Особенности национального пиара
Еразм. Он же Ермолай Прегрешный, протопоп кремлевского собора Спаса на Бору и автор смутно памятной бывшим студентам филфаков «Повести о Петре и Февронии». Впрочем, в последнее время двое этих муромских святых сильно актуализированы за счет нового полуофициального праздника семьи, любви и верности.
В сочинениях Ермолая-Еразма была сформулирована та же мысль: царь должен не только непреклонно карать грешников, но и думать о душеспасительной миссии своей власти. Грубо говоря, казнить не просто так, а с глубоким смыслом и во имя святого дела.
На наш сегодняшний прагматичный взгляд удивительно, но царь, Божий избранник, воспринимался на Святой Руси потенциальным страстотерпцем! Нам, гедонистам, воспитанным массовой культурой, странно представить, что человек, занимающий такой пост, должен не предаваться утонченным наслаждениям вроде 40-летнего коньяка и хорошей сигары из хьюмидора, а стать мучеником за веру.
Нам такая логика кажется дикой. Но нам и трудно проникнуть в насквозь пропитанное религиозностью сознание средневекового человека. Омраченное к тому же ожиданием близкого Страшного Суда. Все эти сложные умственные построения представляются нам просто оправданием репрессий и террора. И еще - самооправданием. И кажется нам,
1 Не хочу сказать ничего плохого про День святого Валентина, щ эта пара как-то ближе и понятнее, чем священник III века, писавший любовные записочки неграмотным римским легионерам. Кого он любил? Кто любил его? Это что ж, каждый год мы вспоминаем о странной любви Валентина к легионерам? Впрочем, чем больше будет поводов у мужчины поздравить женщину и сказать ей о своей любви, тем лучшее Пусть останется и 8 Марта, у которого, как выясняется, вообще нет исторической основы. Вне рамок этой книги могу дать еще 5—6 истории ческих поводов для поздравлений.
442
«...Божьим соизволением аз есмь царь»
[ЧТО Иван Васильевич Грозный запиарил себе мозги, как Родион Романович Раскольников.
«А что, по множеству беззаконий моих, Божию гневу распростершуся, изгнан есмь от бояр, самоволства их ради, ОТ своего достояния, и скитаюся по странам»... Эти самоуничижительные слова царя из его духовной грамоты, то tCTb попросту - завещания, не обязательно надо воспринимать как раскаяние за совершенные злодеяния. Тут то самое унижение, что паче гордости.
Грозный принимал на себя грехи своих подданных, готов был расплачиваться за них на Страшном Суде и даже | готов был пожертвовать личным спасением ради своего царства. Жертва царя в том, что мера его личной ответственности пред Богом, согласно воззрениям Грозного, значительно выше, чем у любого его подданного!
Но и каждый холоп, каждый раб обязан приготовиться К добровольному мученичеству - царствия ради, во имя сохранения установленного порядка.
Концепция, от которой не отказался бы и Сталин... Да Куда там! Не случайно лее Сталин считал Ивана Грозного Своим предшественником и смотрел на него снизу вверх...
«Исключительность фигуры царя, ее одиночество и трагизм - вот то, что открылось Грозному с высоты его положения. Так возникает концепция, согласно которой царь Становится мучителем во имя царства. Как человек глубоко религиозный и богословски образованный, Грозный не Ijor, да и не хотел возлагать ответственность за это мучительство на Бога. Царь прекрасно понимал, что Всевышний не причастен ко злу, источник последнего - в греховной воле тварных существ», - пишет ученый Андрей Ка-равашкин.
«Поведение самодержца и его ближайшего окружения ^амо по себе стало эталоном религиозного благочестия, -ИГмечает Скрынников. - Никакие преступления и грехи не
443
Особенности национального пиара
могли поколебать репутацию Грозного как великого и благочестивейшего государя». Скажем, Стоглавый собор 1551 года принял все решения, предложенные светской властью, словно это царь был главой русской церкви.
Хороший вот вышел в 2009 году фильм об Иване IV «Царь». И актеры в нем заняты хорошие, но насколько же представление о Грозном как о психе ненормальном далеко от пронизанной идеологемами царской реальности!
«Порты» и «шапка» Ивана
Ивана короновали на царство в 16 лет, и поначалу это просто символизировало конец боярской опеки. Но вот Московское государство осуществило крупнейшие завоевания на Востоке. Победы были одержаны над иноверцами, магометанами. Предсказание о превращении России в новое «Ромейское царство» - оплот истинной христианской веры во Вселенной - сбывалось на глазах.
Иван IV счел необходимым - и это было совершенно своевременно - подкрепить принятие царского титула письменным благословением вселенского патриарха константинопольского. В1561 году патриарх известил Ивана, что вселенский собор признает законность титула.
От Пруса, брата кесаря Августа, четырнадцатое колено — великий государь Рюрик. А русский царь — прямой его потомок. Эта официозная легенда, о которой мы говорили выше, имела прикладное значение. «Московская дипломатия делала из этого сказания практическое употребление: в 1563 году бояре царя Ивана, оправдывая его царский титул в переговорах с польскими послами, приводили словами летописи эту самую генеалогию московских Рюриковичей», - писал Ключевский. Но польза от родства с древнеримским императором отнюдь не своди-
«...Божьим соизволением аз есмь царь»
лась к тому, чтобы иметь возможность дергать поляков за их длинные носы. То есть легенда имела не только прагматическое значение.
Она ставила на совершенно иной уровень и Московию, и Лично Ивана IV.
<. Мировая политическая система представлялась в Средние века в виде империи со своей иерархией.
Царский титул в глазах русских означал, что наша православная держава стоит выше любого католического или | Протестантского — не истинно христианского, — королев-ггна и княжества. Грозный не стремился к мировой геге-■онии, но пренебрежительно отзывался о польских «вы-■Орных» королях, шведской династии, английской короле НС.
. Легенда о царском происхождении подкреплялась леген-лой о царских регалиях. Пропитанному религиозным, мистическим символизмом сознанию средневекового человека Требовались вещественные доказательства. Доказательства (Икральности власти и персоны царя. Скрынников утверждает, что новые царские регалии были изготовлены при Грозном в художественных мастерских Кремля. Там же ИЫла перелицована и «шапка Мономаха». Снова, как и в Предыдущих главах, обращаемся мы к этой шапке. Нам важно знать истину - чтобы понять, как она препарировалась в Нужных целях.
Историю короны русских царей традиционно связыва-Нс историей «шапки золотой», принадлежавшей московским князьям. Уже Иван Калита завещал наследнику парадные одежды («порты») - кафтан, расшитый жемчугом, и ■Папку золотую». Через несколько поколений московских йшзей Василий II завещал Ивану III крест Петра чудотвор-Ь и шайку, которую он почему-то золотой не назвал. Иван III благословил Василия III крестом Петра, но вообще ни слова не упомянул о «шапке». Завещание Василия III не
444
445
Особенности национального пиара
«...Божьим соизволением аз еемь царь»
сохранилось, но при этом известно, что короной ему служила «шапка Мономаха». Австрийский посол сообщал, что она была нарядно убрана золотыми бляшками, которые извивались змейками. Вероятно, раньше ее украшали какие-то подвески, которых теперь нет. Хранящаяся в Оружейной палате корона московских государей носит следы многократных переделок. Древнейшая ее часть состоит из восьми золотых пластин восточной работы, украшенных тончайшим узором.
Легенда о византийском происхождении царской короны получила официальное признание именно при Иване IV. В своем завещании царь благословил наследника шапкой Мономаха, присланной византийским царем Константином из Царьграда. В московской летописи, составленной при Грозном, повествуется, что царь греческий Константин Мономах отправил в Киев русскому великому князю Владимиру Мономаху крест из животворящего древа и царский венец со своей головы - Мономахову шапку. Также в посылке была сердоликовая чаша, «из которой Август, царь римский, веселился», и какая-то золотая цепь, Владимир якобы был венчан этим венцом и стал зваться Мономахом, боговенчанным царем Великой Руси. Отто-
1 Эта златая цепь куда-то потом запропала. Возможно, переместилась в народные легенды и сказки, осев окончательно во вступлении к пушкинской поэме «Руслан и Людмила». Теперь по ней все ходит и днем и ночью кот ученый... А как красиво в духе новой мифологии можно было бы связать Мономахов дар со Знаком Президента Российской Федерации! Согласно официальному описанию: «Цепь знака из золота, серебра и эмали состоит из 17 звеньев, 9 из которых - в виде изображения Государственного герба России, 8 - в виде круглых розеток с девизом: "Польза, честь и слава"». Увы, связать это невозможно. На оборотной знака из золота, который представляет собой равноконечный крест с расширяющимися концами и накладным гербом России, есть год его изготовления - 1994.
л<\ заканчивается рассказ, тем царским венцом венчаются и»с великие князи.
г Понятно, что очередное обращение к теме шапки было |1ЫЗвано венчанием Ивана IV на царство, когда были приняты титулы царя и самодержца1. Получалось: значение московских государей основано на сложившемся еще в XII веке Совместном правлении греческих и русских самодержцев над ik'cm православным миром.
I Богоизбранность - вот он поистине неиссякаемый источ-пик харизматичности! Конституция - конечно, хорошо, но ■К-то надежнее президентскую клятву произносить над Евангелием.
Иванов С. В. (1864-1910). Семья
J*Ohh, как вы помните, были в ходу еще и при Иване III - но как бы в |Мде пробы и лишь в некоторых, преимущественно дипломатических йктих.
446
447
Особенности национального пиара Переписка Сталина и Власова
«Если же ты праведен и благочестив, почему не пожелал от меня, строптивого владыки, пострадать и заслужить венец вечной жизни?» - писал Грозный беглому боярину Андрею Курбскому. Фигасе заявочка! Царь пеняет князю, что тот, не желая, чтобы его «добровольно» казнили, убежал в Литву. Или Иван Васильевич неловко выразился? Да нет. Он приводит Кубскому в пример его слугу: «Как же ты не стыдишься раба своего Васьки Шибанова?».
КУРБСКИЙ Андрей (ок.1528-1583). Первый политический эмигрант на Руси. Сподвижник и военачальник Грозного взял и сбежал к польскому королю. Вскоре он уже воевал против русских. Родственников своих князь, конечно, погубил. Как он сам писал, царь «матерь ми и жену и отрочка единого сына моего, в заточение затворенных, троскою поморил; братию мою, еди-ноколенных княжат Ярославских, различными смертьми поморил». Троска — это кол или жердЬ| страшно даже представить, как это было.... Но не думать о том, что будет с его семьей, Андрей Курбский, сбегая, конечно, не мог. Однако «выбрал свободу»
Стременной Курбского Шибанов вынес за своего господина ужасные мучения, и за то был воспет Алексеем Константиновичем Толстым. Правда, героическая баллада Толстого «Шибанов молчал из пронзенной ноги» появилась три века спустя, а пока царь разражается уничижительно-патетическим пассажем: «Ты же не захотел сравняться с ним в благочестии: погубил не только свою душу, но и душу сво-| их предков. Ибо по Божьему изволению Бог отдал их души! под власть нашему деду, великому государю, и они, отдав ] свои души, служили до своей смерти и завещали вам, своим детям, служить детям и внукам нашего деда».
«...Божьим соизволением аз есмь царь»
Вот она, политическая концепция. Я пытаю и казню, но р тем самым исполняю волю Господню. А если ты уклоняешься от пыток и казней, бежишь — то ты религиозный отступ-гИИк и еретик.
Выше мы говорили о том, что происходило в голове у Грозного. Вот это и происходило.
Переписка Грозного с Курбским (а точнее, Курбского с i Грозным, потому что первым написал бывший лучший, но ■Опальный князь) — один из самых ярких памятников литературы XVI века. К сожалению, в переводе на современный | русский язык во многом теряется страстность этих посла-иий и слишком уж выпуклым становится их юмор. И царь Иван, и князь Андрей были остры на язык$й, надо думать, | 90 времша, когда они были лучшими друзьями, немало ве-рвелили друг друга остротами.
Вот Курбский пишет про свой род: «И твоя царская вы-Ьота добре веси от летописцов руских, иже тое пленицы Вйяжата не обыкли тела своего ясти и крове братии своей [Нити, яко есть некоторым издавна обычай». В переводе тоже |дорово, но что-то не то: «И ты, великий царь, прекрасно jнаешь из летописей русских, что князья того рода не при-Щыкли тело собственное терзать и кровь братии своей \ЦМтъ, как у некоторых вошло в обычайщ$
Грозный по своим литературным талантам Курбскому ричуть не уступал. Ключевский, который, вообще-то, не любил и не ценил этого государя, тут не может удержаться: ♦О чем бы он ни размышлял, он подгонял, подзадоривал спою мысль страстью. С помощью такого самовнушения он ВЫЛ способен разгорячить свою голову до отважных и вы-гмких помыслов, раскалить свою речь до блестящего красноречия, и тогда с его языка или из-под его пера, как от Горячего железа под молотком кузнеца, сыпались искры ЙЙСТрот, колкие насмешки, меткие словца, неожиданные обороты. Иван - один из лучших московских ораторов и писа-
448
11 С)еобенности национального пиара
449
Особенности национального пиара
телей XVI века, потому что это был самый раздраженный москвич того времени».
А «раздражение» откуда? От веры в свою исключительность. От все той харизмы, понимаешь...
«Писание твое принято и прочитано внимательно, — отвечал Грозный. - А так как змеиный яд ты спрятал под языком своим, поэтому, хотя письмо твое по замыслу твоему и наполнено медом и сотами, но на вкус оно горше полыни; как сказал пророк: "Слова их мягче елея, но подобны они стрелам". Так ли привык ты, будучи христианином, служить христианскому государю? Так ли следует воздавать честь владыке, от Бога данному, как делаешь ты, изрыгая яд, подобно бесу?.. Что ты, собака, совершив такое злодейство, пишешь и жалуешься! Чему подобен твой совет, смердящий гнуснее кала?»
Его корреспонденту после эдаких словес оставалось пой ти намылить веревку - и повеситься. Но, конечно, целью Ивана было не доведение до самоубийства своего бывшего сердечного друга, а ныне — заклятого врага. Но что именно?
1 «Писание твое принято и прочитано внимательно». «- Ваш роман прочитали, - заговорил Воланд, поворачиваясь к Мастеру». Правда,-по тональности похоже? Михаил Булгаков не мог не быть знакомым С перепиской Курбского и Грозного. В 1935 году на волне повышенного внимания к личности Ивана IV - при Сталине предпринималась попытка его реабилитации - он написал комедию «Иван Васильевич». Мы ее хорошо знаем по экранизации - фильму Леонида Гайдая «Иван Васи льевич меняет профессию». Фразы Грозного словно взяты из писем X1 Курбскому. «Ой, не лги! Царю лжешь! Не человечьим хотением, но Бо жиим соизволением царь есмь!» «Ловят? Как поймают, Якина на КОЛ посадить. Это первое дело...» «Бориса на царство?.. Так он, лукавыЙ| презлым заплатил царю за предобрейшее!.. Сам хотел царствоватил всем владети!.. Повинен смерти!» «Пес смердящий! Какое житие?! Тм посмотри на себя! О, зол муж! Дьявол научиши тя долгому спанию, пв сне зиянию, главоболию с похмелья и другим злостям неизмерным Я неисповедимым!..» Впрочем, последняя реплика во всенародно люби* мый фильм уже не вошла. Слишком сложно.
«...Божьим соизволением аз есмь царь»
С мотивами Курбского все ясно. Он не просто бежал от Жестокого тирана за границу, он перешел к врагу и потом достаточно успешно воевал против московитов. Это гене-' рил Власов XVI века, - такая же сложная фигура, только ||0Т кончил лучше Власова. Веревки избежал.» Еще и через сто лет польские хронисты считали предательство Курбского большой удачей для короны: «Он был поистине великим человеком. Во-первых, великим по своему происхождению, ибо был в свойстве с московским кня-1ем Иоанном. Во-вторых, великим по должности, так как i был высшим военачальником в Московии. В-третьих, великим по доблести, потому что одержал такое множество Побед. В-четвертых, великим по своей счастливой судьбе: Ведь его, изгнанника и беглеца, с такими почестями принял король Август. Он обладал и великим умом, ибо за короткое время, будучи уже в преклонных годах, выучиЭД*1Шоро-Левстве латинский язык, с которым дотоле бьщнезнаком». I Перебежчиков на Западе всегда использовали во все дыры. Еще в недавние советские времена свободолюбивые •мигранты-интеллектуалы довольно быстро оказывались на государственной службе в «Голосе Америки» или «Радио Ввобода». Может, Курбский и сам хотел написать царю, но то, что ему подсказали это сделать, - точно. Почему-то в литературе никогда не обсуждалась возможность, что над Письмами Грозному (да и над собственными эпистолами цпря) работал не один человек, а целый авторский коллектив. И целью было не позлить самодержца, а обеспечить
' Характеристика из книги Симона Окольского «Orbis Poloni» (•Польский мир»), вышедшей в 1641 году в Кракове.
[' Это, кстати, тема для докторской. Наиболее значительным сочинением Курбского считается памфлет «История о великом князе Мос-кшн'ком», собравший всю аргументацию из его писем. Существует мнение» что он написан во время бескоролевья в Речи Посполитой с целью
450
И
451
Особенности национального пиара
распространение копий этих посланий среди избранной публики - за рубежом и, по возможности, в России. Это же такой лакомый кусочек для внешнеполитической пропаганды! Ближайший соратник, т. е. источник, заслуживающий полного доверия, обличает свМго недавнего патрона во всех смертных грехах. О грехах - чуть ниже.
Курбский отправил три письма, Грозный - два. Зачем Ивану было ввязываться в переписку? Как ни странно, истинные адресаты его посланий были те же, что у Курбского. А именно, зарубежные элиты и элита собственная, московская. Уж если его избранным подданным попадет письмо диссидента, то и до ответа они доберутся. Кстати, Грозный не мог видеть ничего дурного в том, что с его собственными письмами ознакомятся в его собственном государстве. Царь в таком эпистолярном формате высказывался по принципиальным вопросам. Он ни на миг не сомневался, что Курбский будет показывать отправленные ему из Москвы послания своим новым хозяевам. «Врагу христианства», как их мимоходом пнул царь в одном из двух своих писем.
Бывшие друзья хорошо знали друг друга, и если Иван хотел довести Андрея до петли, то тот его, похоже, — до инсульта. «Широковещательное и многошумное послание твое получил, - писал Курбский, дождавшись ответа от! царя. — И понял, и уразумел, что оно от неукротимого гнева с ядовитыми словами изрыгнуто. Таковое бы не только царю, столь великому и во вселенной прославленному, но и простому бедному воину не подобает, а особенно потому | что из многих священных книг нахватано, как видно, col многой яростью и злобой, не строчками и не стихами, а
дискредитировать претендовавшего на польскую корону русского царя. Есть также предположение, что это сочинение было просто подписащ именем Курбского — как наиболее авторитетного на тот момент на За«паде кремленолога.
«...Божьим соизволением аз есмь царь»
Сверх меры многословно и пустозвонно, целыми книгами, [Иеремиями, целыми посланиями!»
Между прочим, несмотря на кажущуюся импульсивность!|Тих посланий и несмотря на то, что было всего пять писем, История с ними длилась годами. Это была своего рода шахматная партия, которую играли по переписке. Каждое сло-10 взвешивалось. При этом соперники обвиняли друг друга т пустозвонстве. Лучшие наши историки чувствовали, что |десь что-то не то.
«Какая хаотическая память, набитая набором всякой вся-чины, подумаешь, перелистав это послание. Но вникните Пристальнее в этот пенистый поток текстов, размышлений, ■Оспоминаний, лирических отступлений, и вы без труда уло-■ите основную мысль, которая красной нитью проходит по 1Сем этим, видимо, столь нестройным страницам», — отмечал Ключевский касательно писем Грозного. Это мысль «о цп рекой власти, о ее божественном происхождении, о государственном порядке, об отношениях к советникам и под-лшшым, о гибельных следствиях разновластия и безначалии. Несть власти, аще не от Бога».
|* У Грозного своя логика — логика харизмы и изначальной собственной абсолютной правоты. Но там, где это возможно, он использует и вполне понятные нам, обычным смертным контрпропагандистам аргументы. Европа XVI века... Мнропа, в которую бежал Курбский, захлебывалась в кро-iiii религиозных войн. Ну так нате, откушайте. I «Кровью же никакой мы церковных порогов не обагряли; Иучеников за веру у нас нет. А как в других странах сам увидишь, как там карают злодеев - не по-здешнему! Это вы по I'поему злобесному нраву решили любить изменников; а в Других странах изменников не любят и казнят их и тем укрепляют власть свою. А мук, гонений и различных казней мы НИ для кого не придумывали: если же ты говоришь о изменниках и чародеях, так ведь таких собак везде казнят...»
452
453
Особенности национального пиара
В общем, слова Грозного даже не требуют комментариев. Ясно, что это написано совсем не для князя Андрея.
Но и лично для него у царя найдется доброе слово: «Если бы не наше милосердие к тебе, если бы, как ты писал в своем злобесном письме, подвергался ты гонению, тебе не удалось бы убежать к нашему недругу. Не думай, что я слабоумен или неразумный младенец, как нагло утверждали ваши начальники, поп Сильвестр и Алексей Адашев. И не надей-
АДАШЕВ Алексей (?-1561). Думный дворянин, окольничий, постельничий... Его значение при дворе молодого Ивана Грозного примерно соответствовало нынешнему положению главы кремлевской администрации. В те времена, правда, Администрация Президента называлась двумя русскими словами: «Челобитный Приказ». А еще Адашеу^был хранителем личной кассы (казны) государя, распоряжался его печатью «для скорых и тайных дел», переписывал летописи... В общем, человек супервлиятельный, идеолог уровня Суслова при Брежневе и администратор уровня Сталина в постленинском ЦК одновременно. Однако кончил плохо - умер в опале (и своей ли смертью?). Вероятно, дело тут в неких негласных законах авторитарных режимов.
Ведь и к начинал. |
концу правления Сталина не осталось в живых почти никого, с кем он
И Гитлер тоже переколошматил первых нацистов
СИЛЬВЕСТР (умер до 1577). Священник Благовещенского собора Кремля, при молодом Иване Грозном выдвинулся в политические деятели. На пару с Адашевым вертел всей державой, а может, и самим царем. А умер тоже в опале, где-то в северных монастырях (причины - см. АДАШЕВ). Несмотря на свою репутацию реформатора, именно Сильвестр написал «Домострой», Книжка эта по-прежнему.считается одиозной, антифеминистской и мракобесной, что, правда, совершенно не соответствует ее истинному содержанию.
Но у кого есть время сегодня читать книги, те^ более на старославянском?
«...Божьим соизволением аз есмь царь»
f Тесь запугать меня, как пугают детей и как прежде обманы-ипли меня с попом Сильвестром и Алексеем благодаря своей хитрости, и не надейтесь, что и теперь это вам удастся». Сильвестр и Адашев - это двое из ближнего круга Грозного в начальный период его правления, с которыми, в обход Боярской думы, он и планировал свои реформы и военные кампании. Курбский назвал в своих письмах этот тайный совет (он и сам туда входил), Избранной радой — и на-•вание закрепилось за ним в исторической литературе. Кстати, это довольно странно: слово «рада» в русском языке 'фого времени не встречается, перебежчик использовал Польский термин. Другой, менее известный термин, пришед- (Ший из его публицистики, - Святорусское государство, как ОИ называл царство Грозного по аналогии со Святоримс-кой империей Габсбургов.
^ На фоне святорусскости особенно жестко ставится вопрос о главном грехе государя — а о грехах мы обещали рас-4бказать. Причем о первейшем из них Курбский сообщает в Первых же строчках своего первого письма.
«Царю, богом препрославленному и среди православных нссх светлее являвшемуся, ныне же — за грехи наши — ставшему супротивным (пусть разумеет разумеющий)».
Разумеем: Курбский бросает царю обвинение, которое Ие посмел произнести вслух ни один из подданных Ивана Грозного, - обвинение в антихристианском поведении. ■Упреки Курбского заключали страшную угрозу трону, — ■Тмечает профессор Скрынников. — Присяга царю, вступившему в союз с Антихристом, утрачивала законную ЙИлу. Всяк пострадавший в борьбе с троном превращался Вмученика, а пролитая им кровь становилась святой. Предсказания Курбского носили почти апокалиптический характер».
Апокалипсис, напомним, тогда был актуальной темой... Конца света ждали вполне серьезно, и в скором времени.
454
455
Особенности национального пиара
Между вторым щгретьим посланиями Курбский успел написать памфлет «История о великом князе Московском», где назвал богоизбранность великокняжеской династии Калитичей1 мифом (если это, конечно, он сам написал). Чего еще от него было ждать!
«Задавшись целью объяснить состояние дел в Святорусской державе, он заявил, что династия была осквернена грехом в тот момент, когда князь Василий III, отец нынешнего государя, развелся с первой женой Соломонией и вступил в брак с Еленой Глинской, - пишет Каравашкин. - Царь Иван рожден от блуда, бесовские силы выбирают его своим орудием - к таким выводам Курбский пришел в «Истории».
Вот так. Не святой сидит на троне, а рожденный от блудницы. Репутация матери и для современного человека важна... Очень болезненное обвинение: «шлюхин сын». А ведь Антихрист должен родиться именно от блудницы, бесчестной женщины. Курбский Грозного не просто обругал, не просто ткнул ему в облегченное поведение Елены Глинской, а чуть не прямо обозвал бесом, чуть ли не Антихристом на престоле.
В третьем послании он продолжил атаку на династию. Ударил по всем болевым точкам не столько самого Грозного, сколько всей правящей ветви Рюриковичей.
«Кровь братии своей пить у некоторых вошло в обычай: ибо первый дерзнул так сделать Юрий Московский, будучи в Орде, выступив против святого великого князя Михаила Тверского2, а потом и прочие, чьи дела еще свежи в памяти и были на наших глазах!»
«...Божьим соизволением аз есмь царь»
Наконец, как пишет Скрынников, «Курбский во всеуслышание объявил, что в окружении царя уже появился Антихрист, подучивший царя лить боярскую кровь». Им был назван герой войны с Казанским царством Алексей Басма-I к >it. И уже до кучи его сына Курбский назвал интимным фаворитом Ивана IV - любовником царя1.
Непоследовательно, пожалуй... Непонятно становится, кто тут Антихрист: Басманов или сам Иван Грозный, сын Шлюхи и порождение бесов? Но сам по себе гомосексуализм был для православного делом бесовским. Опять же -(Обвинение не только в гадости, а в религиозном отступничестве.
Гомосексуальная связь государя с сыном Антихриста -Такое, пожалуй, крутовато даже для остроумного спектакля про профессию политтехнолога. Конечно, я имею в виду ♦День выборов». Выборы, выборы, кандидаты - п..ры...
Ну а в своих ответах Грозный, что для него вообще характерно, не мелочился, а твердо держался линии апостоле Павла, снова и снова цитируя его слова из послания рим-шшам: «Ибо нет власти, что не от Бога». Царь поставлен Йогом и только ему подсуден, подданные не могут тягаться О -ним даже на Божьем суде. «За что ты бьешь нас, верных СЛуг своих?» - спрашивает князь Курбский. «Нет, - отвечает ему царь Иван, — русские самодержцы изначала сами ^Ладеют своими царствами, а не бояре и не вельможи». В такой простейшей форме можно выразить сущность знаменитой переписки, считает Ключевский. Эти двое словно иг слышат друг друга, но при этом прекрасно друг друга Понимают.