Дизели | Трудоемкость работ, чел. ч на 1000 ч наработки | |
применяемые | новые | |
Высокооборотные | 700-800 | 350-400 |
Среднеоборотные с прямой передачей | 300-400 | 150-200 |
Среднеоборотные с реверс-редукторной передачей | 150-250 | 100-150 |
Имеются тенденции по снижению трудозатрат на техническое обслуживание дизелей в связи с расширением берегового обслуживания, с увеличением номенклатуры выполняемых работ при повышении уровня технологии разборно-сборочных работ, с использованием средств диагностики и использованием современной ремонтной базы.
Переборка для двигателей речного флота рассматривается как текущий ремонт. Затем следует средний и капитальный ремонты, каждый – пропорционально времени наработки до первой переборки. В связи с существенным увеличением наработки до капитального ремонта современных дизелей после первой переборки может следовать вторая (третья) как текущие ремонты, далее средний ремонт и опять текущие ремонты вплоть до капитального ремонта. Это характерно в первую очередь для среднеоборотных и малооборотных двигателей морских судов. Для вспомогательных дизелей с их небольшим ресурсом рассматриваются по-прежнему как минимум три срока наработки до капитального ремонта.
|
|
Переборка дизелей – это техническое обслуживание, заключающееся в подъеме поршней и соответственно в осмотре, чистке и замене деталей шатунно-поршневой группы [12, 13]. Следует иметь в виду, что отказы, требующие внеочередного выполнения работ по переборке, носят, как правило, случайный характер. Они связаны с отклонениями в технологии изготовления и ремонта деталей или нарушениями правил технической эксплуатации. Неисправности, предшествующие возникновению отказов, весьма разнообразны (закоксовывание колец, раковины на рабочих поверхностях втулок цилиндров, эрозия втулок поршневых головок шатунов, трещины поршней и т. п.).
Неисправности и отказы, как правило, устраняются в период межрейсовых стоянок или плановых технических обслуживаний. Ограничение наработки до переборки по эффективности обнаружения неисправности составляет величину, близкую к 5…6 тыс. ч.
Таким образом, во время зимнего отстоя на речных судах возможно предотвращение развития приближающегося отказа. Так как практически аварийные отказы в современных дизелях вследствие отказов деталей ЦПГ не возникают, то реально перенести восстановительные работы на очередной приемлемый регламентный срок. Переборка через одну навигацию малоэффективна, так как только на 0,1 % дизелей в это время будут обнаружены неисправности.
Например, для дизелей 6ЧСПН 18/22 с камерой в поршне ограничения по сроку первой переборки вызываются достижением предельно допустимых состояний деталей ЦПГ по причине усталостной прочности или систематического износа [1, 3]. Наработки до предельного состояния основных деталей, требующих для их замены подъема
поршней, прогнозируются по их фактическому состоянию (табл. 5.4).
Таблица 5.4