Адрес - сообщение, отправляемое от адресанта к адресату в процессе социальной коммуникации. Адрес содержит фактическую информацию, а также сообщаемые (сознательно или бессознательно) сведения об адресанте, образ адресата, оценку сообщения и т.д.
Ассоциативная связь - вид связи, устанавливаемый исходя из заданного сочетания признаков данных, которые образуют упорядоченные последовательные цепочки. Указатели на связанные данные могут размещаться в самих данных или программных средствах управления базой данных.
Аудирование - восприятие на слух и понимание устной речи.
Аудитория - коллективный адресат, включающий несколько человек. Для аудитории характерно отсутствие взаимодействия или минимальное взаимодействие между ее членами.
Вербальное поведение - поведение, проявляющееся в речи.
Внутренняя речь - особая, неосознаваемая, автоматически действующая форма речи, которой человек пользуется, размышляя над решением словесно-логических задач. Внутренняя речь является производной от внешней речи; и представляет собой мысль, не выраженную в произнесенном или написанном слове.
Высказывание - оформленная в речи законченная мысль, смысл которой зависит от конкретной или воображаемой ситуации.
Гиперсреда - технология представления информации в виде относительно небольших блоков, ассоциативно связанных друг с другом.
Гипертекст - принцип организации информационных массивов, при котором отдельные информационные элементы связаны между собой ассоциативными отношениями, обеспечивающими быстрый поиск необходимой информации и/или просмотр взаимосвязанных данных.
Дискурс - вид речевой коммуникации, основывающийся на региональном непредвзятом обсуждении, на попытке дистанцироваться от социальной реальности.
Знак - материально, чувственно воспринимаемый предмет, явление или действие, служащие для обозначения другого предмета, свойства или отношения, а также для переработки и передачи информации. Определяющей стороной знака является его значение, которое может быть предметным, смысловым или экспрессивным. Различают языковые и неязыковые знаки.
Знаковая система – совокупность условных знаков и правил их взаимосвязи.
Идеография - способ обозначения вещей, понятий и их связей с помощью знаков.
Импрессивная речь - понимание устной и письменной речи. В психологическую структуру импрессивной речи входят три этапа: этап первичного восприятия речевого сообщения; этап декодирования сообщения; и этап соотношения сообщения с определенными семантическими категориями прошлого или собственного понимания устного или письменного сообщения.
Инвариантная информация - информационное ядро сообщения, которое должно быть передано без искажений.
Интерсемиотический перевод - перевод с естественного языка на искусственный язык или наоборот.
Источник - в теории коммуникации - лицо, от которого исходит сообщение; отправитель сообщения.
Ключевая информация - новые сведения, которые не могут быть подсказаны ни контекстом, ни ситуацией.
Код - система условных знаков, символов, сокращенных обозначений и названий, применяемых для передачи, обработки, хранения информации.
Коммуникативная равноценность -способность текста выступать в качестве полноправной замены в функциональном, содержательном и структурном отношении другого текста.
Коммуникация - обмен информацией между индивидами посредством общей системы символов. Коммуникация может осуществляться вербальными и невербальными средствами.
Обработка текстов - процесс ввода, распознавания, хранения, редактирования, форматирования и печати текстов.
Обращение - слово (сочетание слов), используемое для названия лиц или предметов, которым направляется сообщение.
Прагматический потенциал текста – это способность текста оказывать воздействие на аудиторию.
Признак - характеристика предмета или явления, по которым его отличают от других предметов или явлений. Свойство или характеристика изучаемого явления, выраженные в совокупности переменных, которые могут быть подвергнуты наблюдению и измерению.
Психолингвистика - наука, исследующая обусловленность процессов речи и ее восприятия структурой соответствующего языка.
Распознавание рукописного текста - технология преобразования символов рукописного текста в последовательность кодов.
Речевая деятельность - взаимосвязанные речевые действия, направленные на достижение одной цели. Речевая деятельность подразделяется на письмо, чтение, говорение, перевод и т.д.
Речь - исторически сложившийся вид коммуникативной деятельности человека, посредством использования возможностей языка для общения с другими членами языкового коллектива. Различают экспрессивную и импрессивную речь.
Сигнифика - теория, основанная на рассмотрении любых языков как знаковых систем. Изучает речевой акт как психическое действие, а язык как действие.
Смысловая информация - смысл речевого произведения, являющийся результатом сопоставления семантической и ситуационной информации.
Сообщение - в теории коммуникации - предназначенные для передачи высказывание, текст, изображение, физический предмет или поступок. Сообщения состоят из словесных или невербальных знаков.
Текст – (от лат.textus – соединение)- последовательность графических или звуковых языковых знаков, ограниченная единым назначением. В семиосоциопсихологии - единица общения, выступающая как целостная совокупность коммуникативно-познавательных элементов, функционально объединенных (для заданной цели общения) в замкнутую иерархическую содержательно-смысловую структуру на основе общей концепции или замыслов партнеров по общению.
Устная речь - речь, порождаемая в процессе говорения. Обычно устная речь творится в процессе беседы, для нее характерна неподготовленность.
Художественная речь - речь, реализующая эстетические функции языка. Художественная речь подразделяется на прозаическую и стихотворную.
- придает речи усложненную фонологическую организацию.
Художественный текст - сообщение, направленное автором читателю, зрителю или слушателю. Он передает информацию; вырабатывает новую информацию; а также хранит информацию. Читатель художественного текста находится в отношении сотворчества к получаемому сообщению, он должен понять, что хотел сказать автор.
СЕМИОТИКА КОММУНИКАЦИИ (расширенный вариант спецкурса)
1. Семиотика как научная дисциплина -
2. Семиотика и теория коммуникации -
3. Категориальный аппарат семиотики (понятия знака, кода, коннотации, денотации, семиозиса, значения, референта, репрезентации, конвенции) -
4. История античной и средневековой семиотики -
5. Семиотика Соссюра и лингвистическая традиция. Критики Соссюра – Волошинов, Деррида -
6. Семиология Пирса -
7. Семиотические идеи русского формализма -
8. Семиотика искусства в концепции Я.Мукаржовского -
9. Модель коммуникации по Р.Якобсону и основные функции языка -
10.Французский структурализм. Структурно-семиотическая методология анализа культуры К.Леви-Стросса -
11.Семиология Ролана Барта -
12.Семиотика культуры Московско-Тартуской семиотической школы
13.Семиотика культуры Умберто Эко -
14. Миф универсального и совершенного языка в истории европейской культуры. Проблемы межкультурной коммуникации -
15.Смена исследовательских парадигм в теории коммуникации 1980-90-х гг. Британская школа культурных исследований (С.Холл) -
16.Психоанализ как семиотическая теория (Фрейд, Лакан) –
17.Семиотические проблемы аудиовизуальной коммуникации: изображение и текст. Семиотика масс медиа -
18.Семиотика кино -
19.Семиотика иcкусства -
20.Рецептивная эстетика и прагматика -
21.Невербальная коммуникация: кинетика, мимика, проксемика, «язык улицы» -
22.Социосемиотика. Семиотика и изучение идеологии -