Сто великих городов мира 10 страница

ставшие основой деятельности кальвинистской церкви. Ж. Кальвин сделал

церковь дешевой и скромной, отменив католическую пышность обрядов, а

заодно и некоторые католические праздники, чем увеличил число рабочих

дней.

Ж. Кальвин и его ближайшие сподвижники — Г. Фарель и Без — потребовали,

чтобы женевцы соблюдали строгие правила поведения: театральные

представления и другие общественные развлечения были запрещены,

искусство признано фривольным, и его почти на два столетия изгнали из

Женевы. Законодательные акты запрещали женевцам излишества в одежде,

прическах, украшениях; запрещалось носить дорогие пряжки на поясах,

золотые пуговицы, бархатную обувь и шелковые чулки. Ограничивалось даже

число блюд на званых обедах, поэтому Вольтер позднее сказал о Женеве как

«о городе, в котором никогда не смеются».

Через печатное слово Ж. Кальвин и его сподвижники стремились

распространить свое учение по всему миру20. Кальвинизм шагнул далеко за

пределы маленькой Женевы, которая до XX века была центром

протестантизма в Европе. В дальнейшем ему уже не удалось сохранить в

Женеве своих позиций: даже от знаменитой Духовной академии Ж. Кальвина

в Женевском университете сохранился лишь небольшой факультет теологии.

Однако Реформация сделала большое дело, утвердив за Женевой репутацию

города международного значения, чему способствовал целый ряд

обстоятельств.

В 1815 году Венский конгресс европейских держав объявил Швейцарию

«вечно нейтральной страной». А на нейтральной территории удобнее

собираться представителям разных стран и обсуждать спорные воп-

В 1563 году на 15 000 жителей Женевы приходилось 15 типографий!

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

росы. Рассказывают, что во время работы Венского конгресса один из

дипломатов в раздражении, что неприметной Женеве отведено столько места

в переговорах о судьбах мира после разгрома Наполеона, заметил: «Но ведь

ваша Женева — это не более чем песчинка». На что граф Капо-дистирия

ответил. «Вы ошибаетесь: Женева — не песчинка. Это зернышко мускуса,

которое наполняет своим ароматом всю Европу». А Ш.М. Та-лейран, один из

самых искусных французских дипломатов, сказал: «Есть пять континентов:

Европа, Азия, Америка, Африка и Женева».

С этого времени Женева становится местом проведения международных

встреч. В 1830 году в городе было создано Общество мира, проводившее

международные конкурсы сочинений на темы, как установить среди всех

стран всеобщий и длительный мир. Общество стремилось организовать еще

арбитражный суд и наделить его более обширными, чем у правительств,

полномочиями, чтобы он мог регулировать все международные конфликты.

Это сбылось только через 90 лет, когда была создана Лига наций Но с началом

Второй мировой войны Лига наций как-то незаметно прекратила свое

существование, и в международной Женеве стало необыкновенно тихо. Из

всех международных организаций в годы войны действовало только общество

Красного Креста, созданное еще в 1864 году.

Но вот закончилась Вторая мировая война, и международный дух Женевы

возродился к жизни, когда в городе обосновались новые международные

организации. В июне 1946 года в Сан-Франциско была подписана хартия

новой международной Организации Объединенных Наций. Работа первой

ассамблеи ООН проходила в Лондоне, верховные органы этой организации

разместились в Нью-Йорке, а в Женеве находится европейская штаб-квартира

ООН, откуда осуществляется большая часть ежедневной оперативной работы

этой организации.

С Женевой связано столько международных событий, что в воображении

невольно возникает огромный город с многомиллионным населением,

дворцами и небоскребами. На самом деле даже сегодняшняя международная

Женева — не очень большой город: пешком его можно обойти за 2—3 часа.

Дворец здесь только один — Дворец наций, в котором разместилась

европейская резиденция ООН. Он расположен в парке «Ариана», который Г.

Ревийо в 1890 году завещал Женеве. Здание Дворца наций очень

внушительное: в нем разместилось 820 рабочих комнат, 20 залов для

заседаний, зал Совета и Большой зал Ассамблеи на 2000 мест. Наискосок от

Дворца наций высится старомодное здание общества Красного Креста, за

густой зеленью парка «Мон репо» укрылась резиденция Международной

организации труда.

Небоскреб в Женеве тоже один — «Отель дю Рон», в котором размещается

генеральное консульство США: причем здание это выделяется не столько

своей высотой, сколько точным копированием американских небоскребов.

В старой Женеве Большая улица была одной из главных, а сейчас кажется,

что название ей дано по ошибке — она короткая и узкая, при-

ЖЕНЕВА СТАРАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ

чем зажата между высокими темными домами. В доме № 40 на Большой улице

родился великий французский философ Ж.Ж. Руссо, а в доме № 11, где

размещалось Общество любителей чтения, часто бывал В.И. Ленин. Впервые в

Женеву В.И. Ленин приехал в 1895 году, чтобы установить связь с

плехановской группой «Освобождение труда», а в 1900 году приезжал

договариваться с этой же группой о совместном издании газеты «Искра».

На барельефе старой башни Молар, которая стоит почти в самом центре

Женевы, заботливо склонилась над изгнанником женщина. Над барельефом

высечены слова: «Женева — город изгнанников». В суровые времена XIX и

начала XX веков город давал приют всем гонимым на родине борцам против

тирании и религиозного гнета. Здесь находили убежище французские

гугеноты, гарибальдийцы, участники польского восстания 1863 года,

немецкие революционеры из бисмарковской Германии и многие другие

зарубежные деятели, отстаивавшие свои свободолюбивые идеи.

ПЕЩЕРНЫЕ ГОРОДА КАППАДОКИИ

Несколько миллионов лет назад, еще в третичный период, в Анатолии

произошло извержение вулкана Эрджиеш-Дагы — самой высокой горы Малой

Азии. Потоки лавы, смешанной с пеплом, хлынули в долину Гереме и толстым

слоем покрыли территорию в несколько тысяч квадратных километров. Потом

за долгие века ветры унесли, дожди смыли легкие породы, а застывшая лава

и спрессовавшийся пепел постепенно превратились в туф — мягкий в

обработке и одновременно прочный строительный материал. Так появились

высокие конусообразные скалы Кап-падокии (местности в средней Анатолии)

— целый лес разноцветных каменных столбов, шпилей, грибов и башен,

тянущийся на десятки километров.

Перед глазами путешественников встает очень необычная картина, когда

повсюду простирается море... застывших каменных волн, сотворенных из туфа

и песчаника. Волны эти гуляют в разных направлениях: то круто взмывая

вверх, то обрываясь вниз или выстраиваясь в ряд, напоминающий гигантские

мехи растянутой гармони.

В этих местах, изолированных от остальной части Малой Азии непроходимыми

лесами и высокими горами, люди селились очень давно. В туфовых

нагромождениях, легко поддававшихся обработке, они выруба-

ПЕЩЕРНЫЕ ГОРОДА КАППАДОКИИ

ли себе жилища и погреба, на плодородных землях долин выращивали зерно,

овощи и фрукты.

В IV веке пустынные и уединенные пещеры долины Гереме привлекли

монахов-христиан, которые стекались сюда из всех районов Римской империи.

Они нашли пещеры, образовавшиеся в лавовых конусах, идеальным местом

для отшельнического скита, где можно быть ближе к Богу. Пещер было много,

а странной формы скалы можно легко выдолбить и превратить в жилища, в

них можно было вырубить другие помещения и проложить множество ходов.

Монахи усердно долбили пещеры, устраивая в них кельи и церкви, стены и

своды которых украшали разноцветными фресками.

Церкви отличались друг от друга и по форме строения, и по своим размерам.

Монахи недолго размышляли над названиями своих храмов. Церковные власти

были далеко в Византии и не могли указать отшельникам на их легкомыслие.

Потому большую церковь, где было темно, монахи назвали просто Темной; а

другую — с растущими у входа яблонями — церковью Яблока.

В IV веке был основан монастырь Архангелов. По преданию, в 325 году на его

месте был ночлег царицы Елены, когда она уже в весьма преклонных летах

путешествовала в Иерусалим.

Тогда явился ей во сне небесный архангел Михаил и возвестил, что Святой

Крест Господень, скрытый в земле, извлечется ею оттуда. Обрадованная этим

известием, мать императора Константина пообещала воздвигнуть храм на том

самом месте, где ей явился архистратиг.

— Не здесь, не здесь, — сказал посланник Божий, — а на месте, поросшем

тернием, куда я сам тебя поведу, построить обитель во имя Архангелов и всех

бесплотных сил, которые хранят человека и споспешествуют праведнику

стоять в правоте.

Проснувшись, царица Елена увидела над собой огненную звезду, которая и

повела ее в путь, а потом остановилась над местом, где лежал один камень.

Здесь и был поставлен престол Архангелов, а поднятый из земли камень

вделали в стену так, чтобы можно было видеть обе противоположные его

стороны, различающиеся цветом.

Все храмы Каппадокии богато расписаны: стены, потолки, колонны и своды

покрыты красочными фресками. Роспись делалась в IX—X веках, но в сухой

прохладе фрески и до настоящего времени сохранили первозданную чистоту

красок. Основу красок во всех фресках составлял яичный желток в сочетании

с растительными и минеральными компонентами. Благодаря такой основе

краски, плотно положенные на туфовый грунт, не боятся сырости и не

трескаются. Лишь кое-где лики святых иссечены прямыми полосами — это

следы от сабель сельджуков.

История не сохранила имена тех, кто создавал эти иконописные шедевры. В

литературе лишь туманно упоминается, что среди украшавших пещерные

храмы живописцев были армяне, а также греки из Киликии и Византии.

Р"

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

Входы в подземные жилища и храмы тщательно маскировались, переходы

изжилищ В церкви и монастыри перекрывались круглыми каменными

блоками, которые выкатывались из потайных ниш. Наружу выводились

дымоходы и вентиляционные стволы, не заметные для постороннего глаза.

Подземные города, а их в Каппадокии несколько, значительно старше по

возрасту пещерных храмов. Исследователи считают, что их начали возводить

ei^e во втором тысячелетии до нашей эры. Люди, занимавшие подземные

катакомбы, были выходцами из государств хеттов21, ассирийцев и других

районов Малой Азии. Здесь находили убежище рабы-беглецы и гладиаторы

Римский империи, а позднее подземные города стали заселять рабы,

бежавшие из Византийской империи.

Южнее долины Гереме находятся два города — Каймакли и Дерин-кЬю, в

которых до сих пор ведутся археологические исследования. Небольшой город

Каймакли интересен тем, что под ним находится еще °Чин город—

подземный. Это довольно просторный, хотя и несколько мрачноватый

лабиринт из ходов и залов, расположившихся на четырех

Уровнях.

Город Деринкюю имеет восемь подземных уровней и уходит в глубь 3^мли на

85 метров. Эти города-катакомбы, вырубленные все в том же т>фе,

располагались на 6—8 уровнях-этажах и потому могли служить убежищем

сразу для нескольких тысяч человек. Все в городах было приспособлено для

длительного проживания: продовольственные склады, ко-лодцы, кухни,

вентиляция, выдолбленные в камне чаны, в которых да-вили виноград и

делали вино. Здесь жили, справляли свадьбы, рожали Детей, умирали. В

городах-катакомбах, кроме монастырей и церквей, Имелись мастерские, даже

конюшня и загон для скота.

Когда не было непосредственной опасности нападения, люди выхо-Дили из

подземных городов на поверхность и занимались сельским хозяйством- В

случае же опасности они снова скрывались под землей, тща-тельно

замаскировав все ходы в свои жилища.

Из поколения в поколение обитатели Каймакли и Деринкюю углубляли и

совершенствовали свои подземные жилища, делали все возможное, чтобы

обезопасить себя от вражеских нападений. Они сооружали •Ложные

коридоры, которые заканчивались глубокими провалами, делами тайные

переходы в жилые комнаты и залы. Воздух в городах был чистым и свежим,

поэтому дышалось там легко. Через все этажи, под которыми протекают

грунтовые воды, были пробиты вентиляционные шах-т^ы с проемами в

каждом ярусе. Бадьями, привязанными к толстым канатам, подземные жители

поднимали наверх воду

Ученые предполагали, что города Каймакли и Деринкюю, возможно, ^ыли

соединены между подземным тоннелем, но найти его долгое вре-\1Я не

удавалось. Но вот спелеологи совершенно случайно обнаружили в Де-

Ъинкюю, на уровне третьего яруса, высокий и широкий коридор, который

Отходил в сторону от одного из тоннелей. Оказалось, что именно этот

коридор и 21 Название «Каппадокия» восходит к языку древних хеттов и

переводится «Страна белых лошадей»

ПЕЩЕРНЫЕ ГОРОДА КАППАДОКИИ

соединял два города, так что их жители, даже не выходя на поверхность,

могли общаться между собой и помогать друг другу в борьбе с врагом.

В XIV веке могущественная Византийская империя пала под ударами турок, и

на смену христианству пришел ислам. Турки знали о проживающих здесь

христианах, но довольно терпимо относились к ним, не разрушали их храмы и

жилища. Но впоследствии монастыри в долине Гереме распались, и монахи

разбрелись в разные стороны. Действующих церквей здесь в настоящее время

нет, так как нет христианского населения: последние христиане покинули

Каппадокию в 1924 году.

Однако опыт христианских монахов переняли турки-крестьяне. Так как не

было дерева для возведения домов, они тоже стали вырубать себе жилища в

лавовых конусах. Такие дома даже имели некоторые преимущества: они

ничего не стоили (кроме собственного труда), не требовали ремонта и

защищали от грабителей. Кроме того, их можно было постоянно расширять,

добавляя к основному помещению кладовые: а если семья разрасталась, то и

новые комнаты.

В таких жилишах обычно имеется большая комната высотой до трех метров,

которая одновременно является и гостиной, и столовой. Посередине ее стоит

большой стол, высеченный из камня, и каменные сиденья, которые тянутся

вдоль стен. Они покрыты ковром и тонкими подушками; несколько ковров

висят на стенах. Во всех помещениях вырублены обычно два окна.

ТЕПЛЫЙ ГОРОД ТБИЛИСИ

ТЕПЛЫЙ ГОРОД ТБИЛИСИ

Две крепости в Тбилиси смотрят друг на друга через реку Куру — это остатки

Метехского замка и развалины статной Нарикалы, заложенной, как

предполагают некоторые исследователи, еще Александром Македонским. Из

их узких бойниц смотрит сама история, и многое помнят эти грозные стражи.

Бережно хранит предания о возникновении Тбилиси и память народная.

Грузинский летописец Л. Мровели так повествует об охоте царя Парнавоза

(302—237 гг. до н. э.).

В этот день вышел царь на охоту и на Дигомском поле погнался за оленями. И

бежали олени по ухабам и рытвинам тбилисским. Парнавоз преследовал их,

пустил стрелу и попал в оленя... Пробежал еще немного олень и упал у

подошвы скалы.

Этот отрывок из летописи имеет общие корни с народным грузинским

преданием, в котором рассказывается, как

грузинский царь, охотясь однажды в вековом лесу на месте, где теперь

находится Тбилиси, ранил оленя. Истекая кровью, олень свалился на бегу в

теплый серный источник и, омыв рану в воде, быстро вскочил и скрылся в

лесу. Царь исследовал этот источник и, найдя его теплым и целебным,

приказал заселить эту местность.

Есть у этого старинного предания и другой вариант.

Однажды охотился царь в ущелье реки Куры, вблизи от Мцхеты — тогдашней

столицы Грузии. Царю удалось подстрелить фазана, и убитая птица упала в

густую чащу, где охотникам не сразу удалось ее найти. Каково же было

удивление царя, когда после долгих поисков фазана нашли почти сваренным!

Птица лежала в горячем источнике, и царь решил основать в этом чудесном

месте город.

Так повествуют об основании города древние легенды, известные каждому

грузину. С самого начала своего возникновения город назывался Тбилиси (от

слова «тбили» — теплый), что зафиксировано не только в легендах и

преданиях, но и в многочисленных исторических документах, начиная с

древних летописей. Сухие строчки летописи «Картли Цховре-ба»

рассказывают, что «Вахтанг Горгасали строил город Тбилиси и положил его

твердыне основание, а сын его Дачи достроил стены Тбилиси и, как было

завещано Вахтангом, сделал город царской резиденцией».

Родословная Тбилиси начиналась на правом берегу Куры — в районе серных

бань, приблизительно между нынешним Метехским мостом и плотиной «300

арагвинцев». Многие бани сохранились в Тбилиси со старых времен, и среди

них старейшая Ираклиевская баня, за владение которой еще в XVI веке

спорили члены царской семьи и князья церкви.

Все банные помещения находятся сейчас ниже уровня земли; они перекрыты

круглыми сводами и освещаются через стеклянный фонарь над куполом

банного зала. В старину время купания в банях не ограничивалось, и уже

помывшиеся люди могли оставаться в них хоть до утра. Тбилисские бани были

своего рода «клубами», где горожане любили проводить свой досуг, здесь

назначали деловые встречи и даже задавали обеды. Городские свахи в

специальные дни нередко устраивали в банях смотрины.

О тбилисских серных банях с восторгом писал А.С. Пушкин, приехавший в

Тбилиси в 1829 году: «От роду не встречал я ни в России, ни в Турции ничего

роскошнее тифлисских бань». Через 100 лет после поэта писатель А. Толстой

так же восторженно утверждал, что «сидя в мраморном бассейне, человек

чувствует себя не то Помпеем, не то Лукуллом».

Самое раннее письменное упоминание о Тбилиси относится ко второй

половине IV века, когда Иран укрепил свое политическое влияние в восточной

части Грузии. В древней летописи говорится, что около 368 года питиахш

(наместник) персидского шаха, избрав своей резиденцией укрепленный город

Тбилиси, приступил к возведению дополнительных крепостных сооружений на

Сололакской горе. Делалось это в противовес Мцхета — древней столице

грузинских царей, за действиями которых и должны были наблюдать

питиахши.

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

^Ля протяжении своей многовековой истории Тбилиси пережил нема-л0

^яжелых испытаний. С древнейших времен через город шли торговые п ** с

Запада на Восток, и кто только не воевал с Тбилиси, не брал его ш лмом. Из

века в век шли на него войной, грабили и разрушали иран-у\ турки, хазары и

арабы, византийцы и хорезмийцы, армии Чингисхана Ж Тамерлана. Сорок раз

за время своего существования Тбилиси поддался опустошительным

вражеским нашествиям, во время которых т^>еблялось его население,

сжигались царские дворцы и жилища про-сгыуС горожан, расхищались

сокровища, уничтожались бесценные па-мят^чики грузинской культуры. Но

город никогда не склонялся перед пол^ищами завоевателей и каждый раз

вставал из руин и пепла еще более ЯРекРасным.

Двоими мероприятиями по укреплению политического единства стра-ны

подъему ее хозяйственной и культурной жизни прославился царь Дав^д IV,

прозванный за свою созидательную деятельность Давидом?Т ^ителем. Он

восстановил независимость Грузии от сельджуков, вел бо бу с крупными

феодалами, создал постоянное войско. В период правая этого царя (1089—

1125) в Тбилиси основываются больницы и дома п ^рения, сооружаются новые

здания, водоводы и караван-сараи. Даль-ней1^ее Развитие получают ремесла

и торговля: сорок молодых людей был** 0ТПРавлены в Константинополь для

получения высшего специальной образования. По свидетельству иранских

историков, тогдашний Тби/*иси ^ыл богатым и многолюдным городом,

изобиловавшим сада-

нем было 68 бань, в которых «лилась горячая вода без огня», '-^билисские

ремесленники изготавливали прекрасные инкрустирован-ные уздечки, седла

и колчаны; оружие и художественные изделия из керамики, драгоценных

металлов, эмали и кожи пользовались доброй славой Р° всех "ранах Передной

Азии и даже в далекой Индии. В Тбилиси занймались производством стекла и

изделий из хрусталя, на городских Hj?ax продавали ртуть и воск, бобров и

выдр. На базары средневекового х^илиси Приходили караваны верблюдов и

лошадей с богатыми товарам^, здесь сгружались с арб огромные бурдюки с

вином, здесь разме-щал1*сь т0Рг°вые ряды с медной посудой (тазами и

подносами) и ряды с глиН#ными кувшинами, мисками и тарелками.

3^ торговыми рядами со свертками шелковой ткани, парчи и сукна ч tf-

вовался то острый пряный аромат от лавок с перцем, имбирем, шафраном и

гвоздикой; то резкий запах кожи, исходивший от шорных рядоР и склаДов>

заваленных конской сбруей, седлами и мягкими азиатски^11 сапогами.

Особые ряды благоухали редкими бальзамами, среди которых можно было

отыскать и ценные снадобья — касторовое или о^ое масло, ревень или

зеленую банную глинку, мгновенно удаляю-ю волосы.

jja тбилисском базаре ковали лошадей, брили головы, шили бурки и папа*и'

игРали в нарды... Разноязыкая речь— грузинская, армянская, п ^дская,

турецкая, еврейская, русская — смешивалась с криками по-гони*иков>

песнями ашугов, перестуком молоточков в мастерских че-

ми.

ТЕПЛЫЙ ГОРОД ТБИЛИСИ

каншиков, дыханием кузнечных мехов. А рядом жарили шашлыки и толпился

праздный люд, азартно повышая ставки на петушиных боях и схватках

баранов.

Периоды мирного развития Тбилиси были сравнительно недолгими. Чтобы

вырваться из бедственного положения и найти союзника в борьбе с

очередными врагами, в XVIII веке Грузия обратилась за помощью к России. Но

политические и культурные связи Грузии и России начались гораздо раньше:

первые грузинские послы появились при дворе московского царя еще в XV

веке. Они искали сближения с могучим северным соседом, и царь Иван

Грозный направил тогда в Грузию отряд казаков. Еще более прочными стали

русско-грузинские отношения в XVIII веке, когда в 1722 году во время

персидского похода Петра I между русским царем и Вахтангом VI был

установлен военный союз.

Средневековый Тбилиси славился и как город замечательных поэтов, здесь

расцвел гений Ш. Руставели, И. Шавтели, М. Хонели и других. Крупных

успехов достигли науки, литература и искусство; в кельях монахов, на

состязаниях стихотворцев в царских дворцах прославленные поэты

перекидывались шаири (четверостишиями), здесь процветала духовная и

светская литература.

С Тбилиси связаны многие великие имена и русской литературы. «Через

Грузию неизбежно проходят в сердечном плане русские поэты», — сказал Н.

Тихонов. Этот город был всегда притягателен для русских поэтов, писателей

и художников; они связывали с ним свою судьбу, а покидая Тбилиси, мысленно

всегда возвращались к нему. «Волшебным краем» называл этот город А.С.

Пушкин, который был до глубины души взволнован приемом, который оказали

ему в Тбилиси. «Я не помню дня, — писал поэт, — в который бы я был веселее

нынешнего; я вижу, как меня любят, понимают и ценят, и как это делает меня

счастливым».

В Тбилиси и Грузии жили писатели-декабристы В. Кюхельбекер, А. Бе-стужев-

Марлинский, А. Одоевский, поэты пушкинской плеяды — Д. Давыдов, А.

Шишков, В. Тепляков. В Тбилиси служил корнет Нижегородского драгунского

полка М. Лермонтов, сосланный на Кавказ за стихотворение «На смерть

поэта» и посвятивший Грузии своих «Демона», «Мцыри», «Дары Терека» и

другие произведения. Из Тбилиси поэт писал: «Если бы не бабушка, то, по

совести говоря, я бы охотно остался здесь».

Через 14 лет после отъезда М. Лермонтова сюда приехал Л. Толстой. Готовясь

вступить в Кавказскую армию, он поселился в доме немецкого колониста и

вел дневники о своем пребывании в Грузии. Здесь Л. Толстой написал свое

первое произведение «Детство», а десятилетия спустя — повесть «Хаджи-

Мурат», в которой отразились многие из его тбилисских впечатлений.

Не один раз бывал в Тбилиси русский драматург А. Островский. В 1883 году,

увидев в грузинском театре актрису М. Саларову-Абашидзе в Роли Полины из

пьесы «Доходное место», он сказал ей: «Пока вы живы, моя Полина не умрет».

Свой первый рассказ «Макар Чудра» молодой Алексей Пешков опубликовал в

тбилисской газете «Кавказ» и впервые

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

ТЕПЛЫЙ ГОРОД ТБИЛИСИ

подписал его именем «Максим Горький». Поэма «Девушка и смерть», наброски

к легенде «Данко», несколько рассказов — все это тбилисский период

творчества М. Горького. В разное время через Тбилиси пролегали

литературные пути Г. Успенского, А. Белого, Д. Фурманова и других писателей

и поэтов. В Тбилиси находили добрых друзей В Маяковский, С Есенин, Б.

Пастернак, О. Мандельштам, К. Паустовский. С Тбилиси связаны имена

художника И Айвазовского и композитора П. Чайковского, В Немировича-

Данченко и Ф. Шаляпина; здесь бывали А Чехов, И. Репин, А. Рубинштейн, М.

Балакирев, художники В. Васнецов и В. Верещагин.

Друзей у русских писателей и других выдающихся деятелей русского

искусства в «теплом» городе Тбилиси было немало. Многие останавливались в

гостеприимном доме князя Александра Чавчавадзе — поэта-романтика и

образованнейшего человека своего времени. Современники говорили о нем:

«Все, что приезжало из Петербурга порядочного и сановитого, молодого и

старого, составляло принадлежность гостиной князя Прелестное семейство

его.. было в Тбилиси единственным, в котором заезжие гости с Севера и

Запада находили начало святого грузинского гостеприимства в полном

согласии с условиями образованного европейского общества».».

С Тбилиси и семейством князя А Чавчавадзе была тесно связана судьба А.

Грибоедова, который, по словам одного из современников, «любил Грузию так

пламенно, так чисто, как редкие любят даже родину свою». В доме своего

тестя22 он встречался с передовыми представителями грузинского общества

и вместе с ними активно участвовал в решении вопросов, связанных с

благоустройством Тбилиси, учреждением публичной библиотеки, основанием

газеты «Тифлисские ведомости». Еще до того, как комедия «Горе от ума»

была выпущена в свет, ее ставили на тбилисской сцене любители.

Неоконченную трагедию А. Грибоедова «Грузинская ночь» современники

признавали достойной «украсить не только русскую, но и всю европейскую

литературу».

Пантеон грузинских писателей и общественных деятелей находится на

полпути к святой горе Мтацминда, нависающей с запада над Тбилиси

щетинистым гребнем. А на искусственной террасе у подножия скалистого

склона сооружена церковь Мамадавити. В VI веке, когда здесь были еще

непроходимые леса, это место облюбовал святой Давид — один из 13 отцов-

миссионеров, возвратившихся из Сирии в Грузию. Сначала на этом месте

находились часовня и молельня монаха-подвижника, впоследствии воздвигли

небольшой храм, который в эпоху средневековых войн был разрушен.

Нынешняя купольная церковь Святого Давида возводилась в течение 10лет—

с 1861 по 1871 год. С церковным родником, вытекающим из расселины скалы,

связано одно старинное поверье, женщине, задумавшей сокровенное

желание, надо смочить в родниковой воде камушек и приложить его к

церковной стене. Если камушек удержится, значит, Всевышний услышал

молитву и желание счастливицы исполнится. 22 А.С Грибоедов был женат на

Нине — дочери князя А Чавчавадце

Возле церкви на двух разновысотных террасах и расположился Пантеон, где

похоронены великие грузинские писатели и поэты — И. Чавчавадзе, Н.

Бараташвили и Г Табидзе, драматург Д Эристави и другие. В южной части

террасы находится один из четырех сложенных ступенями больших камней

черного Лабрадора с надписью на грузинском языке: «Акаки». Здесь

похоронен любимый поэт грузинского народа А. Церетели. Неподалеку


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: