Ренессанс в Испании

XVI столетие было ознаменовано появлением в Испании плеяды замечательных писателей, архитекторов, скульпторов, живописцев. Недаром вторую половину XVI - начало XVII в., когда творили Сервантес, Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Гонгора, Хуан де Эррера, Эль Греко, принято называть «золотым веком» испанской культуры, несмотря на все ужасы инквизиции и деспотизма властей.

В результате возник новый, оригинальный стиль платереск (от platero - серебро, по ассоциации с изделиями ювелиров-чеканщиков по серебру). Фасады и интерьеры соборов и дворцов выглядели причудливыми ювелирными изделиями. Причем основной эффект достигался за счет сплошного коврового заполнения плоскости стены насыщенной скульптурой, лепниной и игры яркого солнечного света и тени. В архитектуре платереска получил распространение декор в виде выступов различных форм - ромбов, крупных раковин, растительного орнамента, фигурок людей и гербовых знаков.

Но самым значительным произведением в истории испанской ренессансной архитектуры, подобных которому не знала Европа XVI в., является знаменитый Эскориал, дворец-монастырь, резиденция Филиппа II, короля-монаха. Грандиозное сооружение, посвященное св. Лаврентию, было воздвигнуто в 45 километрах от Мадрида как символ могущества великой монархии. Строился Эскориал, получивший свое название из-за близости железных рудников (от escoria - шлак), прославленным испанским архитектором Хуаном де Эррера (1530-1597).

Эскориал положил начало новому классицистическому стилю, сменившему платереск и названному по имени архитектора - эрререско, особенностью которого было отсутствие каких-либо декоративных украшений, кроме шаров.

Эскориальская библиотека - сокровищница интеллектуальной жизни Испании - занимала одно из первых мест в Европе по собранию редких рукописей. Поэтому ее украшению Филипп II уделял самое пристальное внимание. Тибальди расписал свод, распалубки и люнеты, точно следуя композиционному расположению росписей потолка Сикстинской капеллы, В средней части свода были представлены аллегории семи свободных искусств, каждая из которых повторялась в живописной композиции на распалубках.

Например, аллегорической фигуре Музыки соответствовали иллюстрация мифа об Орфее и Эвридике и изображение Давида-псалмопевца, вдохновенно аккомпанирующего себе на лире и исполняющего псалмы для ветхозаветного царя Саула.

Самим воплощением катастрофы, которая завершала эпоху Возрождения в Испании, явилось искусство Домишко Теотокопули, прозванного в связи с его греческим происхождением Эль Греко (1541-1614). Творчество этого художника в равной мере сочетало в себе традиции трех великих художественных культур -византийской, итальянской и испанской. Но, пожалуй, только в Испании, в период крушения мировой империи и торжества феодальной и католической реакции, могло развиться такое крайне мистически-экзальтированное искусство, созвучное итальянскому маньеризму.

Эль Греко именно в Испании нашел наиболее благоприятную почву для

За свою жизнь в Толедо Эль Греко написал большое количество картин: «Святой Мартин и нищий», «Распятие», «Сошествие Св. Духа на апостолов», «Троица», «Крещение», «Эсполио» («Срывание одежд»), «Казнь Св. Маврикия». Многие из них можно назвать великими, но картина «Погребение графа Оргаса» являет собой зенит мастерства и славы мастера.

В живописи Эль Греко превалирует ирреальное начало. Он создал и свой уникальный образ человека, преисполненного духовного аристократизма и мистической озаренности, но лишенного, разумеется, героического начала. Экзальтированные образы Эль Греко похожи на бесплотные тени. У них чрезмерно вытянутые фигуры, искаженные формы, судорожные жесты, удлиненные бледные лица с широко открытыми глазами.

Но самое важное в его образной системе - это колорит. Эль Греко достиг исключительной светозарности красок, словно излучающих из себя внутреннее пламя. Обилие неожиданных рефлексов - желтых по красному, желтых по зеленому, ярко-розовых по темно-красному, зеленых по красному, применение ослепительно-белых и густо-черных красок - все сообщает его картинам потрясающую эмоциональную напряженность.

В середине XVI в. в Испании зародился литературный жанр, который получил название плутовской роман, ставший своеобразным ироническим противопоставлением рыцарским романам с их чудесным и сентиментальным миром и фигурой идеального героя-рыцаря.

Великий испанский писатель Мигель де Сервантес Сааведра (1547-1616) назвал ее «обманом зрения», жертвой которой человек становится довольно часто. Эта идея нашла отражение в его гениальном романе о приключениях «Хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского», ставшем вершиной испанской ренессансной литературы. Выбор главных героев романа - безземельного рыцаря-идальго и его оруженосца - был неслучаен, поскольку именно крестьяне и дворяне являлись главной силой при отвоевании страны у мавров и сословиями, обнищавшими в первую очередь. «Дон Кихот» - это энциклопедия целой эпохи. В нем почти 700 действующих лиц, принадлежащих ко всем слоям испанского общества.

В борьбе за свободный от произвольно установленных правил и доступный народному зрителю театр ведущая роль принадлежит Лопе де Вега (1562-1635). Лопе де Вега обосновал новые принципы сочинения комедий, суть которых сводится к нескольким основным положениям. Первое: следовать вкусам зрителя и доставлять ему наслаждение. Второе: из закона о трех единствах античной драмы - места, действия и времени -оставлять как безусловное только единство действия, предоставляя драматургу свободу в выборе места и времени. Третье: смешивать комическое и трагическое в литературе, подобно тому, как оно смешано в жизни. При этом все свои трехактные стихотворные пьесы Лопе де Вега называл «комедиями», независимо от их содержания

Так, «Собака на сене» представляет собой великолепный образец бытовой комедии, где любовь является и главным стержнем действия, и главным действующим лицом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: