Что такое «княжение»?

В царских грамотах XVI–XVII вв. можно часто встретить формулировку «пожаловал есми… княжением». Попробуем объяснить, что же включало в себя понятие «княжение» татарских князей.

Княжение, как правило, жаловалось по воле царя грамотой «на княжение». Этот механизм был создан во времена Золотой Орды, только теперь ярлыку ордынских ханов соответствовала жалованная грамота московского великого князя или царя.

Несмотря на то, что в документах говорится о «княжении», мы практически нигде не встретим слово «княжество». В Мещере ему соответствовало понятие «беляк». Мещерские беляки на рубеже XV–XVI веков органично вписывались в структуру Московского государства, которое по природе своей строилось из удельных княжеств.

О характере отношений внутри беляка можно судить из описания аналогичных бейликов Крыма[7]: «Уже при Хаджи Герае закладываются основы государственного устройства Крымского ханства, имеющего черты децентрализованного государства. Его территория делилась на административно-территориальные округа – бейлики, охватывавшие значительную часть территории бывшего улуса и являвшиеся феодальными княжествами. Во главе бейлика стоял старший представитель бейского рода. Бейлик был устроен по образцу ханского владения: имелись Диван, калга, нуреддин, муфтий, осуществлялось правосудие. Беи имели свое знамя, герб (тамгу), печать, командовали воинскими формированиями, которые подчинялись хану как верховному главнокомандующему.

Наиболее известными семействами, представлявшими родовую аристократию, были Ширин, Барын, Яшлав, Аргын, Кыпчак, Мансур, Мангыт, Сиджеут.

Кроме родовой аристократии – беев – при Сахибе Герае (1532–1551) появляется служилое дворянство – капы-кулу, получившее наследственные привилегии за усердие и личную преданность хану».

Земли беляка состояли из собственных княжеских владений, мордовских селений, с которых собирался ясак, и поселений служилых татар и мурз.

Согласно текстам царских грамот, князь наделялся правом «ведать и судить» своих подданных. С мордвы собирался и особый княжеский ясак («князь Еникеевский ясак», «князь Енгалычевский ясак» и др.).

Происхождение служилого татарского населения различно, достаточно вспомнить грамоту, данную в 1539 году вел. князем Иваном Васильевичем князю Еникею Тенишеву[8]. В ней говорится: «… татар и тарханов и башкирцов и можарян, которые живут в Темникове, судить и ведати их по старине, по том ж, как наперед того судил и ведал отец ево Тениш». Д. М. Исхаков склонен видеть в «тарханах» и «башкирцах» выходцев из Ногайской Орды. Появляются в это время и представители крымской аристократии.

Московские цари первоначально за службу князей и мурз жаловали их ясаком только с определенной части мордовского населения. Но со 2-й половины XVI века вместо ясака им стали выделяться поместья с крепостными крестьянами, преимущественно русскими переселенцами, на условиях обязательного несения службы. Поместья могли пожаловать и в «чужом» княжестве.

Кстати, служилых тархан, жалованных ясаком, можно встретить и в ещё независимом Казанском ханстве. И. Р. Габдуллин сообщает, что в составе «мещерякского» сословия какое-то время находились и тарханы. Часть этого слоя, являясь феодальной верхушкой на территории «Ногайского юрта» Казанского ханства, была жалована поместьями с ясачным крестьянским населением за службу казанскому хану в непосредственной близости к Казани[9].

В дозорной книге Ивана Усова за 1614 год написано, что в Темниковском уезде в 1597 г. было 443 поместья татарских мурз. В 1612 г. количество татарских поместий, за счет раздачи земель участникам борьбы с польско-шведскими интервентами, увеличилось до 475[10].

Итак, со временем земли делятся на уезды и станы со своей администрацией. Права владельцев поместий и вотчин уравниваются. В конце XVI века роль русской администрации возрастает, князья теряют судебные функции, военное командование. На базе новых уездов из служилых князей, мурз и татар создается поместное войско во главе с русскими воеводами.

Наконец, хотелось бы привести достаточно яркое высказывание Кадыр-Али-бия, характеризующее правление касимовского хана Ураз-Мухаммеда, но применимое и к другим татарским удельным князьям[11]: «Уң кулыда шәригать белән гамәл кылыр ирде, сул кулы белән угры-каракчыны, йаманларны падишаһ Барие Фидыравич хан хөкеме-йарлыгы белән сәйасәт камчысыны йаманларга көтәк орар ирде».

Что приблизительно переводится так: «Если правой рукой применял законы шариата, то левой рукой на основании судебной грамоты царя Бориса Федоровича «карающей плетью» наказывал воров и преступников».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: