Десять слов, которые потрясли мир 3 страница

Особенности национального пиара

Еразм. Он же Ермолай Прегрешный, протопоп кремлев­ского собора Спаса на Бору и автор смутно памятной быв­шим студентам филфаков «Повести о Петре и Февронии». Впрочем, в последнее время двое этих муромских святых сильно актуализированы за счет нового полуофициально­го праздника семьи, любви и верности.

В сочинениях Ермолая-Еразма была сформулирована та же мысль: царь должен не только непреклонно карать греш­ников, но и думать о душеспасительной миссии своей влас­ти. Грубо говоря, казнить не просто так, а с глубоким смыс­лом и во имя святого дела.

На наш сегодняшний прагматичный взгляд удивитель­но, но царь, Божий избранник, воспринимался на Святой Руси потенциальным страстотерпцем! Нам, гедонистам, воспитанным массовой культурой, странно представить, что человек, занимающий такой пост, должен не преда­ваться утонченным наслаждениям вроде 40-летнего конь­яка и хорошей сигары из хьюмидора, а стать мучеником за веру.

Нам такая логика кажется дикой. Но нам и трудно про­никнуть в насквозь пропитанное религиозностью сознание средневекового человека. Омраченное к тому же ожидани­ем близкого Страшного Суда. Все эти сложные умственные построения представляются нам просто оправданием реп­рессий и террора. И еще - самооправданием. И кажется нам,

1 Не хочу сказать ничего плохого про День святого Валентина, щ эта пара как-то ближе и понятнее, чем священник III века, писавший любовные записочки неграмотным римским легионерам. Кого он лю­бил? Кто любил его? Это что ж, каждый год мы вспоминаем о странной любви Валентина к легионерам? Впрочем, чем больше будет поводов у мужчины поздравить женщину и сказать ей о своей любви, тем лучшее Пусть останется и 8 Марта, у которого, как выясняется, вообще нет исторической основы. Вне рамок этой книги могу дать еще 5—6 истории ческих поводов для поздравлений.

442


«...Божьим соизволением аз есмь царь»

[ЧТО Иван Васильевич Грозный запиарил себе мозги, как Родион Романович Раскольников.

«А что, по множеству беззаконий моих, Божию гневу распростершуся, изгнан есмь от бояр, самоволства их ради, ОТ своего достояния, и скитаюся по странам»... Эти само­уничижительные слова царя из его духовной грамоты, то tCTb попросту - завещания, не обязательно надо восприни­мать как раскаяние за совершенные злодеяния. Тут то са­мое унижение, что паче гордости.

Грозный принимал на себя грехи своих подданных, го­тов был расплачиваться за них на Страшном Суде и даже | готов был пожертвовать личным спасением ради своего цар­ства. Жертва царя в том, что мера его личной ответствен­ности пред Богом, согласно воззрениям Грозного, значи­тельно выше, чем у любого его подданного!

Но и каждый холоп, каждый раб обязан приготовиться К добровольному мученичеству - царствия ради, во имя со­хранения установленного порядка.

Концепция, от которой не отказался бы и Сталин... Да Куда там! Не случайно лее Сталин считал Ивана Грозного Своим предшественником и смотрел на него снизу вверх...

«Исключительность фигуры царя, ее одиночество и тра­гизм - вот то, что открылось Грозному с высоты его поло­жения. Так возникает концепция, согласно которой царь Становится мучителем во имя царства. Как человек глубо­ко религиозный и богословски образованный, Грозный не Ijor, да и не хотел возлагать ответственность за это мучи­тельство на Бога. Царь прекрасно понимал, что Всевыш­ний не причастен ко злу, источник последнего - в грехов­ной воле тварных существ», - пишет ученый Андрей Ка-равашкин.

«Поведение самодержца и его ближайшего окружения ^амо по себе стало эталоном религиозного благочестия, -ИГмечает Скрынников. - Никакие преступления и грехи не

443


Особенности национального пиара

могли поколебать репутацию Грозного как великого и бла­гочестивейшего государя». Скажем, Стоглавый собор 1551 года принял все решения, предложенные светской властью, словно это царь был главой русской церкви.

Хороший вот вышел в 2009 году фильм об Иване IV «Царь». И актеры в нем заняты хорошие, но насколько же представление о Грозном как о психе ненормальном дале­ко от пронизанной идеологемами царской реальности!

«Порты» и «шапка» Ивана

Ивана короновали на царство в 16 лет, и поначалу это просто символизировало конец боярской опеки. Но вот Московское государство осуществило крупнейшие завое­вания на Востоке. Победы были одержаны над иноверца­ми, магометанами. Предсказание о превращении России в новое «Ромейское царство» - оплот истинной христиан­ской веры во Вселенной - сбывалось на глазах.

Иван IV счел необходимым - и это было совершенно сво­евременно - подкрепить принятие царского титула пись­менным благословением вселенского патриарха константи­нопольского. В1561 году патриарх известил Ивана, что все­ленский собор признает законность титула.

От Пруса, брата кесаря Августа, четырнадцатое коле­но — великий государь Рюрик. А русский царь — прямой его потомок. Эта официозная легенда, о которой мы го­ворили выше, имела прикладное значение. «Московская дипломатия делала из этого сказания практическое упот­ребление: в 1563 году бояре царя Ивана, оправдывая его царский титул в переговорах с польскими послами, при­водили словами летописи эту самую генеалогию москов­ских Рюриковичей», - писал Ключевский. Но польза от родства с древнеримским императором отнюдь не своди-


«...Божьим соизволением аз есмь царь»

лась к тому, чтобы иметь возможность дергать поляков за их длинные носы. То есть легенда имела не только праг­матическое значение.

Она ставила на совершенно иной уровень и Московию, и Лично Ивана IV.

<. Мировая политическая система представлялась в Сред­ние века в виде империи со своей иерархией.

Царский титул в глазах русских означал, что наша пра­вославная держава стоит выше любого католического или | Протестантского — не истинно христианского, — королев-ггна и княжества. Грозный не стремился к мировой геге-■онии, но пренебрежительно отзывался о польских «вы-■Орных» королях, шведской династии, английской коро­ле НС.

. Легенда о царском происхождении подкреплялась леген-лой о царских регалиях. Пропитанному религиозным, мис­тическим символизмом сознанию средневекового человека Требовались вещественные доказательства. Доказательства (Икральности власти и персоны царя. Скрынников утверж­дает, что новые царские регалии были изготовлены при Грозном в художественных мастерских Кремля. Там же ИЫла перелицована и «шапка Мономаха». Снова, как и в Предыдущих главах, обращаемся мы к этой шапке. Нам важ­но знать истину - чтобы понять, как она препарировалась в Нужных целях.

Историю короны русских царей традиционно связыва-Нс историей «шапки золотой», принадлежавшей москов­ским князьям. Уже Иван Калита завещал наследнику парад­ные одежды («порты») - кафтан, расшитый жемчугом, и ■Папку золотую». Через несколько поколений московских йшзей Василий II завещал Ивану III крест Петра чудотвор-Ь и шайку, которую он почему-то золотой не назвал. Иван III благословил Василия III крестом Петра, но вообще ни слова не упомянул о «шапке». Завещание Василия III не



444


445


Особенности национального пиара


«...Божьим соизволением аз еемь царь»



сохранилось, но при этом известно, что короной ему слу­жила «шапка Мономаха». Австрийский посол сообщал, что она была нарядно убрана золотыми бляшками, которые извивались змейками. Вероятно, раньше ее украшали ка­кие-то подвески, которых теперь нет. Хранящаяся в Ору­жейной палате корона московских государей носит следы многократных переделок. Древнейшая ее часть состоит из восьми золотых пластин восточной работы, украшенных тончайшим узором.

Легенда о византийском происхождении царской коро­ны получила официальное признание именно при Иване IV. В своем завещании царь благословил наследника шапкой Мономаха, присланной византийским царем Константи­ном из Царьграда. В московской летописи, составленной при Грозном, повествуется, что царь греческий Констан­тин Мономах отправил в Киев русскому великому князю Владимиру Мономаху крест из животворящего древа и царский венец со своей головы - Мономахову шапку. Так­же в посылке была сердоликовая чаша, «из которой Ав­густ, царь римский, веселился», и какая-то золотая цепь, Владимир якобы был венчан этим венцом и стал зваться Мономахом, боговенчанным царем Великой Руси. Отто-

1 Эта златая цепь куда-то потом запропала. Возможно, перемести­лась в народные легенды и сказки, осев окончательно во вступлении к пушкинской поэме «Руслан и Людмила». Теперь по ней все ходит и днем и ночью кот ученый... А как красиво в духе новой мифологии можно было бы связать Мономахов дар со Знаком Президента Российской Фе­дерации! Согласно официальному описанию: «Цепь знака из золота, серебра и эмали состоит из 17 звеньев, 9 из которых - в виде изображе­ния Государственного герба России, 8 - в виде круглых розеток с деви­зом: "Польза, честь и слава"». Увы, связать это невозможно. На обо­ротной знака из золота, который представляет собой равноконечный крест с расширяющимися концами и накладным гербом России, есть год его изготовления - 1994.


л<\ заканчивается рассказ, тем царским венцом венчаются и»с великие князи.

г Понятно, что очередное обращение к теме шапки было |1ЫЗвано венчанием Ивана IV на царство, когда были приня­ты титулы царя и самодержца1. Получалось: значение мос­ковских государей основано на сложившемся еще в XII веке Совместном правлении греческих и русских самодержцев над ik'cm православным миром.

I Богоизбранность - вот он поистине неиссякаемый источ-пик харизматичности! Конституция - конечно, хорошо, но ■К-то надежнее президентскую клятву произносить над Евангелием.

Иванов С. В. (1864-1910). Семья

J*Ohh, как вы помните, были в ходу еще и при Иване III - но как бы в |Мде пробы и лишь в некоторых, преимущественно дипломатических йктих.



446


447


Особенности национального пиара Переписка Сталина и Власова

«Если же ты праведен и благочестив, почему не пожелал от меня, строптивого владыки, пострадать и заслужить ве­нец вечной жизни?» - писал Грозный беглому боярину Ан­дрею Курбскому. Фигасе заявочка! Царь пеняет князю, что тот, не желая, чтобы его «добровольно» казнили, убежал в Литву. Или Иван Васильевич неловко выразился? Да нет. Он приводит Кубскому в пример его слугу: «Как же ты не стыдишься раба своего Васьки Шибанова?».

КУРБСКИЙ Андрей (ок.1528-1583). Первый политический эмигрант на Руси. Сподвижник и военачальник Грозного взял и сбежал к польско­му королю. Вскоре он уже воевал против рус­ских. Родственников своих князь, конечно, по­губил. Как он сам писал, царь «матерь ми и жену и отрочка единого сына моего, в заточение за­творенных, троскою поморил; братию мою, еди-ноколенных княжат Ярославских, различными смертьми поморил». Троска — это кол или жердЬ| страшно даже представить, как это было.... Но не думать о том, что будет с его семьей, Андрей Курбский, сбегая, конечно, не мог. Однако «выбрал свободу»

Стременной Курбского Шибанов вынес за своего госпо­дина ужасные мучения, и за то был воспет Алексеем Кон­стантиновичем Толстым. Правда, героическая баллада Тол­стого «Шибанов молчал из пронзенной ноги» появилась три века спустя, а пока царь разражается уничижительно-па­тетическим пассажем: «Ты же не захотел сравняться с ним в благочестии: погубил не только свою душу, но и душу сво-| их предков. Ибо по Божьему изволению Бог отдал их души! под власть нашему деду, великому государю, и они, отдав ] свои души, служили до своей смерти и завещали вам, своим детям, служить детям и внукам нашего деда».


«...Божьим соизволением аз есмь царь»

Вот она, политическая концепция. Я пытаю и казню, но р тем самым исполняю волю Господню. А если ты уклоняешь­ся от пыток и казней, бежишь — то ты религиозный отступ-гИИк и еретик.

Выше мы говорили о том, что происходило в голове у Грозного. Вот это и происходило.

Переписка Грозного с Курбским (а точнее, Курбского с i Грозным, потому что первым написал бывший лучший, но ■Опальный князь) — один из самых ярких памятников лите­ратуры XVI века. К сожалению, в переводе на современный | русский язык во многом теряется страстность этих посла-иий и слишком уж выпуклым становится их юмор. И царь Иван, и князь Андрей были остры на язык$й, надо думать, | 90 времша, когда они были лучшими друзьями, немало ве-рвелили друг друга остротами.

Вот Курбский пишет про свой род: «И твоя царская вы-Ьота добре веси от летописцов руских, иже тое пленицы Вйяжата не обыкли тела своего ясти и крове братии своей [Нити, яко есть некоторым издавна обычай». В переводе тоже |дорово, но что-то не то: «И ты, великий царь, прекрасно jнаешь из летописей русских, что князья того рода не при-Щыкли тело собственное терзать и кровь братии своей \ЦМтъ, как у некоторых вошло в обычайщ$

Грозный по своим литературным талантам Курбскому ричуть не уступал. Ключевский, который, вообще-то, не лю­бил и не ценил этого государя, тут не может удержаться: ♦О чем бы он ни размышлял, он подгонял, подзадоривал спою мысль страстью. С помощью такого самовнушения он ВЫЛ способен разгорячить свою голову до отважных и вы-гмких помыслов, раскалить свою речь до блестящего крас­норечия, и тогда с его языка или из-под его пера, как от Горячего железа под молотком кузнеца, сыпались искры ЙЙСТрот, колкие насмешки, меткие словца, неожиданные обо­роты. Иван - один из лучших московских ораторов и писа-



448


11 С)еобенности национального пиара


449


Особенности национального пиара

телей XVI века, потому что это был самый раздраженный москвич того времени».

А «раздражение» откуда? От веры в свою исключитель­ность. От все той харизмы, понимаешь...

«Писание твое принято и прочитано внимательно, — отве­чал Грозный. - А так как змеиный яд ты спрятал под языком своим, поэтому, хотя письмо твое по замыслу твоему и напол­нено медом и сотами, но на вкус оно горше полыни; как ска­зал пророк: "Слова их мягче елея, но подобны они стрелам". Так ли привык ты, будучи христианином, служить христиан­скому государю? Так ли следует воздавать честь владыке, от Бога данному, как делаешь ты, изрыгая яд, подобно бесу?.. Что ты, собака, совершив такое злодейство, пишешь и жалуешься! Чему подобен твой совет, смердящий гнуснее кала?»

Его корреспонденту после эдаких словес оставалось пой ти намылить веревку - и повеситься. Но, конечно, целью Ива­на было не доведение до самоубийства своего бывшего сер­дечного друга, а ныне — заклятого врага. Но что именно?

1 «Писание твое принято и прочитано внимательно». «- Ваш роман прочитали, - заговорил Воланд, поворачиваясь к Мастеру». Правда,-по тональности похоже? Михаил Булгаков не мог не быть знакомым С перепиской Курбского и Грозного. В 1935 году на волне повышенного внимания к личности Ивана IV - при Сталине предпринималась попытка его реабилитации - он написал комедию «Иван Васильевич». Мы ее хорошо знаем по экранизации - фильму Леонида Гайдая «Иван Васи льевич меняет профессию». Фразы Грозного словно взяты из писем X1 Курбскому. «Ой, не лги! Царю лжешь! Не человечьим хотением, но Бо жиим соизволением царь есмь!» «Ловят? Как поймают, Якина на КОЛ посадить. Это первое дело...» «Бориса на царство?.. Так он, лукавыЙ| презлым заплатил царю за предобрейшее!.. Сам хотел царствоватил всем владети!.. Повинен смерти!» «Пес смердящий! Какое житие?! Тм посмотри на себя! О, зол муж! Дьявол научиши тя долгому спанию, пв сне зиянию, главоболию с похмелья и другим злостям неизмерным Я неисповедимым!..» Впрочем, последняя реплика во всенародно люби* мый фильм уже не вошла. Слишком сложно.


«...Божьим соизволением аз есмь царь»

С мотивами Курбского все ясно. Он не просто бежал от Жестокого тирана за границу, он перешел к врагу и потом достаточно успешно воевал против московитов. Это гене-' рил Власов XVI века, - такая же сложная фигура, только ||0Т кончил лучше Власова. Веревки избежал.» Еще и через сто лет польские хронисты считали преда­тельство Курбского большой удачей для короны: «Он был поистине великим человеком. Во-первых, великим по свое­му происхождению, ибо был в свойстве с московским кня-1ем Иоанном. Во-вторых, великим по должности, так как i был высшим военачальником в Московии. В-третьих, вели­ким по доблести, потому что одержал такое множество Побед. В-четвертых, великим по своей счастливой судьбе: Ведь его, изгнанника и беглеца, с такими почестями принял король Август. Он обладал и великим умом, ибо за корот­кое время, будучи уже в преклонных годах, выучиЭД*1Шоро-Левстве латинский язык, с которым дотоле бьщнезнаком». I Перебежчиков на Западе всегда использовали во все дыры. Еще в недавние советские времена свободолюбивые •мигранты-интеллектуалы довольно быстро оказывались на государственной службе в «Голосе Америки» или «Радио Ввобода». Может, Курбский и сам хотел написать царю, но то, что ему подсказали это сделать, - точно. Почему-то в литературе никогда не обсуждалась возможность, что над Письмами Грозному (да и над собственными эпистолами цпря) работал не один человек, а целый авторский коллек­тив. И целью было не позлить самодержца, а обеспечить

' Характеристика из книги Симона Окольского «Orbis Poloni» (•Польский мир»), вышедшей в 1641 году в Кракове.

[' Это, кстати, тема для докторской. Наиболее значительным сочи­нением Курбского считается памфлет «История о великом князе Мос-кшн'ком», собравший всю аргументацию из его писем. Существует мне­ние» что он написан во время бескоролевья в Речи Посполитой с целью



450


И


451


Особенности национального пиара

распространение копий этих посланий среди избранной публики - за рубежом и, по возможности, в России. Это же такой лакомый кусочек для внешнеполитической пропаган­ды! Ближайший соратник, т. е. источник, заслуживающий полного доверия, обличает свМго недавнего патрона во всех смертных грехах. О грехах - чуть ниже.

Курбский отправил три письма, Грозный - два. Зачем Ива­ну было ввязываться в переписку? Как ни странно, истинные адресаты его посланий были те же, что у Курбского. А имен­но, зарубежные элиты и элита собственная, московская. Уж если его избранным подданным попадет письмо диссидента, то и до ответа они доберутся. Кстати, Грозный не мог видеть ничего дурного в том, что с его собственными письмами ознакомятся в его собственном государстве. Царь в таком эпистолярном формате высказывался по принципиальным вопросам. Он ни на миг не сомневался, что Курбский будет показывать отправленные ему из Москвы послания своим но­вым хозяевам. «Врагу христианства», как их мимоходом пнул царь в одном из двух своих писем.

Бывшие друзья хорошо знали друг друга, и если Иван хотел довести Андрея до петли, то тот его, похоже, — до инсульта. «Широковещательное и многошумное послание твое получил, - писал Курбский, дождавшись ответа от! царя. — И понял, и уразумел, что оно от неукротимого гне­ва с ядовитыми словами изрыгнуто. Таковое бы не только царю, столь великому и во вселенной прославленному, но и простому бедному воину не подобает, а особенно потому | что из многих священных книг нахватано, как видно, col многой яростью и злобой, не строчками и не стихами, а

дискредитировать претендовавшего на польскую корону русского царя. Есть также предположение, что это сочинение было просто подписащ именем Курбского — как наиболее авторитетного на тот момент на За«паде кремленолога.


«...Божьим соизволением аз есмь царь»

Сверх меры многословно и пустозвонно, целыми книгами, [Иеремиями, целыми посланиями!»

Между прочим, несмотря на кажущуюся импульсивность!|Тих посланий и несмотря на то, что было всего пять писем, История с ними длилась годами. Это была своего рода шах­матная партия, которую играли по переписке. Каждое сло-10 взвешивалось. При этом соперники обвиняли друг друга т пустозвонстве. Лучшие наши историки чувствовали, что |десь что-то не то.

«Какая хаотическая память, набитая набором всякой вся-чины, подумаешь, перелистав это послание. Но вникните Пристальнее в этот пенистый поток текстов, размышлений, ■Оспоминаний, лирических отступлений, и вы без труда уло-■ите основную мысль, которая красной нитью проходит по 1Сем этим, видимо, столь нестройным страницам», — отме­чал Ключевский касательно писем Грозного. Это мысль «о цп рекой власти, о ее божественном происхождении, о го­сударственном порядке, об отношениях к советникам и под-лшшым, о гибельных следствиях разновластия и безнача­лии. Несть власти, аще не от Бога».

|* У Грозного своя логика — логика харизмы и изначальной собственной абсолютной правоты. Но там, где это возмож­но, он использует и вполне понятные нам, обычным смерт­ным контрпропагандистам аргументы. Европа XVI века... Мнропа, в которую бежал Курбский, захлебывалась в кро-iiii религиозных войн. Ну так нате, откушайте. I «Кровью же никакой мы церковных порогов не обагряли; Иучеников за веру у нас нет. А как в других странах сам уви­дишь, как там карают злодеев - не по-здешнему! Это вы по I'поему злобесному нраву решили любить изменников; а в Других странах изменников не любят и казнят их и тем ук­репляют власть свою. А мук, гонений и различных казней мы НИ для кого не придумывали: если же ты говоришь о измен­никах и чародеях, так ведь таких собак везде казнят...»



452


453


Особенности национального пиара

В общем, слова Грозного даже не требуют комментариев. Ясно, что это написано совсем не для князя Андрея.

Но и лично для него у царя найдется доброе слово: «Если бы не наше милосердие к тебе, если бы, как ты писал в сво­ем злобесном письме, подвергался ты гонению, тебе не уда­лось бы убежать к нашему недругу. Не думай, что я слабо­умен или неразумный младенец, как нагло утверждали ваши начальники, поп Сильвестр и Алексей Адашев. И не надей-

АДАШЕВ Алексей (?-1561). Думный дворянин, окольничий, постельничий... Его значение при дворе молодого Ивана Грозного примерно соот­ветствовало нынешнему положению главы крем­левской администрации. В те времена, правда, Ад­министрация Президента называлась двумя рус­скими словами: «Челобитный Приказ». А еще Адашеу^был хранителем личной кассы (казны) государя, распоряжался его печатью «для скорых и тайных дел», переписывал летописи... В общем, человек супервлиятельный, идеолог уровня Сус­лова при Брежневе и администратор уровня Ста­лина в постленинском ЦК одновременно. Одна­ко кончил плохо - умер в опале (и своей ли смер­тью?). Вероятно, дело тут в неких негласных за­конах авторитарных режимов.

Ведь и к начинал.

концу правления Сталина не осталось в живых почти никого, с кем он

И Гитлер тоже переколошматил первых нацистов

СИЛЬВЕСТР (умер до 1577). Священник Бла­говещенского собора Кремля, при молодом Ива­не Грозном выдвинулся в политические деятели. На пару с Адашевым вертел всей державой, а мо­жет, и самим царем. А умер тоже в опале, где-то в северных монастырях (причины - см. АДА­ШЕВ). Несмотря на свою репутацию реформа­тора, именно Сильвестр написал «Домострой», Книжка эта по-прежнему.считается одиозной, антифеминистской и мракобесной, что, правда, совершенно не соответствует ее истинному со­держанию.

Но у кого есть время сегодня читать книги, те^ более на старославянском?


«...Божьим соизволением аз есмь царь»

f Тесь запугать меня, как пугают детей и как прежде обманы-ипли меня с попом Сильвестром и Алексеем благодаря сво­ей хитрости, и не надейтесь, что и теперь это вам удастся». Сильвестр и Адашев - это двое из ближнего круга Гроз­ного в начальный период его правления, с которыми, в об­ход Боярской думы, он и планировал свои реформы и воен­ные кампании. Курбский назвал в своих письмах этот тай­ный совет (он и сам туда входил), Избранной радой — и на-•вание закрепилось за ним в исторической литературе. Кстати, это довольно странно: слово «рада» в русском языке 'фого времени не встречается, перебежчик использовал Польский термин. Другой, менее известный термин, пришед- (Ший из его публицистики, - Святорусское государство, как ОИ называл царство Грозного по аналогии со Святоримс-кой империей Габсбургов.

^ На фоне святорусскости особенно жестко ставится воп­рос о главном грехе государя — а о грехах мы обещали рас-4бказать. Причем о первейшем из них Курбский сообщает в Первых же строчках своего первого письма.

«Царю, богом препрославленному и среди православных нссх светлее являвшемуся, ныне же — за грехи наши — став­шему супротивным (пусть разумеет разумеющий)».

Разумеем: Курбский бросает царю обвинение, которое Ие посмел произнести вслух ни один из подданных Ивана Грозного, - обвинение в антихристианском поведении. ■Упреки Курбского заключали страшную угрозу трону, — ■Тмечает профессор Скрынников. — Присяга царю, всту­пившему в союз с Антихристом, утрачивала законную ЙИлу. Всяк пострадавший в борьбе с троном превращался Вмученика, а пролитая им кровь становилась святой. Пред­сказания Курбского носили почти апокалиптический ха­рактер».

Апокалипсис, напомним, тогда был актуальной темой... Конца света ждали вполне серьезно, и в скором времени.



454


455


Особенности национального пиара

Между вторым щгретьим посланиями Курбский успел на­писать памфлет «История о великом князе Московском», где назвал богоизбранность великокняжеской династии Калитичей1 мифом (если это, конечно, он сам написал). Чего еще от него было ждать!

«Задавшись целью объяснить состояние дел в Святорус­ской державе, он заявил, что династия была осквернена гре­хом в тот момент, когда князь Василий III, отец нынешнего государя, развелся с первой женой Соломонией и вступил в брак с Еленой Глинской, - пишет Каравашкин. - Царь Иван рожден от блуда, бесовские силы выбирают его сво­им орудием - к таким выводам Курбский пришел в «Исто­рии».

Вот так. Не святой сидит на троне, а рожденный от блуд­ницы. Репутация матери и для современного человека важ­на... Очень болезненное обвинение: «шлюхин сын». А ведь Антихрист должен родиться именно от блудницы, бесчест­ной женщины. Курбский Грозного не просто обругал, не просто ткнул ему в облегченное поведение Елены Глин­ской, а чуть не прямо обозвал бесом, чуть ли не Антихрис­том на престоле.

В третьем послании он продолжил атаку на династию. Ударил по всем болевым точкам не столько самого Грозно­го, сколько всей правящей ветви Рюриковичей.

«Кровь братии своей пить у некоторых вошло в обычай: ибо первый дерзнул так сделать Юрий Московский, буду­чи в Орде, выступив против святого великого князя Михаи­ла Тверского2, а потом и прочие, чьи дела еще свежи в па­мяти и были на наших глазах!»


«...Божьим соизволением аз есмь царь»

Наконец, как пишет Скрынников, «Курбский во всеус­лышание объявил, что в окружении царя уже появился Ан­тихрист, подучивший царя лить боярскую кровь». Им был назван герой войны с Казанским царством Алексей Басма-I к >it. И уже до кучи его сына Курбский назвал интимным фаворитом Ивана IV - любовником царя1.

Непоследовательно, пожалуй... Непонятно становится, кто тут Антихрист: Басманов или сам Иван Грозный, сын Шлюхи и порождение бесов? Но сам по себе гомосексуа­лизм был для православного делом бесовским. Опять же -(Обвинение не только в гадости, а в религиозном отступни­честве.

Гомосексуальная связь государя с сыном Антихриста -Такое, пожалуй, крутовато даже для остроумного спектак­ля про профессию политтехнолога. Конечно, я имею в виду ♦День выборов». Выборы, выборы, кандидаты - п..ры...

Ну а в своих ответах Грозный, что для него вообще ха­рактерно, не мелочился, а твердо держался линии апосто­ле Павла, снова и снова цитируя его слова из послания рим-шшам: «Ибо нет власти, что не от Бога». Царь поставлен Йогом и только ему подсуден, подданные не могут тягаться О -ним даже на Божьем суде. «За что ты бьешь нас, верных СЛуг своих?» - спрашивает князь Курбский. «Нет, - отве­чает ему царь Иван, — русские самодержцы изначала сами ^Ладеют своими царствами, а не бояре и не вельможи». В такой простейшей форме можно выразить сущность зна­менитой переписки, считает Ключевский. Эти двое словно иг слышат друг друга, но при этом прекрасно друг друга Понимают.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: