Особенности дирижерского жеста

1. Характеристика дирижерских жестов

В дирижировании данного произведения наиболее уместным представляется среднее положение дирижерской плоскости. Оно может изменяться как в сторону понижения в моменты динамических кульминаций, так и повышения в кодовом разделе, характеризующемся просветлением музыкальной сферы сочинения.

Характер жеста также видоизменяется от плавного, присущего штриху legato, до несколько маркатированного, рубленного в моменты туттийного звучания всей исполнительской массы (т.т.29, 33) и показа sf в тактах 37, 38. Форма кисти при этом и в первом и во втором случае должна оставаться прикрытой, "куполообразной". Небольшое раскрытие кисти уместно лишь при дирижировании заключительных тактов (т.т.48 – 52), где основное внимание сосредотачивается на линии "воспаряющего" оркестрового подголоска.

2. Виды ауфтактов

Используемые в дирижировании партитуры ауфтакты можно разделить на две группы. Это – ауфтакты, направленные на подготовку звучания, и ауфтакты, подготавливающие снятие звучания.

В первой группе используются в основном полные ауфтакты к первой, реже ко второй доле. По своему характеру они связаны со звучащим материалом, и поэтому, например, туттийные аккорды (т.т.29, 33) должны предваряться задержанным ауфтактом для более четкого и одновременного произношения всем хором начальных звуков.

Для снятий в конце фраз используются комбинированные ауфтакты, так как концы и начала соседних фраз в этом произведении, как правило, связаны.

Особый интерес представляет соединение в единой дирижерской схеме партии солиста и сопровождения. В большинстве случаев показ "колокольных" оркестровых аккордов происходит при помощи небольшой акцентированной задержки ауфтакта. Следующий же за ним ауфтакт, обращенный к солисту (т.т.7, 41, 45, 47), должен быть более мягким, спокойным.

3. Дирижирование фермат и пауз

Автором не предусмотрены в произведении какие-либо ферматы. Однако в последнем такте (т.52) возможна некоторая остановка звучания. В этом случае будет использована снимаемая фермата. Во время звучания ферматы должен продолжаться процесс morendo, руки дирижера при этом постепенно опускаются.

Что касается дирижирования пауз, то необходимо отметить что, несмотря на их наличие в партии хора, сопровождение при этом отличается сплошным, не разделенным ими звучанием. Исходя из этого, показ пауз в партиях хора и солиста никогда не должен становиться простым отсчетом пустых долей, но активным, обращенным к мелодическим и фактурным особенностям оркестрового сопровождения жестом.

4. Особенности дирижирования метрических и ритмических структур

Как уже говорилось ранее, метрическая структура сочинения выражена размером 6/4. Из авторского обозначения метронома (80) следует то, что за счетную долю необходимо взять "четверть". Исходя из этого, схема тактирования в произведении будет шестидольной.

Так как метрическая организация партитуры стабильна, то и схема тактирования останется неизменной. Нет смысла ее менять и в такте 27, где в партии басов возникает ощущение трехдольного метра, связанное с введением синкопы.

Во многих фрагментах сочинения необходимо активно показывать первую и четвертую доли при более пассивных движениях остальных, слабых долей такта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: