В конце XIX века позитивизм в своей первой,"классической", форме переживает кризис, вызванный: во-первых, прогрессом естественнонаучного знания, обесценившим многие из тех "синтетических обобщений", которые рассматривались самим позитивизмом как вечное и неоспоримое приобретение науки; во-вторых, коренной ломкой понятий и принципов классической физики, а также интенсивным развитием психологических исследований. Позитивизм оказался не в состоянии адекватно осознать сущность новых открытий в науке, и это вновь остро поставило вопрос о роли философии в системе наук.
Вторая историческая разновидность позитивизма - эмпириокритицизм - возникает в 70 - 80-е годы XIX века. Появившись в Австрии и Швейцарии и быстро распространившись в Германии, России и ряде других стран, эмпириокритицизм явился важным связывающим звеном между позитивизмом XIX века и неопозитивизмом. Основоположники эмпириокритицизма Рихард Авенариус /1843-1896/ и Эрнст Мах /1838-1916/ были не только философами, но и учеными. Э.Мах был одним из крупнейших физиков своего времени, автором ряда работ по механике, акустике и оптике, а научные интересы Р.Авенариуса лежали в области психофизиологии.
|
|
Название "эмпириокритицизм", изобретенное Авенариусом, означает "критику опыта". В двухтомном труде "Критика чистого опыта" он выдвинул положение о том, что задача философии состоит именно в "очищении" опыта от всего того, что может быть истолковано как признание объективности, т.е. от понятий материи /субстанции/, необходимости, причинности, как якобы незаконно привнесенных в опыт, принципиально недоказуемых опытом. Под опытом Авенариус, как и все позитивисты, понимал не что иное, как человеческие ощущения. "Чистый опыт" Авенариуса - это содержание человеческого сознания, "очищенное" от объективной действительности как его источника, от ценностных и антропоморфических представлений.
Центральной частью всей философии Авенариуса является его теория "принципиальной координации". В этой теории Авенариус признает как существование "Я", т.е. субъекта, некоего наблюдателя, - это центральный член координации, - так и существование той среды, в которой живет субъект, т.е. "не- Я", - это противочлен. Пытаясь представить эмпириокритицизм как философию, лишенную "крайностей" мате риализма и идеализма, Авенариус проводит мысль о том, что эта философия направлена не только против материалистов, признающих существование природы до появления человека, но и против субъективных идеалистов, признающих существование субъекта до возникновения природы. Авенариус говорит, что "Я" и "не - Я", т.е. человек и среда, находятся в принципиальной координации, то есть в неразрывной связи друг о другом. Но это означает, что не существует субъекта без объекта, как и объекта без субъекта.
|
|
Философская позиция Авенариуса противоречит как "наивному реализму" всякого здравомыслящего человека, убежденного в существовании до, вне и независимо от него внешнего мира, так и очевидным фактам естествознания. Естествознание говорит, что Земля существовала до человека и вообще до появления какого бы то ни было живого существа на ней. Это положение Авенариус не может отрицать. Но как же тогда быть с неразрывностью "Я" и "не - Я", если "не - Я" /т.е. Земля, среда/ существовала и тогда, когда "Я", т.е. субъекта, центрального члена координации, еще не было? Пытаясь спасти свою систему и устранить это противоречие, Авенариус вводит понятие "потенциального центрального члена". По Авенариусу, человек, это центральный член координации", даже тогда, когда он еще не родился, все же "не равен нулю"; он уже существует потенциально, в возможности, и тем самым обусловливает существование всего мира, т.е. "не - Я", среды.
Авенариус разрабатывал свою теорию одновременно с Махом и независимо от него, но теории Авенариуса и Маха настолько совпадают, что понятия "эмпириокритицизм" и "махизм" часто употребляются как тождественные.
Продолжая линию позитивизма, Э.Мах выступил с претензией очистить естественнонаучное мышление от "метафизики" с ее мнимыми проблемами, Он заявил, что стоит на почве опыта и что его эмпирическая точка зрения "совершенно исключает все метафизические вопросы". Сводя философию к "психологии познания", Мах вслед за И.Кантом утверждает, что познанию доступна на сущность вещей, а лишь их явления. Но в отличие от Канта Мах. отрицает существование "вещей в себе", объективной реальности.
В основе всех явлений, по Маху, лежат факты чувственного мира, ощущения. Мах настаивает на том, что не тела вызывают ощущения, а комплексы ощущения образуют тела. В работе "Механика" Мах пишет, что ощущения - это не символы вещей, скорее "вещь" есть мысленный символ для комплекса ощущений, обладающего относительной устойчивостью; не вещи /тела/, а цвета, звуки, давление, пространство, время /то, что мы обычно называем ощущениями/ суть настоящие элементы мира. С точки зрения. Маха, атом, молекула, масса и т.п. - все это не объективные реальности, а лишь символы для экономного описания ощущений. Научные понятия, формулы, законы и объяснения лишены объективного содержания. Мах утверждает, например, что "в природе нет причины и нет следствия", ибо "причина и следствие суть создание нашего мышления". Точно также и законы природы порождаются нашей психологической потребностью и не выражают никаких объективных связей между вещами; законы природы - это продукты человеческого духа, не имеющие смысла помимо человека.
Но сведение всех вещей, связей и отношений объективного мира к комплексам ощущений неизбежно ведет к признанию всего мира моим ощущением, т.е. к солипсизму. Стремясь избежать солипсизма, Мах в своих более поздних работах объявил, что эти элементы /ощущения/ по своей природе не физические и не психические, не объективны и не субъективны - они "нейтральны". Выдвигая учение о нейтральности "элементов", Мах претендует на преодоление "метафизики" материализма и идеализма.
В работе "Материализм и эмпириокритицизм" В.И.Ленин раскрывает сущность махистской теории "нейтральных элементов". Она состоит в том, что все существующее объявляется ощущением; ощущения называются элементами; элементы делятся на физические /то, что не зависит от нервной системы человека/ и психические /то, что от нее зависит/; связь физических и психических элементов объявляется не существующей отдельно одна от другой; лишь временно разрешается отвлечься от той или другой связи. Следовательно и здесь, как и у Авенариуса, физическое не может существовать без психического, объект не может существовать без субъекта. В то же время, обсуждая проблемы физики, Мах в целом ряде случаев признает, что есть физические элементы, лежащие вне границы "психических элементов", т.е. вне ощущений, вне субъекта, и тем самым переходит на позиции материализма.
|
|
Одним из важных аспектов "очищения опыта" у Авенариуса был "принцип наименьшее мера силы". Мах развил его в "принцип экономии мышления" и объявил его главной характеристикой познания. Из принципа "экономия мышления" выводится положение об описании как идеале науки. В развитой науке, согласно Маху, объяснительная часть является излишней, метафизической и в целях "экономии мышления" должна быть удалена. С позиций "экономии мышления" Мах предпринял критический анализ ньютоновских понятий массы, абсолютного пространства и времени. Эта критическая работа Маха была использована в дальнейшем А.Эйнштейном для построения новой физики и дала ему основание назвать Маха предшественником общей теории относительности. Однако установленная Махом физическая относительность пространства и времени сопровождалась отрицанием их объективности, что привело Маха к выводу, что пространство и время - это "упорядоченные системы рядов ощущений", т.е. чисто субъективные образования.
Субъективно-идеалистическая философия Маха вызвала резкую оппозицию со стороны большинства ученых, но в условиях методологического кризиса многим стало казаться, что субъективистская и релятивистская философия Маха успешно решает те трудности, с которыми встречались ученые и которые не смог преодолеть механический материализм. В это время идеи Маха входят в моду и рекламируются как философия современного естествознания.