Технология и индустрия русского дома

Дворы и дома. Основные наименования поселений на Руси: город, пригород, посад, слобода, село, сельцо, деревня, починок.

Первоначально город означал «огороженное место», в дальнейшем «огораживать» приобрело значение «укреплять». Город, таким образом, разрастался, одни селились в огороженном центре, другие около него. Отгороженность привела к тому, что город стал административным центром, после чего занял господствующее место среди других форм поселения. Кроме городов, существовали укрепленные места - остроги. Как правило, они находились в отдаленных и малонаселенных местностях. Они не имели постоянного населения.

Посад - более мелкое поселение, которое мы сейчас употребляем в значении «город». Посады - центры торговли и промышленной деятельности. По началу они строились близ города так, что город находился посередине и назывался «кремлем», позже посад стал укрепляться рвами, валами.

Слобода - поселение, в котором жили люди, занимающиеся определенной деятельностью. Крестьянское селение - погост, село, сельцо, деревня. Село и сельцо отличались друг от друга размерами, объединяло их наличие церкви. Деревня - поселение без церкви. Починок - возникающее сельское поселение.

Дворы на Руси были очень просторны, их старались располагать на возвышенности, чтобы уберечь от наводнения.

Долгое время такое правило соблюдалось при постройке господских домов в селах и деревнях. Вокруг дворов ставились заборы. Сначала эта городьба была деревянная, но в XVII веке богатые люди стали делать каменные или кирпичные ограды. Домовитый хозяин огораживал свою усадьбу так, чтобы через нее не проникали животные, и слуги из соседних усадеб не могли ходить друг к другу. В эту ограду, как правило, вело двое или трое, иногда пять-семь ворот, и среди них одни были главными. Более того, они имели символическое значение.

Их делали крытыми, украшали башенками, различными изображениями. Позже в особо богатых усадьбах и городах над главными воротами надстраивали часовни и даже церкви, ставили образа в киотах, у ворот строилась караульная избушка. Главные ворота держали закрытыми: днем - припертыми, ночью - на замке. Такая модель застройки лишний раз доказывает сакральную иерархичность деления пространства на «свое» и «чужое». Кроме того, это способствовало созданию неких технологических систем внутри огороженного пространства.

Дома делались из сосновых и дубовых цельных брусьев. Складывали брусья один сверху другого посредством зубцов в нижнем и зарубов в верхнем брусе очень плотно. Для теплоты брусья обвивали мхом, его же клали по створкам дверей и окон. Дом, построенный с применением мха, назывался избой, без мха - срубом. Особенностью русского двора было то, что дома строили не рядом с воротами, а посредине, и от главных ворот пролегала к жилью дорога, иногда мощеная, но добрый хозяин в любом случае содержал эту дорогу в исключительной чистоте.

Пристроек к дому не было. Вместо них сооружали еще несколько жилых строений, которые вместе назывались хоромами. Эти постройки были как жилые, так и служебные. Внутри жилища были горница, ловушка, сенники.

Таким образом, уже к XV веку жилище знатного боярина представляло собой двор, обнесенный снаружи каменным забором и состоящий внутри из нескольких каменных строений. Перед каждым были сени, а между этими строениями были деревянные здания. Н. И. Костомаров отмечает, что способ расположения жилых строений был в главных своих чертах одинаков по всей русской земле: так строили и цари, и зажиточные посадские. Состоятельные люди для каждого члена семейства строили особые хоромы, даже если эти новые хозяева находились еще в детском возрасте.

Точно так же и у зажиточного крестьянина для братьев, сыновей и племянников хозяина строили избы, соединенные между собой. Иногда две-три избы под одной кровлей соединялись между собой сенями. Иногда несколько изб связывались переходами. Костомаров справедливо считает, что такой своеобразный «способ постройки выражал сочетание родового единства с личной и семейной отдельностью». Двор русского зажиточного человека напоминал собой удельную Русь, где каждое княжество стремилось к самостоятельности, и все вместе не теряли между собой связи. Но это была не единственная причина. В числе причин, побуждавших располагать жилища таким образом, было и то, что при таком способе постройки после смерти владельца наследникам было удобно разделить имущество между собой, а в случае, если кто-нибудь пожелает выселиться и завести собственный двор, ему легче было бы перенести на новое место то, что досталось из строений по разделу. Хотя в таком типе постройки запечатлен образ удельной Руси, нельзя не заметить, что он очень консервативен. На него не подействовали серьезные и принципиальные изменения нашей культуры (европеизация, советизация). Это позволяет, на наш взгляд, гораздо шире толковать причину типа постройки, рассматривая его как устойчивую модель русского дома.

Возможно, в ней выразилась одна из определяющих черт нашей ментальности - соборность, отразив тем самым парадоксальную противоречивость нашей национальной сущности (стремление к обособленности, и в то же время - стремление к единению, боязнь отделиться).

Почти при всяком доме находился фруктовый сад. Иностранцы, приезжавшие в Москву, говорили о множестве видов орехов, малины и других ягод, вкусных яблоках, сливах, грушах, вишнях. Особой похвалы заслуживал у них сорт яблок, которую они назвали наливом. Кроме сада, при доме были рыбные пруды, в которых разводили самые разнообразные породы рыб. И сад, и пруд давали необходимую продукцию для ведения домашнего хозяйства и всякого рода заготовок и в то же время выполняли эстетическую функцию, составляя общую композицию жилого строения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: