Важнейшими эксплуатационными факторами, из-за которых происходит изменение надежности изделия и его экономических и экологических показателей работы, являются:
- качество материалов (топливо, масло, вода);
- метеорологические условия плавания и режим работы двигателей;
- путевые условия плавания и режим работы двигателей;
- качество технического обслуживания и ремонта дизелей.
В процессе эксплуатации детали и узлы дизеля находятся в постоянном контакте и взаимодействии с топливом, маслом и водой. В зависимости от качества и свойств этих материалов, а также условий, в которых они находятся, ускоряется или замедляется процесс изнашивания деталей, происходят коррозионные явления и изменяется срок их службы.
Т о п л и в о. Методы обработки топлива на судах представлены на схеме (рис. 5.1).
Рис. 5.1. Методы обработки топлива на судах
Качество применяемого топлива и его физико-химические свойства непосредственно влияют на процессы горения, нагарообразование, изнашивание и долговечность деталей. Плотность, вязкость, температура вспышки и содержание воды определяют результаты работы и влияют на количественные показатели надежности.
|
|
Важны и так называемые эксплуатационные свойства топлива: прокачиваемость, испаряемость, воспламеняемость, горючесть, склонность к образованию отложений, стабильность, совместимость, взрыво- и пожаробезопасность, коррозионность, энергетическая ценность и экологичность.
Подготовка топлива складывается из ряда действий: традиционной последовательной очистки топлива от воды и механических примесей путем отстаивания, сепарирования и фильтрации и новой двухступенчатой – путем предварительного использования химико-динамического метода ввода присадки с последующей гомогенизацией при рециркуляции топлива из танка в танк с очисткой от воды при ее содержании более 5 %. Образование осадка в элементах топливных систем требует в эксплуатации очистки их от отложений с обеспечением контроля качества топлива при бункеровке с составлением этикетки для отобранной на судне пробы топлива и двухстороннего акта об отборе пробы. Не- маловажны мероприятия по экономии топлива при безусловном нормировании его расхода.
Особо следует выделить вопрос использования моторных топлив с высоким содержанием серы, ванадия и других тяжелых металлов, имеющих высокую вязкость и требующих подогрев до температур . При этом повышенное содержание серы приводит к возрастанию износа основных деталей топливной аппаратуры и цилиндро-поршневой группы. Имеет место химическая коррозия деталей. Так, при увеличении содержания серы до 1,5 % скорости изнашивания ЦПГ возрастают, составляя изменение скорости 30…35 % на каждые 0,5 % увеличения общего содержания серы в топливе. Ухудшаются экологические показатели работы двигателя. Характерные проблемы и их причины при использовании топлив и обеспечении надежности в эксплуатации представлены в табл. 5.5.
Таблица 5.5