ставшие основой деятельности кальвинистской церкви. Ж. Кальвин сделал
церковь дешевой и скромной, отменив католическую пышность обрядов, а
заодно и некоторые католические праздники, чем увеличил число рабочих
дней.
Ж. Кальвин и его ближайшие сподвижники — Г. Фарель и Без — потребовали,
чтобы женевцы соблюдали строгие правила поведения: театральные
представления и другие общественные развлечения были запрещены,
искусство признано фривольным, и его почти на два столетия изгнали из
Женевы. Законодательные акты запрещали женевцам излишества в одежде,
прическах, украшениях; запрещалось носить дорогие пряжки на поясах,
золотые пуговицы, бархатную обувь и шелковые чулки. Ограничивалось даже
число блюд на званых обедах, поэтому Вольтер позднее сказал о Женеве как
«о городе, в котором никогда не смеются».
Через печатное слово Ж. Кальвин и его сподвижники стремились
распространить свое учение по всему миру20. Кальвинизм шагнул далеко за
пределы маленькой Женевы, которая до XX века была центром
|
|
протестантизма в Европе. В дальнейшем ему уже не удалось сохранить в
Женеве своих позиций: даже от знаменитой Духовной академии Ж. Кальвина
в Женевском университете сохранился лишь небольшой факультет теологии.
Однако Реформация сделала большое дело, утвердив за Женевой репутацию
города международного значения, чему способствовал целый ряд
обстоятельств.
В 1815 году Венский конгресс европейских держав объявил Швейцарию
«вечно нейтральной страной». А на нейтральной территории удобнее
собираться представителям разных стран и обсуждать спорные воп-
В 1563 году на 15 000 жителей Женевы приходилось 15 типографий!
100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ
росы. Рассказывают, что во время работы Венского конгресса один из
дипломатов в раздражении, что неприметной Женеве отведено столько места
в переговорах о судьбах мира после разгрома Наполеона, заметил: «Но ведь
ваша Женева — это не более чем песчинка». На что граф Капо-дистирия
ответил. «Вы ошибаетесь: Женева — не песчинка. Это зернышко мускуса,
которое наполняет своим ароматом всю Европу». А Ш.М. Та-лейран, один из
самых искусных французских дипломатов, сказал: «Есть пять континентов:
Европа, Азия, Америка, Африка и Женева».
С этого времени Женева становится местом проведения международных
встреч. В 1830 году в городе было создано Общество мира, проводившее
международные конкурсы сочинений на темы, как установить среди всех
стран всеобщий и длительный мир. Общество стремилось организовать еще
арбитражный суд и наделить его более обширными, чем у правительств,
полномочиями, чтобы он мог регулировать все международные конфликты.
|
|
Это сбылось только через 90 лет, когда была создана Лига наций Но с началом
Второй мировой войны Лига наций как-то незаметно прекратила свое
существование, и в международной Женеве стало необыкновенно тихо. Из
всех международных организаций в годы войны действовало только общество
Красного Креста, созданное еще в 1864 году.
Но вот закончилась Вторая мировая война, и международный дух Женевы
возродился к жизни, когда в городе обосновались новые международные
организации. В июне 1946 года в Сан-Франциско была подписана хартия
новой международной Организации Объединенных Наций. Работа первой
ассамблеи ООН проходила в Лондоне, верховные органы этой организации
разместились в Нью-Йорке, а в Женеве находится европейская штаб-квартира
ООН, откуда осуществляется большая часть ежедневной оперативной работы
этой организации.
С Женевой связано столько международных событий, что в воображении
невольно возникает огромный город с многомиллионным населением,
дворцами и небоскребами. На самом деле даже сегодняшняя международная
Женева — не очень большой город: пешком его можно обойти за 2—3 часа.
Дворец здесь только один — Дворец наций, в котором разместилась
европейская резиденция ООН. Он расположен в парке «Ариана», который Г.
Ревийо в 1890 году завещал Женеве. Здание Дворца наций очень
внушительное: в нем разместилось 820 рабочих комнат, 20 залов для
заседаний, зал Совета и Большой зал Ассамблеи на 2000 мест. Наискосок от
Дворца наций высится старомодное здание общества Красного Креста, за
густой зеленью парка «Мон репо» укрылась резиденция Международной
организации труда.
Небоскреб в Женеве тоже один — «Отель дю Рон», в котором размещается
генеральное консульство США: причем здание это выделяется не столько
своей высотой, сколько точным копированием американских небоскребов.
В старой Женеве Большая улица была одной из главных, а сейчас кажется,
что название ей дано по ошибке — она короткая и узкая, при-
ЖЕНЕВА СТАРАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ
чем зажата между высокими темными домами. В доме № 40 на Большой улице
родился великий французский философ Ж.Ж. Руссо, а в доме № 11, где
размещалось Общество любителей чтения, часто бывал В.И. Ленин. Впервые в
Женеву В.И. Ленин приехал в 1895 году, чтобы установить связь с
плехановской группой «Освобождение труда», а в 1900 году приезжал
договариваться с этой же группой о совместном издании газеты «Искра».
На барельефе старой башни Молар, которая стоит почти в самом центре
Женевы, заботливо склонилась над изгнанником женщина. Над барельефом
высечены слова: «Женева — город изгнанников». В суровые времена XIX и
начала XX веков город давал приют всем гонимым на родине борцам против
тирании и религиозного гнета. Здесь находили убежище французские
гугеноты, гарибальдийцы, участники польского восстания 1863 года,
немецкие революционеры из бисмарковской Германии и многие другие
зарубежные деятели, отстаивавшие свои свободолюбивые идеи.
ПЕЩЕРНЫЕ ГОРОДА КАППАДОКИИ
Несколько миллионов лет назад, еще в третичный период, в Анатолии
произошло извержение вулкана Эрджиеш-Дагы — самой высокой горы Малой
Азии. Потоки лавы, смешанной с пеплом, хлынули в долину Гереме и толстым
слоем покрыли территорию в несколько тысяч квадратных километров. Потом
за долгие века ветры унесли, дожди смыли легкие породы, а застывшая лава
и спрессовавшийся пепел постепенно превратились в туф — мягкий в
обработке и одновременно прочный строительный материал. Так появились
высокие конусообразные скалы Кап-падокии (местности в средней Анатолии)
— целый лес разноцветных каменных столбов, шпилей, грибов и башен,
тянущийся на десятки километров.
|
|
Перед глазами путешественников встает очень необычная картина, когда
повсюду простирается море... застывших каменных волн, сотворенных из туфа
и песчаника. Волны эти гуляют в разных направлениях: то круто взмывая
вверх, то обрываясь вниз или выстраиваясь в ряд, напоминающий гигантские
мехи растянутой гармони.
В этих местах, изолированных от остальной части Малой Азии непроходимыми
лесами и высокими горами, люди селились очень давно. В туфовых
нагромождениях, легко поддававшихся обработке, они выруба-
ПЕЩЕРНЫЕ ГОРОДА КАППАДОКИИ
ли себе жилища и погреба, на плодородных землях долин выращивали зерно,
овощи и фрукты.
В IV веке пустынные и уединенные пещеры долины Гереме привлекли
монахов-христиан, которые стекались сюда из всех районов Римской империи.
Они нашли пещеры, образовавшиеся в лавовых конусах, идеальным местом
для отшельнического скита, где можно быть ближе к Богу. Пещер было много,
а странной формы скалы можно легко выдолбить и превратить в жилища, в
них можно было вырубить другие помещения и проложить множество ходов.
Монахи усердно долбили пещеры, устраивая в них кельи и церкви, стены и
своды которых украшали разноцветными фресками.
Церкви отличались друг от друга и по форме строения, и по своим размерам.
Монахи недолго размышляли над названиями своих храмов. Церковные власти
были далеко в Византии и не могли указать отшельникам на их легкомыслие.
Потому большую церковь, где было темно, монахи назвали просто Темной; а
другую — с растущими у входа яблонями — церковью Яблока.
В IV веке был основан монастырь Архангелов. По преданию, в 325 году на его
месте был ночлег царицы Елены, когда она уже в весьма преклонных летах
путешествовала в Иерусалим.
Тогда явился ей во сне небесный архангел Михаил и возвестил, что Святой
Крест Господень, скрытый в земле, извлечется ею оттуда. Обрадованная этим
известием, мать императора Константина пообещала воздвигнуть храм на том
самом месте, где ей явился архистратиг.
— Не здесь, не здесь, — сказал посланник Божий, — а на месте, поросшем
|
|
тернием, куда я сам тебя поведу, построить обитель во имя Архангелов и всех
бесплотных сил, которые хранят человека и споспешествуют праведнику
стоять в правоте.
Проснувшись, царица Елена увидела над собой огненную звезду, которая и
повела ее в путь, а потом остановилась над местом, где лежал один камень.
Здесь и был поставлен престол Архангелов, а поднятый из земли камень
вделали в стену так, чтобы можно было видеть обе противоположные его
стороны, различающиеся цветом.
Все храмы Каппадокии богато расписаны: стены, потолки, колонны и своды
покрыты красочными фресками. Роспись делалась в IX—X веках, но в сухой
прохладе фрески и до настоящего времени сохранили первозданную чистоту
красок. Основу красок во всех фресках составлял яичный желток в сочетании
с растительными и минеральными компонентами. Благодаря такой основе
краски, плотно положенные на туфовый грунт, не боятся сырости и не
трескаются. Лишь кое-где лики святых иссечены прямыми полосами — это
следы от сабель сельджуков.
История не сохранила имена тех, кто создавал эти иконописные шедевры. В
литературе лишь туманно упоминается, что среди украшавших пещерные
храмы живописцев были армяне, а также греки из Киликии и Византии.
Р"
100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ
Входы в подземные жилища и храмы тщательно маскировались, переходы
изжилищ В церкви и монастыри перекрывались круглыми каменными
блоками, которые выкатывались из потайных ниш. Наружу выводились
дымоходы и вентиляционные стволы, не заметные для постороннего глаза.
Подземные города, а их в Каппадокии несколько, значительно старше по
возрасту пещерных храмов. Исследователи считают, что их начали возводить
ei^e во втором тысячелетии до нашей эры. Люди, занимавшие подземные
катакомбы, были выходцами из государств хеттов21, ассирийцев и других
районов Малой Азии. Здесь находили убежище рабы-беглецы и гладиаторы
Римский империи, а позднее подземные города стали заселять рабы,
бежавшие из Византийской империи.
Южнее долины Гереме находятся два города — Каймакли и Дерин-кЬю, в
которых до сих пор ведутся археологические исследования. Небольшой город
Каймакли интересен тем, что под ним находится еще °Чин город—
подземный. Это довольно просторный, хотя и несколько мрачноватый
лабиринт из ходов и залов, расположившихся на четырех
Уровнях.
Город Деринкюю имеет восемь подземных уровней и уходит в глубь 3^мли на
85 метров. Эти города-катакомбы, вырубленные все в том же т>фе,
располагались на 6—8 уровнях-этажах и потому могли служить убежищем
сразу для нескольких тысяч человек. Все в городах было приспособлено для
длительного проживания: продовольственные склады, ко-лодцы, кухни,
вентиляция, выдолбленные в камне чаны, в которых да-вили виноград и
делали вино. Здесь жили, справляли свадьбы, рожали Детей, умирали. В
городах-катакомбах, кроме монастырей и церквей, Имелись мастерские, даже
конюшня и загон для скота.
Когда не было непосредственной опасности нападения, люди выхо-Дили из
подземных городов на поверхность и занимались сельским хозяйством- В
случае же опасности они снова скрывались под землей, тща-тельно
замаскировав все ходы в свои жилища.
Из поколения в поколение обитатели Каймакли и Деринкюю углубляли и
совершенствовали свои подземные жилища, делали все возможное, чтобы
обезопасить себя от вражеских нападений. Они сооружали •Ложные
коридоры, которые заканчивались глубокими провалами, делами тайные
переходы в жилые комнаты и залы. Воздух в городах был чистым и свежим,
поэтому дышалось там легко. Через все этажи, под которыми протекают
грунтовые воды, были пробиты вентиляционные шах-т^ы с проемами в
каждом ярусе. Бадьями, привязанными к толстым канатам, подземные жители
поднимали наверх воду
Ученые предполагали, что города Каймакли и Деринкюю, возможно, ^ыли
соединены между подземным тоннелем, но найти его долгое вре-\1Я не
удавалось. Но вот спелеологи совершенно случайно обнаружили в Де-
Ъинкюю, на уровне третьего яруса, высокий и широкий коридор, который
Отходил в сторону от одного из тоннелей. Оказалось, что именно этот
коридор и 21 Название «Каппадокия» восходит к языку древних хеттов и
переводится «Страна белых лошадей»
ПЕЩЕРНЫЕ ГОРОДА КАППАДОКИИ
соединял два города, так что их жители, даже не выходя на поверхность,
могли общаться между собой и помогать друг другу в борьбе с врагом.
В XIV веке могущественная Византийская империя пала под ударами турок, и
на смену христианству пришел ислам. Турки знали о проживающих здесь
христианах, но довольно терпимо относились к ним, не разрушали их храмы и
жилища. Но впоследствии монастыри в долине Гереме распались, и монахи
разбрелись в разные стороны. Действующих церквей здесь в настоящее время
нет, так как нет христианского населения: последние христиане покинули
Каппадокию в 1924 году.
Однако опыт христианских монахов переняли турки-крестьяне. Так как не
было дерева для возведения домов, они тоже стали вырубать себе жилища в
лавовых конусах. Такие дома даже имели некоторые преимущества: они
ничего не стоили (кроме собственного труда), не требовали ремонта и
защищали от грабителей. Кроме того, их можно было постоянно расширять,
добавляя к основному помещению кладовые: а если семья разрасталась, то и
новые комнаты.
В таких жилишах обычно имеется большая комната высотой до трех метров,
которая одновременно является и гостиной, и столовой. Посередине ее стоит
большой стол, высеченный из камня, и каменные сиденья, которые тянутся
вдоль стен. Они покрыты ковром и тонкими подушками; несколько ковров
висят на стенах. Во всех помещениях вырублены обычно два окна.
ТЕПЛЫЙ ГОРОД ТБИЛИСИ
ТЕПЛЫЙ ГОРОД ТБИЛИСИ
Две крепости в Тбилиси смотрят друг на друга через реку Куру — это остатки
Метехского замка и развалины статной Нарикалы, заложенной, как
предполагают некоторые исследователи, еще Александром Македонским. Из
их узких бойниц смотрит сама история, и многое помнят эти грозные стражи.
Бережно хранит предания о возникновении Тбилиси и память народная.
Грузинский летописец Л. Мровели так повествует об охоте царя Парнавоза
(302—237 гг. до н. э.).
В этот день вышел царь на охоту и на Дигомском поле погнался за оленями. И
бежали олени по ухабам и рытвинам тбилисским. Парнавоз преследовал их,
пустил стрелу и попал в оленя... Пробежал еще немного олень и упал у
подошвы скалы.
Этот отрывок из летописи имеет общие корни с народным грузинским
преданием, в котором рассказывается, как
грузинский царь, охотясь однажды в вековом лесу на месте, где теперь
находится Тбилиси, ранил оленя. Истекая кровью, олень свалился на бегу в
теплый серный источник и, омыв рану в воде, быстро вскочил и скрылся в
лесу. Царь исследовал этот источник и, найдя его теплым и целебным,
приказал заселить эту местность.
Есть у этого старинного предания и другой вариант.
Однажды охотился царь в ущелье реки Куры, вблизи от Мцхеты — тогдашней
столицы Грузии. Царю удалось подстрелить фазана, и убитая птица упала в
густую чащу, где охотникам не сразу удалось ее найти. Каково же было
удивление царя, когда после долгих поисков фазана нашли почти сваренным!
Птица лежала в горячем источнике, и царь решил основать в этом чудесном
месте город.
Так повествуют об основании города древние легенды, известные каждому
грузину. С самого начала своего возникновения город назывался Тбилиси (от
слова «тбили» — теплый), что зафиксировано не только в легендах и
преданиях, но и в многочисленных исторических документах, начиная с
древних летописей. Сухие строчки летописи «Картли Цховре-ба»
рассказывают, что «Вахтанг Горгасали строил город Тбилиси и положил его
твердыне основание, а сын его Дачи достроил стены Тбилиси и, как было
завещано Вахтангом, сделал город царской резиденцией».
Родословная Тбилиси начиналась на правом берегу Куры — в районе серных
бань, приблизительно между нынешним Метехским мостом и плотиной «300
арагвинцев». Многие бани сохранились в Тбилиси со старых времен, и среди
них старейшая Ираклиевская баня, за владение которой еще в XVI веке
спорили члены царской семьи и князья церкви.
Все банные помещения находятся сейчас ниже уровня земли; они перекрыты
круглыми сводами и освещаются через стеклянный фонарь над куполом
банного зала. В старину время купания в банях не ограничивалось, и уже
помывшиеся люди могли оставаться в них хоть до утра. Тбилисские бани были
своего рода «клубами», где горожане любили проводить свой досуг, здесь
назначали деловые встречи и даже задавали обеды. Городские свахи в
специальные дни нередко устраивали в банях смотрины.
О тбилисских серных банях с восторгом писал А.С. Пушкин, приехавший в
Тбилиси в 1829 году: «От роду не встречал я ни в России, ни в Турции ничего
роскошнее тифлисских бань». Через 100 лет после поэта писатель А. Толстой
так же восторженно утверждал, что «сидя в мраморном бассейне, человек
чувствует себя не то Помпеем, не то Лукуллом».
Самое раннее письменное упоминание о Тбилиси относится ко второй
половине IV века, когда Иран укрепил свое политическое влияние в восточной
части Грузии. В древней летописи говорится, что около 368 года питиахш
(наместник) персидского шаха, избрав своей резиденцией укрепленный город
Тбилиси, приступил к возведению дополнительных крепостных сооружений на
Сололакской горе. Делалось это в противовес Мцхета — древней столице
грузинских царей, за действиями которых и должны были наблюдать
питиахши.
100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ
^Ля протяжении своей многовековой истории Тбилиси пережил нема-л0
^яжелых испытаний. С древнейших времен через город шли торговые п ** с
Запада на Восток, и кто только не воевал с Тбилиси, не брал его ш лмом. Из
века в век шли на него войной, грабили и разрушали иран-у\ турки, хазары и
арабы, византийцы и хорезмийцы, армии Чингисхана Ж Тамерлана. Сорок раз
за время своего существования Тбилиси поддался опустошительным
вражеским нашествиям, во время которых т^>еблялось его население,
сжигались царские дворцы и жилища про-сгыуС горожан, расхищались
сокровища, уничтожались бесценные па-мят^чики грузинской культуры. Но
город никогда не склонялся перед пол^ищами завоевателей и каждый раз
вставал из руин и пепла еще более ЯРекРасным.
Двоими мероприятиями по укреплению политического единства стра-ны
подъему ее хозяйственной и культурной жизни прославился царь Дав^д IV,
прозванный за свою созидательную деятельность Давидом?Т ^ителем. Он
восстановил независимость Грузии от сельджуков, вел бо бу с крупными
феодалами, создал постоянное войско. В период правая этого царя (1089—
1125) в Тбилиси основываются больницы и дома п ^рения, сооружаются новые
здания, водоводы и караван-сараи. Даль-ней1^ее Развитие получают ремесла
и торговля: сорок молодых людей был** 0ТПРавлены в Константинополь для
получения высшего специальной образования. По свидетельству иранских
историков, тогдашний Тби/*иси ^ыл богатым и многолюдным городом,
изобиловавшим сада-
нем было 68 бань, в которых «лилась горячая вода без огня», '-^билисские
ремесленники изготавливали прекрасные инкрустирован-ные уздечки, седла
и колчаны; оружие и художественные изделия из керамики, драгоценных
металлов, эмали и кожи пользовались доброй славой Р° всех "ранах Передной
Азии и даже в далекой Индии. В Тбилиси занймались производством стекла и
изделий из хрусталя, на городских Hj?ax продавали ртуть и воск, бобров и
выдр. На базары средневекового х^илиси Приходили караваны верблюдов и
лошадей с богатыми товарам^, здесь сгружались с арб огромные бурдюки с
вином, здесь разме-щал1*сь т0Рг°вые ряды с медной посудой (тазами и
подносами) и ряды с глиН#ными кувшинами, мисками и тарелками.
3^ торговыми рядами со свертками шелковой ткани, парчи и сукна ч tf-
вовался то острый пряный аромат от лавок с перцем, имбирем, шафраном и
гвоздикой; то резкий запах кожи, исходивший от шорных рядоР и склаДов>
заваленных конской сбруей, седлами и мягкими азиатски^11 сапогами.
Особые ряды благоухали редкими бальзамами, среди которых можно было
отыскать и ценные снадобья — касторовое или о^ое масло, ревень или
зеленую банную глинку, мгновенно удаляю-ю волосы.
jja тбилисском базаре ковали лошадей, брили головы, шили бурки и папа*и'
игРали в нарды... Разноязыкая речь— грузинская, армянская, п ^дская,
турецкая, еврейская, русская — смешивалась с криками по-гони*иков>
песнями ашугов, перестуком молоточков в мастерских че-
ми.
ТЕПЛЫЙ ГОРОД ТБИЛИСИ
каншиков, дыханием кузнечных мехов. А рядом жарили шашлыки и толпился
праздный люд, азартно повышая ставки на петушиных боях и схватках
баранов.
Периоды мирного развития Тбилиси были сравнительно недолгими. Чтобы
вырваться из бедственного положения и найти союзника в борьбе с
очередными врагами, в XVIII веке Грузия обратилась за помощью к России. Но
политические и культурные связи Грузии и России начались гораздо раньше:
первые грузинские послы появились при дворе московского царя еще в XV
веке. Они искали сближения с могучим северным соседом, и царь Иван
Грозный направил тогда в Грузию отряд казаков. Еще более прочными стали
русско-грузинские отношения в XVIII веке, когда в 1722 году во время
персидского похода Петра I между русским царем и Вахтангом VI был
установлен военный союз.
Средневековый Тбилиси славился и как город замечательных поэтов, здесь
расцвел гений Ш. Руставели, И. Шавтели, М. Хонели и других. Крупных
успехов достигли науки, литература и искусство; в кельях монахов, на
состязаниях стихотворцев в царских дворцах прославленные поэты
перекидывались шаири (четверостишиями), здесь процветала духовная и
светская литература.
С Тбилиси связаны многие великие имена и русской литературы. «Через
Грузию неизбежно проходят в сердечном плане русские поэты», — сказал Н.
Тихонов. Этот город был всегда притягателен для русских поэтов, писателей
и художников; они связывали с ним свою судьбу, а покидая Тбилиси, мысленно
всегда возвращались к нему. «Волшебным краем» называл этот город А.С.
Пушкин, который был до глубины души взволнован приемом, который оказали
ему в Тбилиси. «Я не помню дня, — писал поэт, — в который бы я был веселее
нынешнего; я вижу, как меня любят, понимают и ценят, и как это делает меня
счастливым».
В Тбилиси и Грузии жили писатели-декабристы В. Кюхельбекер, А. Бе-стужев-
Марлинский, А. Одоевский, поэты пушкинской плеяды — Д. Давыдов, А.
Шишков, В. Тепляков. В Тбилиси служил корнет Нижегородского драгунского
полка М. Лермонтов, сосланный на Кавказ за стихотворение «На смерть
поэта» и посвятивший Грузии своих «Демона», «Мцыри», «Дары Терека» и
другие произведения. Из Тбилиси поэт писал: «Если бы не бабушка, то, по
совести говоря, я бы охотно остался здесь».
Через 14 лет после отъезда М. Лермонтова сюда приехал Л. Толстой. Готовясь
вступить в Кавказскую армию, он поселился в доме немецкого колониста и
вел дневники о своем пребывании в Грузии. Здесь Л. Толстой написал свое
первое произведение «Детство», а десятилетия спустя — повесть «Хаджи-
Мурат», в которой отразились многие из его тбилисских впечатлений.
Не один раз бывал в Тбилиси русский драматург А. Островский. В 1883 году,
увидев в грузинском театре актрису М. Саларову-Абашидзе в Роли Полины из
пьесы «Доходное место», он сказал ей: «Пока вы живы, моя Полина не умрет».
Свой первый рассказ «Макар Чудра» молодой Алексей Пешков опубликовал в
тбилисской газете «Кавказ» и впервые
100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ
ТЕПЛЫЙ ГОРОД ТБИЛИСИ
подписал его именем «Максим Горький». Поэма «Девушка и смерть», наброски
к легенде «Данко», несколько рассказов — все это тбилисский период
творчества М. Горького. В разное время через Тбилиси пролегали
литературные пути Г. Успенского, А. Белого, Д. Фурманова и других писателей
и поэтов. В Тбилиси находили добрых друзей В Маяковский, С Есенин, Б.
Пастернак, О. Мандельштам, К. Паустовский. С Тбилиси связаны имена
художника И Айвазовского и композитора П. Чайковского, В Немировича-
Данченко и Ф. Шаляпина; здесь бывали А Чехов, И. Репин, А. Рубинштейн, М.
Балакирев, художники В. Васнецов и В. Верещагин.
Друзей у русских писателей и других выдающихся деятелей русского
искусства в «теплом» городе Тбилиси было немало. Многие останавливались в
гостеприимном доме князя Александра Чавчавадзе — поэта-романтика и
образованнейшего человека своего времени. Современники говорили о нем:
«Все, что приезжало из Петербурга порядочного и сановитого, молодого и
старого, составляло принадлежность гостиной князя Прелестное семейство
его.. было в Тбилиси единственным, в котором заезжие гости с Севера и
Запада находили начало святого грузинского гостеприимства в полном
согласии с условиями образованного европейского общества».».
С Тбилиси и семейством князя А Чавчавадзе была тесно связана судьба А.
Грибоедова, который, по словам одного из современников, «любил Грузию так
пламенно, так чисто, как редкие любят даже родину свою». В доме своего
тестя22 он встречался с передовыми представителями грузинского общества
и вместе с ними активно участвовал в решении вопросов, связанных с
благоустройством Тбилиси, учреждением публичной библиотеки, основанием
газеты «Тифлисские ведомости». Еще до того, как комедия «Горе от ума»
была выпущена в свет, ее ставили на тбилисской сцене любители.
Неоконченную трагедию А. Грибоедова «Грузинская ночь» современники
признавали достойной «украсить не только русскую, но и всю европейскую
литературу».
Пантеон грузинских писателей и общественных деятелей находится на
полпути к святой горе Мтацминда, нависающей с запада над Тбилиси
щетинистым гребнем. А на искусственной террасе у подножия скалистого
склона сооружена церковь Мамадавити. В VI веке, когда здесь были еще
непроходимые леса, это место облюбовал святой Давид — один из 13 отцов-
миссионеров, возвратившихся из Сирии в Грузию. Сначала на этом месте
находились часовня и молельня монаха-подвижника, впоследствии воздвигли
небольшой храм, который в эпоху средневековых войн был разрушен.
Нынешняя купольная церковь Святого Давида возводилась в течение 10лет—
с 1861 по 1871 год. С церковным родником, вытекающим из расселины скалы,
связано одно старинное поверье, женщине, задумавшей сокровенное
желание, надо смочить в родниковой воде камушек и приложить его к
церковной стене. Если камушек удержится, значит, Всевышний услышал
молитву и желание счастливицы исполнится. 22 А.С Грибоедов был женат на
Нине — дочери князя А Чавчавадце
Возле церкви на двух разновысотных террасах и расположился Пантеон, где
похоронены великие грузинские писатели и поэты — И. Чавчавадзе, Н.
Бараташвили и Г Табидзе, драматург Д Эристави и другие. В южной части
террасы находится один из четырех сложенных ступенями больших камней
черного Лабрадора с надписью на грузинском языке: «Акаки». Здесь
похоронен любимый поэт грузинского народа А. Церетели. Неподалеку