте требует от воспитателя большой заботы, прежде всего о гармонии физического и умственного труда его питомцев. Многолетние наблюдения привели наш коллектив к выводу, что в подростковом возрасте большую опасность представляет угроза надорвать силы формирующегося человека непосиль­ным, уродливым умственным трудом - зубрежкой. Мы не до­пускаем, чтобы 12-15-летний подросток сидел ежедневно по четыре-пять часов над домашними заданиями (кроме пяти-ше­сти часов школьных занятий), - это его калечит, на всю жизнь пагубно отражается на его здоровье, губит его красоту: его фигура становится сутуловатой, узкогрудой, появляется близорукость. В этой книге рассказывается, как мы, руково­дя умственным трудом, заботимся о здоровье и красоте че­ловека.

Мы не допускаем, чтобы девочки переносили большие тя­жести, участвовали в физическом труде, требующем чрез­мерного напряжения сил. Одна из традиций нашего коллек­тива заключается в том, что и учительницы у нас освобожда­ются от таких работ. Эта традиция - хороший пример для юношей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: