Таким образом, идеи Леонардо, его концепции природы, причинности и, как мы скоро убедимся, опыта значительно отличаются от идей большинства мыслителей эпохи Возрождения. Искания Леонардо "обращены на более точное понимание явлений, в сторону математико-экспериментального натурализма, абсолютно чуждого соображениям мистического и космологического порядка Кузанца и Фичино" (М. Даль Пра).
Здесь приводятся некоторые из наиболее созвучных современности идей Леонардо. Однако они не позволяют еще говорить о нем как об ученом эпохи научной революции. "Мы тщетно будем искать в трудах Леонардо черты, которые являются главными составляющими науками в нашем представлении. Нельзя не согласиться с Рандаллом, Сартоном, или Койре, которые утверждают, что исследования Леонардо, полные блистательных догадок и гениальных прозрений, никогда не выходили за пределы «занимательных» опытов и не достигали той систематичности, которая является основной характеристикой современной науки и техники. Его разыскания, всегда колеблющиеся между экспериментом и комментарием, оказываются раздробленными и как бы рассеянными в серии разрозненных наблюдений, письменных заметок для самого себя. Леонардо не имеет никакого интереса к науке как к организованному корпусу знаний, для него наука — это общественное и коллективное
|
|
предприятие. Для тех, кто считает, что наука в современном смысле
==5
не сводится к перечню или сумме теорий, инструментария, экспериментов, это различие очень важно. Определить место Леонардо среди основателей современной науки означает поместить его портрет в галерее не в том месте, где следует. Наложение на его труды и его видение науки наших представлений лишь затемнит проблему" (Паоло Росси). Все-таки можно сравнить Леонардо с деревом, которое корнями проросло в свою эпоху, а листвой вдыхает воздух грядущих времен. Иными словами, если в трудах Леонардо и не обнаруживается всей суммы основных характеристик современной науки, то некоторые из них прослеживаются в его размышлениях с достаточной четкостью. Именно так обстоит дело с идеей опыта, а также отношения между теорией и практикой.
1.3. "Умозрительное рассуждение" и "опыт"
Каковы же представления об опыте и знаниях по Леонардо? Леонардо любил называть себя, в противовес представлению об ученом той эпохи, "необразованным человеком", хотя мы знаем, что он обучался в мастерской Верроккьо, в том числе разным "механическим искусствам". А именно на основе "механических искусств", развивающихся в мастерских, постепенно формируется понимание опыта, который больше не является ни разрозненной практикой людей, занимающихся различными ремеслами, ни простым рассуждением специалистов в области "свободных искусств", не имеющих никаких контактов с миром природы и не занимающихся практической деятельностью. Опыт таких мастерских, к которым принадлежала и мастерская Верроккьо, позволяет прочно соединить "механические" и "свободные искусства", такие, как геометрия или перспектива. Следовательно, Леонардо бунтует против тех, кто считает, что "чувство" — т. е. ощущение и наблюдение — препятствует "природному утонченному познанию".
|
|
С другой стороны, он убежден, что "никакое человеческое исследование не может привести к истинному знанию, если оно не опирается на математические доказательства". Простого, голого наблюдения недостаточно; в природе есть "бесконечное число отношений", которые "никогда не познаются опытным путем". Природные явления могут быть поняты лишь в том случае, если мы раскроем их причины в "умозрительном рассуждении": именно причина показывает, почему "мы имеем дело с опытом такого рода". Короче: "Природа изобилует бесконечным числом причин, которые
никогда не проявлялись в опыте"; "любое наше знание берет начало от чувства"; "чузс-за имеют земную природу, разум находится вне, созерцая ж;". И "те, кто принимает практику без науки, подобны
==6
кормчему, взошедшему на корабль без штурвала и компаса, не знающему точно, куда плывет корабль". "Наука, — продолжает Леонардо, — это капитан, практика — матросы". И если имеется научное знание вещей, это знание, с одной стороны, завершается "определенным опытом", т. е. теории получают подтверждение, с
другой — оно открывает путь к технологическим разработкам, воплощенным Леонардо в его "машинах". "Во всей этой цепи рассуждений, — замечает Кассирер, — нет противоречия между положением, что любое знание начинается с ощущения, и — признанием за разумом собственной функции, помимо и за пределами восприятия. Два этих положения вполне совместимы, по крайней мере, для Леонардо. <...> Размышления Леонардо с очевидностью направлены на поиски промежуточного звена между этими двумя основополагающими факторами. Не распыляясь на соображения о частном, мы должны попытаться понять общий закон, который возвышается и господствует над ним. Только знание этого закона дает нам в море частных фактов и отдельных практических данных компас, без которого мы остаемся слепыми и лишенными штурвала. Теория дает нужное направление опыту". Таким образом, "Леонардо, — продолжает Кассирер, — предвосхитил «резолютивный (т. е. аналитико- синтетический) метод» Галилея и современной науки о природе".
Таково же мнение Geymonat, который пишет: "Особенно важна его [Леонардо] концепция научного знания и метода, необходимого для его достижения. С методологической точки зрения его можно считать предшественником Галилея — он придавал исключительное значение как опыту, так и математике; более того, нельзя исключать, что Галилей при работе над своим математико-экспериментальным методом испытал, пусть и не прямо, влияние Леонардо".
По мнению других опыт и математика не столь легко соединяются в рассуждениях Леонардо и вряд ли его следует считать "предшественником" Галилея. Например, Энрико Беллоне пишет: "Образ какого Леонардо мы можем воссоздать? Того, который восхваляет блестящие возможности опыта, или того, который их отвергает и прославляет достоинства математической абстракции? В эпоху Леонардо в науке происходят сложные изменения, которых он не осознает и пытается комментировать лишь посредством кратких заметок или лаконичных афоризмов. Леонардо является истинным «сыном Возрождения» и как таковой он никоим образом не мог заложить основы учения Галилея".
|
|
А вот что по этому поводу написал Э. Гарен примерно тридцать лет назад: "Нельзя сказать, что именно он [Леонардо] создал экспериментальный метод и сумел соединить математику с опытом и новой физикой, но его творчество можно считать символом перехода от глубокой критической разработки, результаты которой он время от времени суммирует, к формулированию обновленных концепций".
==7
Речь идет об интерпретациях, авторы которых следят за тем, чтобы не вырвать Леонардо из его среды и не впасть в ошибку "опережающей" историографии. Но эти авторы рискуют отвести внимание от новшеств Леонардо, которые создают образ мыслителя, исключительного для своего времени.
В противоположность авторитетам и традиции, Леонардо считает, что опыт — великий учитель; именно в школе опыта мы можем постичь природу, а не путем передачи и повторения бледных отражений ее, которые даются в книгах: "знание — дитя опыта", а не произвольных теоретических конструкций, пусть и воплощающих проблемы высшего порядка: "Лучше маленькая точность, чем большая ложь", — говорит Леонардо. И еще: "Ложь столь презренна,
что, если даже говорится о божественных вещах, она лишает их божественной благодати, а правда столь совершенна, что, если даже и распространяется на низкие материи, она несравненно превосходит неопределенность и ложь, связанные с большими и высокими рассуждениями. <...> Но ты, который живешь мечтами, тебе больше нравятся софистические изыски и торгашеское мошенничество в большом и отвлеченном, нежели строгое описание естественного и
не непосредственно данного".
Итак, чтобы понять природу, следует вернуться к опыту. Мы будем не далеки от истины, если предположим, что Леонардо отталкивается от проблемного опыта; путем рассуждений он вскрывает причины; затем, чтобы проверить рассуждения, он вновь обращается к опыту. Если природа получает результаты, пользуясь определенными причинами, человек от результатов должен обратиться к причинам. Для выявления этих причин необходима "математика" — наука, которая вскрывает отношения необходимости между различными явлениями, т. е. причины, "которые никогда не проявлялись опытным путем". "Необходимость, — повторим еще раз вслед за Леонардо, — основа и создательница природы, ее узда и вечный образец". Леонардо утверждает: "Не математик не разделит моих принципов". И еще: "Кто порицает высшую точность математики, тот питается неразберихой и никогда не положит конца противоречиям софистических учений, от которых можно научиться только вечным ссорам".
|
|
Природа регулируется поддающимся измерению порядком, который обнаруживается в причинном отношении между явлениями. " Именно эта необходимость исключает всякую метафизическую или магическую силу, всякую интерпретацию, которая предшествует опыту и пытается подчинить природу чуждым ей принципам. Эта необходимость в конце концов идентифицируется с необходимостью, свойственной математическому рассуждению, которое выражает отношения соразмерности, составляющие законы. «Разумность» природы явлена в «пропорциях», которые обнаруживаются не только
==8
в числах и измерениях, но и в звуках, весах, времени, пространстве и в любой другой природной силе" (Н. Аббаньяно).
В механике Леонардо приблизился к пониманию принципа инерции, "угадал принцип сложения сил и принцип наклонной плоскости, принятый им в качестве основы при объяснении полета птиц. Удивительно то, что эти догадки не остались только на теоретическом уровне. Были попытки их реализации или, по крайней мере,технического проектирования" (L. Geymonat). Будучи сведущ в прикладной гидравлике, Леонардо имел ясное представление о принципе сообщающихся сосудов. Многочисленны его проекты в области гидравлики. То же можно сказать и относительно искусства фортификации, создания оружия, текстильного производства, типографского дела.
Он достиг новых результатов в геологии (объяснив, в частности, происхождение ископаемых), в анатомии и физиологии. Его интерес к анатомии объяснялся желанием лучше познать природу, чтобы усовершенствовать ее художественное воплощение. Невозможно отделить в Леонардо ученого от художника. Да это и не нужно, ибо для него живопись — это наука, более того, — вершина наук. Живопись обладает познавательной ценностью, и художник должен обладать познаниями в области различных наук (анатомии, геометрии и т. д.), если хочет проникнуть в тайны природы: "О созерцатель, не хвались, что ты знаешь вещи, которыми руководит сама природа; но радуйся тому, что ты знаешь назначение вещей, начертанное в твоем разуме".