Сто великих городов мира 14 страница

воинов, металлические детали для строительства дворцов, мечетей и жилых

домов, а также блюда и кофейники, котлы и подносы и, конечно же,

украшения Водопровода в те времена не было, и, чтобы черпать воду из

Тигра, багдадцы покупали на столичном базаре кувшины. Грациозная

багдадская девушка с кувшином, полным воды, — героиня многих арабских

песен, легенд и сказаний.

Шум, вечно стоящий на Медном суке, вошел во многие арабские пословицы и

поговорки, и при случае багдадцы обязательно расскажут вам историю о

любви бедного юноши к девушке из богатой семьи. Отец девушки согласился

на неравный брак при условии, если влюбленный юноша перекричит шум

Медного сука. Но все попытки выполнить это условие заканчивались

неудачей, и свадьба не состоялась.

Не исчез из Багдада и мазгуф. Если в вечернее время пройтись по городской

набережной, то можно увидеть множество небольших костров,

расположенных один возле другого. С наветренной стороны они обычно

защищены оградкой из прутьев, а на другой стороне торчат воткнутые в

землю колышки, на которых лежит нечто, похожее на раскрытую книгу. Время

от времени к «книге» наклоняется человек и переворачивает ее. Еще

несколько минут назад эта «книга» плескалась в бочке: рыба эта очень

красива и похожа на что-то среднее между карпом и небольшим сомом.

Ловкие руки разрезают рыбу, названия которой никто не знает, вдоль,

«разворачивают», насаживают на колышки и держат над пылающим огнем

костра до тех пор, пока она не станет золотистой Потом «книгу-рыбу» кладут

на горячий пепел — и мазгуф готов. Вы можете есть его прямо у костра или

отойти в сторонку; можете присесть на скамейку, куда продавец быстро

принесет вам арабский хлеб, салат из помидоров и острый перец с луком...

СВЯЩЕННАЯ ТУЛА- СТОЛИЦА ТОЛЬТЕКОВ

Издали этот город похож на большую деревню с одноэтажными домиками,

окруженными каменными заборами. Однако Тула является одним из

древнейших городов Мексики, основание которого относится к VIII веку. Тула

была столицей и культурным центром тольтеков и называлась тогда «Толлан»

— «Место грамотных людей».

Индейские хроники сообщают, что Толлан был основан правителем

Чальчиутланецином. Примерно в 980 году на трон взошел принц, которому

при рождении было дано имя Се-Акатль — «Один тростник». Полное его имя

было Се-Акатль-Накшитль-Топильцин — «Наш господин Один тростник».

Тольтеки владели Мексикой всего 200 лет — с середины X до середины XII

века, но до наших дней дожили легенды и предания об их удивительных

доблестях и умениях. Их главным богом был Кецаль — Пернатый змей,

изображения которого то и дело встречается в живописи и архитектуре Тулы:

то он обвивает колонны зданий, то взирает с настен-

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

ных росписей пирамид. Среди всех достопримечательностей Тулы выделяется

Коатепантли — Стена змей, на которой изображены гигантские гремучие

змеи, заглатывающие человеческие скелеты.

Сегодня полное название этого современного мексиканского городка звучит

так: Тула-де-Альенде. Веселый провинциальный городок приятен чисто по-

мексикански: здесь пахнет кукурузными лепешками, гудят колокола храмов,

здесь поют так красиво, как это умеют делать только в Мексике. Однако

долгое время ученые даже не знали, где находится знаменитая столица

тольтеков. Как писал чешский путешественник и ученый М. Стингл, «до конца

XIX века никому и в голову не приходило искать древнюю Тулу на месте

нынешнего городка». В 1880 году сюда направился французский археолог Д.

Шарне, который приступил к раскопкам холма на окраине города. Он

обнаружил скрытую в его недрах величественную пирамиду, которая явно

указывала на то, что Тула была важным религиозным центром доколумбовой

Америки. Однако впоследствии открытие французского ученого было забыто,

и главный город тольтеков стали искать где угодно, но только не там, где

город с таким же названием существует до сих пор.

Только с середины XX века внешне ничем не примечательная Тула становится

местом, куда со всего света устремляются исследователи истории

доколумбовой Америки. Уже первый удар лопаты археологов в 1940 году

открыл сразу несколько находок. Недалеко от центра нынешней Тулы ученые

обнаружили руины древнего города, сердцем которого была крутая пирамида.

Индейцы называли ее Тлауискальпантекутли — Венера, или Утренняя звезда.

Культ этой планеты тольтеки переняли от своих северных соседей-

кочевников, для которых Венера была представительницей Мишкоатля —

могущественного бога, требующего человеческих жертв. Пирамиду украшали

каменные изображения ягуаров, а также поедающих человеческие сердца

орлов: ягуары и орлы были символами некоторых воинственных племен

Центральной Америки. Между каждой парой орлов, украшавших облицовку

пирамиды, располагался символ самой Венеры — раскрытая пасть змея, а на

ней — человеческая голова.

На вершине пирамиды раньше, вероятно, стояло святилище бога Кецаля, с

которым некоторые вожди тольтеков отождествляли себя До настоящего

времени на ее верхней площадке сохранился лишь ряд человеческих фигур,

условно названных учеными «атлантами» — по имени героя древнегреческих

мифов, который держал на своих плечах небесный свод.

Вытесанные из камня тольтекские воины, высота которых 4,6 метра, застыли

под тяжестью оружия, и все они представляют бога Кецаля в образе Утренней

звезды. Когда-то воины-атланты поддерживали перекрытия храма, к

сожалению, к настоящему времени многие из скульптурных рельефов,

украшавших храм, бесследно исчезли. Однако и те, что сохранились, дают

представление о некоторых сюжетах убранства храма. Наряду с воинами,

тольтеки часто изображали орлов, пожираю-

СВЯЩЕННАЯ ТУЛА - СТОЛИЦА ТОЛЬТЕКОВ

щих человеческие сердца; загадочных животных, отчасти напоминающих

кошек с колокольчиками на шее, и совсем ни на кого не похожих зверей,

которых можно назвать «змее-птице-ягуарами».

Перед храмом находилось место общих собраний, которое тоже было

перекрыто крышей. Некоторые из колонн, на которых она держалась, стоят в

Туле до сих пор.

В Туле был обнаружен и Чак-Мооль— весьма своеобразная статуя, вытесанная

из темного базальта. Чак-Мооль лежал с чуть согнутыми ногами и обращенной

вверх головой, поэтому ученые предположили, что он представлял собой

посланца богов. Через особое отверстие, которое находилось на плече статуи,

он принимал человеческую кровь — наиболее предпочитаемую богами

жертву.

Многие следы материальной культуры тольтеков свидетельствуют, что это

был очень воинственный народ с культом человеческих жертвоприношений.

Когда молодой и энергичный правитель «Наш господин Один тростник»,

который был к тому же и верховным жрецом тольтеков, вступил на трон, он

принял имя бога, которому хотел служить — имя бога Кецаля. В конце X века

вождь и верховный жрец тольтеков Топильцин-Кецалькоатль попытался

перестроить жизненный уклад тольтеков на более мирный лад, но в Толлане

деятельность нового правителя вызвала сопротивление. Часть жителей

оставалась верна культу Пернатого змея, но в другой части тольтекского

общества на первое место начинает выдвигаться новый бог Тескатлипок. В

Толлане разгорелись религиозные страсти, которые повлекли за собой

междоусобные войны. Борьба перенеслась и во дворец правителя: в

результате ее вождя низвергли, и он был вынужден покинуть Тулу. Вместе со

свергнутым правителем город покинули тысячи жителей, и все они

направились на восток, куда в один прекрасный день удалился и бог Кецаль.

Перед этим он собрал ближайших своих учеников и сообщил им, что однажды

опять вернется со стороны востока. Предсказанный богом срок был уже

близок, и тут появился испанский конкистадор Эрнан Кортес, который прибыл

к берегам Мексики с востока. Поэтому индейцы и не решились напасть на

испанцев, опасаясь, что это будет война против бога Кецаля.

ФЕС - РЕЛИГИОЗНАЯ СТОЛИЦА МАРОККО

ФЕС - РЕЛИГИОЗНАЯ СТОЛИЦА МАРОККО

На крайнем западе обширного арабского мира расположилось древнее

государство Марокко, берега которого еще в давние времени посещали греки,

римляне и финикийцы. Античная мифология сохранил^ легенду о

«Геркулесовых столпах», которые воздвиг себе по обе сторон! от

Гибралтарского пролива Геракл. Эти «столпы» — скалы Гибралтар Джебель-

Муса — считались у древних народов рубежом мира на западе|

Города Марокко так непохожи один на другой, что кажется, будт выросли они

на разной почве и строили их разные народы. Отчасти про-| изошло это,

может быть, потому, что культура этой арабо-берберско* страны вместила в

себя и богатство античного мира, и достижения иудейских ремесленников29,

и идеи ученых, бежавших из Испании от преследований инквизиции.

29 Иудеи появились здесь после разрушения Иерусалима войсками римского

императора Тита

Средневековые арабские города не имели единой градостроительной

системы. Одни (например, Дамаск) возникли в глубокой древности и сохраняв

в своей архитектуре черты античности и ранневизантийского периода, другие

(Фустат, Куфа, Басра и т.д.) возникали на местах, где располагались арабские

гарнизоны, что изначально и определило их строгий функциональный

характер городов-лагерей.

История Феса начинается в первые века ислама От известных городов

Востока, Багдада или Каира, Фес отличается тем, что сохранил в архитектуре

города свою многовековую историю. А судьба города уникальна, так как он

был основан дважды. В 789 году султан Мулай Идрис I, сын Фати-мы — дочери

пророка Магомета, решил не расширять Волюбилис — старую столицу

Марокко, а построить собственный город на правам берегу реки Фес30. В 808

году его сын, Идрис II, построил напротив укрепленного лагеря отца, на левом

берегу Феса, королевскую резиденцию, мечеть и рынок

Исследователь Т.Х. Стародуб отмечает, что длительное время, вплоть до

последних десятилетий XI века, это были два противостоящих друг другу и

враждующих между собой городка О первоначальном планировочном замысле

и характере застройки что-то определенное сейчас сказать трудно, но уже

через полвека в каждом из них была своя квартальная мечеть.

Полулегендарная история приписывает основание этих мечетей двум сестрам

— дочерям некоего выходца из города Кайруна. Похожие друг на друга, как

сестры, обе мечети имели свой молитвенный колонный зал с нефами,

параллельными стене киблы, небольшой минарет и сахн — обсаженный

деревьями дворик.

Во время правления Фатимидов обе мечети приобрели статус соборных, что

сказалось не только на архитектуре их самих, но и окружающих зданий. Обе

мечети оказались в центре общественной жизни своих городков: к ним

сходились торговые и проезжие улицы, и потому вокруг них стали

группироваться и жилые кварталы.

Из-за своего более удобного географического местоположения левобережная

часть Феса в этот период развивалась интенсивнее, чем правобережная.

Именно к западной части города вплотную подходили пути, связывавшие Фес

с берегами Атлантики и Средиземного моря. В 1069 (или 1075) году, когда

султан Юсуф ибн Ташфина Альморавида объединил оба города в один, в

левобережной его части развернулось обширное строительство. В

объединенном городе выделился общий центр, которым стала мечеть

Караиун, впоследствии приобретшая функции мусульманского университета

Архитектура мечети Карауин в ее современном виде, за исключением

отдельных достроек и изменений в декоре, сложилась в основном в эпоху

правления династии Альморавидов. Со второй половины XII века и весь город

Фес стал развиваться с ориентацией на эту мечеть-университет. Позднее

мечеть обросла комплексом других зданий, прежде все-

30 «Фес» в переводе с одного из марокканских диалектов означает

«деревянная мотыга»

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

го, связанных с университетом и медресе. Их близкое расположение и

обращенность порталов медресе на мечеть были вызваны не только

архитектурными замыслами, но и необходимостью приблизить общежития

студентов к месту занятий и богослужения. Медресе, завия (странноприимный

дом), бани, гостиницы и другие постройки, включая торговые ряды Кайсария,

плотным кольцом обступали Карауин, поэтому жилым домам горожан

практически невозможно было разместиться рядом с мечетью. Однако среди

всевозможных изогнутых улиц и тупиков нетронутыми оставались пути,

соединявшие Карауин с главными городскими воротами Феса.

В Фесе около 800 мечетей, но главной остается Карауин, расширенная в XIII

веке. Это самая большая мечеть Северной Африки, во время религиозных

праздников в ней одновременно могут разместиться 22 000 человек. По сей

день в древний арабский университет Карауин приезжают учиться молодые

люди из Ливии, Алжира и Судана, в его стенах получили образование многие

политические деятели Марокко

В отличие от Карауина мечеть Андалу в другой части Феса осталась обычной

ме

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

На протяжении нескольких веков статуя Святой Амульдены хранилась в

старинном мадридском соборе Санта-Мария, а после его сноса — в одном из

монастырей. Нынешний собор Святой Амульдены был заложен в 1833 году

прямо напротив королевского дворца. Работы по его возведению

продвигались очень медленно, а незадолго до Гражданской войны в Испании

вообще приостановились. Возобновились они только в 1944 году, и к

настоящему времени собор возведен практически полностью, но внутри он

почти пуст. На стенах его отсутствует всякое убранство, однако, несмотря на

это, в 1992 году папа Иоанн Павел II освятил собор

Центральная площадь испанской столицы называется Пуэрта-дель-Соль, что

переводится как «Ворота Солнца». В прежние времена в каменной стене,

опоясывающей город, действительно находились городские ворота, через

которые можно было наблюдать восход, когда солнечные лучи «входили» в

город. В XVI веке ворота снесли, чтобы расширить проезд, и на

освободившемся пространстве образовалась площадь, присоединившая к себе

и территорию одного из рынков. По свидетельству Х.Л де Ойос, испанского

священника и гуманиста, учителя великого Сервантеса, ворота были снесены

по приказанию короля Карлоса I вскоре после того, как его войска в 1521 году

подавили восстание в Кастилии. Ворота снесли, «чтобы расширить столь

важный выход из города», однако еще более 100 лет после этого площадь

служила всего лишь отправной точкой на Гвадалахару. А главенствующее

положение в Мадриде занимала Городская площадь.

Долгое время главным зданием на Пуэрта-дель-Соль была церковь Буэн-

Сусесо, построенная благодарными горожанами в память за избавление от

чумы 1438 года. Сейчас главным строением на площади является «Здание

почт», возведенное в 1768 году. Почти через 100 лет после строительства

«Здания почт» на его крыше была возведена башенка, на которой установили

часы. Сконструировал их бывший пастух Рамон Лосада, который каким-то

образом попал в Англию и стал там знаменитым часовых дел мастером. Над

башенкой было возведено нечто вроде открытой беседки со сферической

крышей. Под ней на вертикальном металлическом стержне укреплялся шар:

когда в Мадриде наступал полдень, шар «сам» опускался, и на это «чудо»

любовалось не одно поколение горожан. Сейчас эти старинные часы

представляют собой целую астрономическую обсерваторию: они показывают

движение планет, месяцы и времена года, восход и заход солнца,

атмосферное давление. Часовые стрелки указывают время на 20

циферблатах, где отмечены названия разных городов нашей планеты.

Сначала в «Здании почт» размещалось министерство внутренних дел, а после

поражения в 1939 году Испанской Республики в нем разместилось управление

безопасности генерала Ф. Франко. Сейчас «Здание почт» занято

муниципальными учреждениями, а возле него, прямо в асфальт тротуара,

вмонтирован бронзовый «0» (ноль), от которого начинается отсчет расстояний

по всей Испании.

МАДРИД

В наши дни Пуэрта-дель-Соль не поражает своими размерами, однако в

истории Мадрида, да и всей Испании не было ни одного сколько-нибудь

значительного события, которое каким-нибудь образом не прошло бы через

эту площадь. По особым случаям она одевалась в праздничный наряд, как это

было, например, в 1759 году— в день восшествия на престол короля Карлоса

V. Тогда городские власти и жители домов, окружающих площадь, украсили

свои жилища и фонтан Марибланки цветами и яркими лентами. Вокруг

Пуэрта-дель-Соль установили 8 колонн с нимфами, соединив их лавровой

гирляндой.

В 1766 году площадь была свидетелем заговора и мятежа «плащей и шпаг»

против маркиза Л.Г. Эскилаче На фасаде «Здания почт» укреплена доска и в

память о народном восстании, поднятом в 1808 году против Наполеона

Бонапарта. В 1812 году Пуэрта-дель-Соль была свидетелем провозглашения

конституции, а потом ее сожжения после возвращения короля Фердинанда

VII...

В середине Пуэрта-дель-Соль стоит белая мраморная статуя Венеры, которая

называется «Марибланка» — «Белая Мари», более 200 лет венчавшая фонтан

на площади. Проект этого фонтана был разработан итальянским скульптором

Р. Гачи в 1618 году, но только через 12 лет в его круглую чашу из раскрытых

бронзовых масок, укрепленных на вершине восьмигранника, упали первые

струи воды. В середине XIX века фонтан вместе со статуей убрали в связи с

реконструкцией площади, и долгое время Марибланка переходила с одного

места на другое. В 1948 году, когда статуя ютилась на проспекте Реколетас,

какие-то веселящиеся молодчики свалили ее с пьедестала и разбили на куски.

Реставрированная Марибланка хранится сейчас в одном из музеев Мадрида, а

в 1986 году на Пуэрта-дель-Соль возвратилась ее белоснежная копия: она

заняла свой пьедестал, но уже без того фонтана, у которого в течение двух

веков мадридцы назначали свидания41.

Правители Мадрида всегда питали любовь к прудам и фонтанам. Самым

знаменитым из них считается фонтан «Сибелес», который уже давно стал

символом испанской столицы. Не случайно мифологическую богиню,

изображенную на фоне Триумфальной арки стоящей в колеснице,

запряженной львами, называют «вечной невестой Мадрида». В начале 1980-х

годов городской муниципалитет решил подарить копию «Сибелес»

мексиканской столице, что вызвало у испанцев чувство некоторой ревности-

дружба дружбой, а «невестой» делиться все-таки негоже. А потом

полушутливо-полусерьезно они просили мексиканцев не напяливать на

«богиню» широкополые шляпы и пестрые пончо.

За долгие годы своего существования «Сибелес», установленный в 1782 году,

был свидетелем многих исторических событий, однако мало кто даже из

мадридцев знает, что под фонтаном находится золотой запас государства. На

глубине 37 метров была построена бронированная ка-

41 В 1967 году на Пуэрта-дель-Соль было установлено скульптурное

изображение герба города Мадрида вставший на задние лапы медведь

объедает плоды земляничного дерева

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

мера испанского государственного банка, в котором и хранится часть

резервов страны.

На площади, названной его именем, в белом мраморе застыл Христофор

Колумб. Несмотря на высокую колонну-постамент, он кажется небольшим в

сравнении с двумя вознесшимися напротив него ультрасовременными

башнями. Эти сооружения — 45-этажный небоскреб «Башня Пикассо» и

следующая за ним по высоте «Башня Европы» — являются самыми высокими

зданиями Мадрида. Небоскребы, расположенные по обе стороны проспекта

Кастельяна, образуют некое подобие гигантских ворот и потому их называют

«Воротами Европы».

Христофор Колумб стоит на своей площади с конца XIX века, а за ним

расположился «Сад открывателя» с огромным ковром из травы и деревьями —

кряжистыми оливами, соснами и магнолиями. Широкий каскад воды

ниспадает от памятника, воплощая родную для мореплавателя стихию.

Несколько ступенек вниз — и вы оказываетесь под этим каскадом, но шум

падающей воды и мириады сверкающих брызг еще больше обостряют

восприятие карты, на которой в бронзе, алюминии, португальском граните и

олове отражен путь трех каравелл Христофора Колумба.

Мадрид называли величественным и провинциальным, гостеприимным и

равнодушным, открытым и замкнутым — все зависело от точки зрения автора

высказывания, а порой и от его настроения. Очарованный красотой дочери

обувщика Игнасии, в Мадрид из Италии приехал Д. Казанова Но здесь

изощренный покоритель женских сердец успеха не имел: Игнасия предпочла

молодого соседа. К тому же на таможне у Казановы отобрали 4 килограмма

нюхательного табака, а потом еще посадили в тюрьму за незаконное ношение

оружия Так что пребывание в Мадриде знаменитого обольстителя было не

особенно удачным, однако в своих воспоминаниях Казанова оставил о нем

очень теплые воспоминания, назвав его одним из самых веселых и

привлекательных городов.

КАИР

«Кто не видел Каира, тот ничего не видел», — говорится в книге сказок

«Тысяча и одна ночь». В 1970 году город отметил свое тысячелетие, но его

история началась на несколько веков раньше основания нового Каира.

В 639 году к Нилу подступили войска халифа Омара, которыми командовал

полководец Амра. После семи месяцев осады арабская армия заняла Вавилон,

располагавшийся на восточном берегу Нила. Происхождение этого названия

весьма загадочно, но по некоторым, весьма беглым, указаниям античных

авторов, ученые предполагают, что этот район еще во времена фараонов

заселяли бежавшие из Двуречья восставшие рабы. В память о далекой родине

они и окрестили свое новое убежище Вавилоном.

Древняя легенда рассказывает, что

в то время, когда полководец Амра осаждал Вавилон, на крыше его военной

палатки голубка свила свое гнездо. Это было признано хорошим

предзнаменованием, и, чтобы не потревожить молодой выводок,

предводитель халифа Омара приказал не снимать свою палатку. Она так и

оставалась стоять у подошвы горы Мукаттам, когда войска халифа

отправились в поход на Александрию.

Город, основанный на месте военного лагеря полководца Амра, был назван

«Фустат» («палатка»). Вскоре здесь была возведена мечеть полководца Амра,

которая в то время мало чем отличалась от обыкновенных жилищ. Это была

небольшая и низкая сырцовая постройка с посы-

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

панным галькой полом и плоской глиняной крышей на пальмовых столбах. В

ней не только совершались религиозные отправления мусульман, мечеть

служила также залом для совещаний, суда и... приютом.

По мере того как приходила в упадок Александрия, роль Фустата возрастала,

и к середине VIII века он превратился в политический и экономический центр

Египта. По углам мечети Амра появились невысокие надвратные башни, потом

многие правители подновляли и украшали эту мечеть, а в 827 году она

подверглась коренной перестройке. Тогда мечеть была расширена в два раза

и достигла своих нынешних размеров. Каирцы называют мечеть Амра «венцом

мечетей», и не только за ее древность, размеры и грандиозность форм:

именно в ней верующие всех исповеданий, признающие единого Бога, не раз

собирались на молитвы в годину общих испытаний.

Решительный перелом в истории Фустата произошел во время правления

Ахмеда ибн Тулуна — личности незаурядной, хотя он был сыном тюркского

раба. При нем на склонах Мукаттам был возведен обширный дворец, а ближе

к холму Яшкур заложен новый город. Если прежний Фустат рос довольно

стихийно, то план новой правительственной резиденции был продуман весьма

тщательно, поэтому со временем город из провинциального центра

превратился в столицу страны. Ахмед ибн Ту-лун назвал свою новую столицу

«Мизр» («Блистательная»), и это имя у средневековых авторов закрепилось и

за Фустатом.

В 904 году халифы Багдада вернули себе власть над Египтом и сровняли с

землей дворец строптивого Тулуна. Однако построенную им в 879 году мечеть

они не тронули, и она до сих пор является украшением Каира. Легенда

рассказывает, что план мечети был прислан халифу первым христианским

архитектором, томившимся в тюрьме. В Фустате строились ¦ не только мечети,

но и христианские церкви, самой значительной из которых является церковь

Святого Сергия.

Со временем Аббасидам становилось все труднее удерживать власть над

разнородными частями своей обширной империи, и в 969 году войска

династии Фатимидов почти беспрепятственно заняли Фустат. Недалеко от

него был заложен новый город, в котором уже через два года была

расквартирована их армия и в общих чертах закончено возведение мечети и

дворца. В 972 году аль Муизз, халиф мусульманской династии Фатимидов,

торжественно вступил в свою новую столицу, названную «аль-Кахира»

(«Победоносная»).

По поводу этого названия в ученом мире существуют две версии. Как

рассказывают восточные хроники, такое название новому городу было дано

не только «в память одержанных Фатимидами побед, но и как

предзнаменование будущих, которые небо пошлет им над их врагами». По

другой версии, город получил свое название в честь планеты Марс, которую

арабы называют аль-Кахира.

Прежде чем заложить новый город, его будущую территорию окружили

укрепленной на кольях веревкой с подвешенными к ней колокольчиками. По

КАИР

зоз

знаку астролога в благоприятный момент нужно было дернуть за веревку,

чтобы по звону колокольчиков одновременно начать работу. Но когда на небе

всходил Марс, на веревку опустился ворон и колокольчики зазвенели...

По представлениям арабов Марс — несчастливая планета, но вопреки

предзнаменованию город все же назвали «Победоносным». Несколько

позднее в новом городе появились итальянцы, которые сокращенно стали

называть его Каиро, за ними и другие европейцы начали именовать его

каждый по-своему, например, французы называют его Кэр.

При строительстве Каира материалом служили главным образом камни из

развалин древнего Мемфиса, Фустата и пирамид фараонов. Эти камни

отличались необыкновенной прочностью, даже и сейчас в стенах какой-

нибудь старинной кладки можно обнаружить камни, испещренные древними

иероглифами.

В течение долгого времени Фустат и Каир существовали рядом, но постепенно

Каир вбирал его в себя и в XVII веке поглотил уже полностью. Лишь квартал

Кебеш остался от старого города, некогда простиравшегося от скалы, на

которой стоит знаменитая каирская Цитадель, до Нила.

Цитадель — «гнездо Мухаммеда Али» — была сооружена еще в 1176 году, во

времена правления знаменитого султана Саладина. Он выстроил здесь себе

дворец, впоследствии постоянно служивший резиденцией султанов-

мамелюков. Но от величественной прежде крепости сейчас остались внешние

стены с южной и восточной сторон: в их древней кладке застряли ядра

наполеоновских пушек. На территории Цитадели расположилась мечеть

Мухаммеда Али, двор которой окружают легкие алебастровые колонны,

отчего и всю мечеть часто называют Алебастровой. Все в ней сделано из

алебастра, даже прислоненный к стене ручной электрический фонарик,

который светится трепетным красноватым светом.

Ее огромные купола и стройные минареты давно уже стали символом Каира.

Эхо, как стайка птиц, разлетается по мечети и многократно звенит под ее

куполами. Направо от входа в мечеть находится могила Мухаммеда Али,

обнесенная бронзовой оградой.

На широкой площадке перед мечетью расположен «колодец Иосифа»,

который гораздо старше ее по возрасту. Он был вырыт еще в средние века,

строительство же самой мечети началось в 1820 году. По преданию, в нем был

заключен библейский праотец Иосиф, проданный в рабство своими братьями.

Вырытый в скале, колодец этот имеет глубину 88 метров, и дно его находится


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: