А.В. ЕРАХТИН
СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Ч а с т ь 1
От позитивизма к постпозитивизму
Учебное пособие
Иваново 1994
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Глава 1. П О З И Т И В И З М
1.1. Позитивизм О.Конта и его последователей
1.2. Философия эмпириокритицизма
Глава П. Н Е О П О З И Т И В И З М
2.1. Возникновение неопозитивизма и его специфика
2.2. Логический позитивизм и его принципы
2.3. Философия лингвистического анализа
Глава Ш. П О С Т П О З И Т И В И З М
3.1. Критический рационализм К.Поппера
3.2. Постпозитивизм И.Лакатоса и Д.Агасси
3.3. Постпозитивизм Т.Куна, С.Тулмина и П.Фейерабенда
3.4. Философия "научного материализма"
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Глава 1. ПОЗИТИВИЗМ
Позитивизм.Конта и его последователей
Позитивизм как философская доктрина возникает в 30-е годы XIX века. Это по сути "антифилософское направление" в философии. Теоретической основой позитивизма было разочарование в возможностях умозрительной философии, претендовавшей на роль "науки наук". Большие успехи в развитии естественных наук /математики, астрономии, физики, химии, биологии/ породили надежду на возможность создания "социальной физики", надежду на то, что все подлинное /позитивное/ знание может быть получено лишь как результат отдельных частных наук и их синтетического объединения. Наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, но это не исключает существование некоторой общей науки, осуществляющей синтез научного знания, за которой можно сохранить старое название "философии". Таким образом, в позитивизме стирается качественная грань между наукой и философией, поскольку последняя сводится к общим выводам из естественных и общественных наук.
|
|
Основателем позитивизма был французский мыслитель Ответ Конт /1798-1857/, который в течение пяти лет был личным секретарем социалиста-утописта Сен-Симона. Разойдясь затем со своим учителем и его школой, Конт в 1826 году организовал цикл лекций для небольшой аудитории ученых и литераторов. Записи этих лекций разрослись в дальнейшем в шеститомное произведение Конта "Курс позитивной философии", а также в сочинение "Дух позитивной философии".
По убеждению Конта, создание его "Курса" означало коренной переворот во всех науках, во всем мировоззрении, а свою философию он считал не одним из направлений философской мысли, а новой эрой в истории человечества. Конечной целью философской системы Конта было "социальное преобразование", он стремился к преодолению "социальной анархии", причиной которой была, по его мнению, "умственная анархия" - это пагубное наследив "революционного духа". В мировоззрении должен быть наведен порядок путем создания строгой научной системы. Конт выдвинул задачу превращения обществоведения в "позитивную" науку; он стал основателем буржуазной социологии. Конт надеялся, что идеи позитивной социологии приведут общество к моральному порядку, поскольку именно духовная стабилизация предшествует стабилизации социальной.
|
|
Центральное место в социологии Конта занимает "открытый" им " "великий основной закон" "трех стадий". Это была оригинальная интерпретация Контом учения Сен-Симона о стадиях развития человеческого общества. Для Конта эти стадии суть три эпохи разных состояний человеческого духа. Конт мыслил позитивизм как завершение эволюции человеческой мысли, шедшей от "теологической стадии" к "метафизической", а от нее к положительной /"позитивной"/. На первой стадии действительность ставится в зависимость от божественных существ, здесь безраздельно господствует религиозное миросозерцание. На второй стадии на смену религиозным представлениям приходят умозрительные спекуляции философов о "сущности" и "причинах", лежащих за явлениями. Третья стадия - это стадия позитивного знания, здесь наступает разочарование в философии, и люди обращаются к наукам.
Теологическая стадия, по Конту, соответствует детскому периоду человека, и человечества, метафизическая - переходному возрасту, позитивная стадия означает высшее, вполне зрелое состояние человеческого ума. Конт читал, что принципу трех стадий подчинены не только история человеческого общества, но история культуры, история познания, история становления и развития отдельных наук. Прогресс общества, согласно Конту, коренится в духовном совершенствовании человека. Все изменения, происходящие в области производства, политики и морали - продукт развития и накопления знаний. Наука -главный стимул и причина общественного развития.
Конт подверг критике априоризм и спекулятивный характер гегелевской системы, он был вдохновителем идеи научности философии. Но противопоставив научную философию метафизике, он положил начало отказу от философии как науки о мире. Позитивизм Конта предполагает отказ от поисков первопричин, каких-либо субстанциальных начал и вообще сверхчувственных сущностей. Эти поиски философов позитивисты характеризовали как бесплодную "метафизику" и противопоставляли им стремление к построению системы "положительного" знания, опирающегося исключительно на "факты".
Поскольку позитивизм не имеет дела с "метафизическими" проблемами, он отвергает как идеализм, так и материализм. Пережитки метафизики, к которым относятся, по мнению Конта, претензии на раскрытие причин и сущностей, должны быть удалены из науки. Задача науки состоит в описании и упорядочении ощущений и переживаний субъекта, наука отвечает не на вопрос "почему", а на вопрос "как", поскольку она призвана не "объяснять", а описывать данные опыта.
Мы познаем только "поверхность" действительности, только "явления" или "факты опыта", а не объекты "сами по себе", не их внутреннюю сущность или происхождение, считает Конт. Ограничив научное познание только областью явлений, Конт пришел к выводу, что в науке объяснение принципиально невозможно.
Однако накопление сырого фактического материала еще не образует науки. Конт говорит, что наука должна открывать законы, но под законами он понимал лишь формулировку наблюдаемых функциональных отношений, "неизменные отношения последовательности и подобия". Этому тезису позитивизм остался верен на протяжении всей своей дальнейшей истории, тем самым подрывая авторитет научного знания и отказывая ему в возможности познания скрытых глубин действительности.
|
|
Видя задачу науки в описании и упорядочении ощущений и переживаний субъекта и объявляя "метафизикой" всякую теорию, признающую существование и познаваемость объективной реальности, Конт тем самым встает на позицию субъективного идеализма. Отношения последовательности и подобия, являющиеся предметом научного исследования - природные или социальные,- независимы от вмешательства человека. В процессе познания человек лишь выявляет эти отношения, но отнюдь не творит их. Однако объективность законов науки еще не является свидетельством объективности науки. Наука по существу субъективна, поскольку природа ее социальна, а центром философских исследований является человек. "Вселенная, - пишет Конт, - должна изучаться не ради ее самой, но ради человека, или скорее, ради человечества".
Описывать, по Конту, значит отчасти и объяснять и, следовательно, в какой-то мере и предсказывать будущее течение событий. Отсюда вытекает его знаменитая формула: "Знать, чтобы предвидеть, и предвидеть, чтобы мочь", которая весьма импонировала философски неискушенным ученым XIX века, создавала иллюзию "научности" позитивизма. Позитивную оценку ученых получила и разработанная Контом "рациональная классификация основных позитивных наук", она была наиболее развитой и рациональной из всех классификаций, существовавших в истории науки до XIX в. Принцип классификации линейный. Конт расположил науки в направлении от общего, более легко изучаемого и точного знания, к знанию частному, более трудному и сложному для исследования, а потому и менее точному. Все науки разделяются им на теоретические и прикладные, а теоретические, в свою очередь, делятся на "абстрактные или общие, и конкретные ил» частные. Абстрактные теоретические науки и составляют принципиальный ряд наук Конта: математика, астрономия, физика, химия, физиология, социология. Конт был автором последнего термина, но наряду с ним использовал и термин "социальная физика". В дальнейшем Конт добавляет к своей схеме седьмую науку - "позитивную мораль", иногда называемую им "антропологией".
|
|
Последователем Конта и первым крупным позитивистом в Англии был Джон Стюарт Милль /1806-1873/. Он переписывался с Контом, а затем опубликовал несколько статей на общую тему: "Огюст Конт и позитивизм", где определил позитивизм как "общее достояние века". В свою очередь, Конт высоко оценил "Логику" Милля.
Как и Конт, Милль считал, что все знание проистекает из опыта, а его предметом являются наши ощущения. Материя - это неизвестная причина или "постоянная возможность вызывания впечатлений", а сознание - "постоянная возможность переживаний". Отсюда задача науки понимается как индуктивное упорядочение единичных явлений для получения законов природы. Последние суть относительно простые допущения на базе предшествующих индукций, из которых /допущений/ можно затем "дедуктивным путем вывести все существующие во Вселенной единообразия". Это субъективно идеалистическая философия.
В центре внимания интересов Милля были логические исследования он внес положительный вклад в разработку технических средств логической науки, детально изучив приемы индуктивного исследования. Ряд его идей сыграл позитивную роль в семиотике и логической семантике. Милль стремился устранить из логики метафизическую проблематику и высказывался в том духе, что логика должна быть нейтральной почвой, на которой могут встретиться и подать друг другу руки материалисты и идеалисты. Но фактически Милль сделал ее в ряде моментов орудием философии позитивизма. Сама логика, с точки зрения Милля, это грамматика оперирования чувственными переживаниями, она выступает у него как главное содержание философского знания, как "наука самой науки".
Разделяя ряд философских и логических установок Конта, Милль отвергал его социально-политическую доктрину /в частности, мысль об усилении роли государства/, усматривая в ней систему духовного и политического деспотизма, игнорирующую человеческую свободу. В эссе "О свободе" он прославлял идеалы либерализма и настаивал на полном невмешательстве государства в частную жизнь граждан. Милль считал, что государство должно предоставлять максимальные возможности для развития экономической инициативы предпринимателей.
В своей этической системе утилитаризма /название, впервые введенное Миллем,/он выступал против "крайности" узкоутилитарного подхода к поступкам. Помимо эгоизма как всеобщего принципа, вводит в свою систему принцип альтруизма, ведущий к достижению "наибольшей суммы общего счастья".
В своих поздних эссе Милль позитивно оценивает религию, считая, что в век скепсиса религия полезна и необходима для реализации моральных целей, она может воспитывать, развивать культуру необразованных масс и создавать нравственное общественное мнение.
В истории позитивизма Милль сыграл роль основоположника философской традиции позитивизма в Англии XIX века. Главным же представителем английского позитивизма второй половины XIX века был Герберт Спенсер /1820-1903/.
Центральным пунктом философии Г.Спенсера была попытка примирить науку с религией, он пытался религиозную веру оправдать выводами науки, опираясь на принцип агностицизма. Базой для примирения науки и религии должен послужить тот факт, что "формы бытия... абсолютно непознаваемы в их сущности". Согласно Спенсеру, история религии показывает, что всякая религия покоится на признании абсолютной непостижимости той высшей силы, которая лежит в основе мира. Но и наука неизбежно приходит к выводу, что "под всякими вещами скрывается непроницаемая тайна", что реальность, лежащая в основе всех явлений, навсегда остается неизвестной. Признание того, что ни религия, ни наука не в состоянии дать ответ на коренной вопрос бытия, позволяет, по мнению Спенсера, устранить конфликт между ними.
Спенсер утверждал, что само развитие науки сталкивает ученых с неразрешимыми тайнами и тем самым подводит к религии. "Тайна - последний шаг науки и первый шаг религии". Сила, движение и материя - это всего лишь символы неведомых реальностей. Наука познает только чувственно воспринимаемые явления, но останавливается на пороге сущности. Отрицая способность философии дать ответ на поставленные ею вопросы, Спенсер передавал ее функции религии. Философию он понимал в характерном для позитивизма духе, как максимально обобщенное научное знание. Философия, по Спенсеру, в отличие от науки, которая представляет собой лишь отчасти обобщенное знание, есть "вполне объединенное знание", высший теоретический
синтез.
Большое место в учении Спенсера занимает идея эволюционного развития, которую он рассматривал как высший закон всего существующего. Спенсер сводил понятие эволюции к непрерывному перераспределению телесных частиц и их движения, протекающего в направлении к соединению /интеграции/ их самих и рассеянию /дезинтеграции/ движения, что приводит к равновесию. Под это механическое понимание эволюции Спенсер пытался подвести все явления - от неорганических до социальных и нравственных. Идея эволюции была распространена им на области биологии, психологии, социологии и этики. Главной наукой, изучающей законы, действующие в этих областях, Спенсер считал биологию. Распространение им на общество принципа "борьбы за существование" создало основу для учения социального дарвинизма. Согласно этой концепции, люди должны считать моральным всякий поступок, всякое поведение, которое способствует их личному выживанию. Нравственность - это биологическое счастье людей: правила морали определяются борьбой за существование. Таким образом, нравственность, по Спенсеру, связана с пользой, которая и есть источник наслаждения.
Спенсер был противником марксизма, он явился основоположником органической школы в социологии. Классовое строение общества и возникновение в его рамках различных институтов Спенсер истолковывал по аналогии с живым организмом, для которого характерно разделение функций между органами. Он считал, что революционные выступления ведут не к прогрессивной перестройке общества, а к всеобщей анархии. Борьба классов нарушает "естественную" тенденцию общества к внутреннему равновесию, она означает социальную "болезнь", несет с собой "признаки разложения". Как нельзя из плохого материала построить хороший дом посредством особого способа постройки, так невозможно, 'говорил он, из низкой породы людей создать хорошее общество посредством особого рода социального устройства. Поэтому учения социалистов нереальны, гибельны и абсурдны.
Философия Спенсера впитала в себя в обобщенном виде многое из методов частных наук середины XIX века и указала на важную проблему - достижения синтеза знаний; она внесла идею историзма в этнографию, психологию, историю религий. Ученые многих стран увидели в позитивизме Спенсера форму научного мировоззрения, опирающегося на достижения современного им естествознания, поэтому идеи Спенсера пользовались большой популярностью в конце XIX века. Философия Спенсера явилась завершением первой форме позитивизма и оказала значительней влияние на дальнейшее развитие философии позитивизма.