Информационное обеспечение внешней политики


Большое внимание уделялось вопросам информационного обеспечения внешней политики России, активизации информационной работы с российским и зарубежным общественным мнениемпо важнейшим направлениям внутреннего развития и внешней политики страны. Усилия в этой области были нацелены на формирование объективного восприятия нашей страны за рубежом.
В этих целях МИД России координировал свои действия с Управлением пресс-службы и информации Президента России, соответствующими структурными подразделениями Правительства, федеральных ведомств, субъектов федерации. Министерство тесно сотрудничало с российскими информагентствами, телерадиоканалами и прессой.
Продолжалось конструктивное взаимодействие с «Российской газетой», где на постоянной основе в широком формате излагались российские подходы к важнейшим международным проблемам. Запущен и успешно функционирует проект «Russia beyond the headlines» – приложение к ведущим изданиям крупнейших стран мира. На ленте «Интерфакса» действовала рубрика «МИД России. Факты и комментарии».
Подтвердили свою эффективность еженедельные брифинги для СМИ, которые с середины года проводятся в более частом режиме. Стали традиционными встречи с журналистами заместителей Министра, руководителей департаментов. В Пресс-центре МИД России проведено 23 различных мероприятия (пресс-конференции, брифинги, презентации российских регионов).
Проводилась работа по распространению официальных материалов по внешнеполитической проблематике. Выпущено 1988 документов, из них 162 выступления, стенограммы и интервью Министра, 67 выступлений, ответов и интервью заместителей Министра, 26 заявлений МИД и официального представителя, 92 комментария МИД и официального представителя, 54 интервью официального представителя, 101 ответ официального представителя, 27 совместных коммюнике и сообщений для СМИ, 1278 сообщений для СМИ. В течение года на веб-сайт МИД заходит около 1 млн. посетителей (более половины из них – зарубежные). Существенная отдача в информационной сфере была достигнута в результате проведения регулярных брифингов в режиме «бэкграунда» для российских СМИ.
Увеличивалась доля публикаций, посвященных дипломатической деятельности России, по сравнению с общим количеством материалов по международной тематике.
Другим компонентом информационной работы Министерства являлся ежедневный мониторинг российских и зарубежных СМИ.
Стали шире практиковаться выступления руководства МИД в СМИ, ориентированных на соотечественников и посвященных патриотическому воспитанию и благотворительной деятельности (журнал «Солдаты России», газеты «Голос Родины», «Пока не поздно», русскоязычное латвийское радио «MIX FM»).
Развивалось взаимодействие с электронными СМИ, в первую очередь с телевидением. Продолжалась практика участия Министра иностранных дел в авторских программах различных телеканалов. Получило дальнейшее развитие взаимодействие с иноязычными телеканалами «Russia Today» и «Русия
аль-Яум», на презентации которых в Нью-Йорке (сентябрь) председательствовал С.В.Лавров.
Велась работа по расширению нашего информационного присутствия за рубежом, оказывалось содействие развитию вещания отечественного телевидения и радио за границей, в том числе в плане перехода радиостанции «Голос России» на цифровое вещание. В связи с кодированием сигнала российских государственных телеканалов предпринимались меры по обеспечению приема их программ в росзагранучреждениях.
Важным направлением работы оставалось сохранение и расширение информационного пространства в рамках СНГ. К настоящему моменту со странами СНГ создана договорно-правовая база, определяющая важнейшие аспекты сотрудничества в области информации, функционирования СМИ и издательской деятельности. Однако имеются и проблемы. Речь идет, прежде всего, о намерении Азербайджана прекратить распространение программ российского телевидения на своей территории. Имеются сложности с вещанием российских телеканалов в Туркмении, Молдавии, Белоруссии, Узбекистане и на Украине.


ИСТОРИКО-АРХИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Историко-архивная деятельность была подчинена обеспечению практических нужд Министерства и загранучреждений. Приоритетное внимание уделялось работе по противодействию попыткам фальсификации новейшей истории, в особенности периода Второй мировой войны и послевоенного развития. В этих целях были предприняты шаги по активизации деятельности двусторонних комиссий историков с рядом стран, развитию связей с российским и зарубежным научно-экспертным и архивным сообществом, включая участие в десяти различных научно-практических конференциях в России и за рубежом, проведение консультаций по вопросам архивного сотрудничества с внешнеполитическими ведомствами шести стран.
Особое внимание уделялось вопросам историко-документального сопровождения визитов и встреч на высшем и высоком уровне. Копии документов из архива Министерства были предоставлены в связи с визитами Президента России в Саудовскую Аравию, Люксембург, Министра иностранных дел – в Японию, Парагвай, Латвию, королевы Таиланда в Россию. В ходе визита делегации правительства Москвы во главе с Ю.М.Лужковым земле Баден-Вюртемберг (Германия) были переданы в дар копии-муляжи документов XVIII века.
Активизировались усилия по информационной подпитке деятельности Министерства. На основе архивной документации подготовлено свыше 30 информационно-аналитических материалов по международной проблематике. Утверждению исторической правды о внешней политике и дипломатии России послужили опубликованные в СМИ 10 материалов историко-документального характера. В этих же целях оказано содействие созданию документального телецикла «Иностранное дело», других телевизионных сюжетов о российской дипслужбе, проведению целого ряда мероприятий в рамках проектов Центра национальной славы под эгидой «Служение Отечеству: события и имена».
Распространению правдивой исторической информации способствовали подготовленные и направленные в загранучреждения 63 историко-документальных выставки, а также организация 15 выставок, посвященных юбилейным и памятным датам. Министерство приняло участие в семи выставках по линии Росархива и других организаций, в том числе Государственного Исторического музея, Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Музея истории Москвы.
В интересах решения практических задач Министерства использовались взаимодействие с Федеральным архивным агентством, государственными и ведомственными архивами, партнерские связи с рядом академических институтов и исследовательских центров.
Существенным подспорьем в плане закрепления в общественном сознании в России и за рубежом объективного образа нашей страны и ее внешней политики стала издательская деятельность. На основе утвержденного руководством Министерства соответствующего плана на
2005-2009 гг. выпущен сборник «Внешняя политика России. 2001 год», переданы в издательство очередные тома этой серии за 2002 и 2003 годы. Продолжалась работа над XXV томом серийного издания «Документы внешней политики» за 1942 год.
Результативным было сотрудничество на издательском направлении с зарубежными партнерами. Вышел в свет подготовленный совместно с Госдепартаментом США и приуроченный к 200-летию установления дипотношений между двумя странами первый том документального издания «Советско-американские отношения. Годы разрядки. 1969-1976». Издан первый том двустороннего сборника «Россия - Португалия: XVIII – началоXX века». Продолжалась работа над издательскими проектами с девятью другими странами.
Министерство участвовало в работе по подготовке к изданию переписки первого Президента России Б.Н.Ельцина, внесло ощутимый вклад в работу по обеспечению деятельности Оргкомитета по созданию Президентской библиотеки им. Б.Н.Ельцина.
Возрос объем работы Центральной научной библиотеки (ЦНБ) и Справочно-информационного центра. Во исполнение поручения Правительства России был подготовлен ряд материалов к концепции программы развития библиотечного дела в нашей стране до 2015 года.
Большой интенсивностью и растущим объемом характеризовалась деятельность непосредственно архива Министерства. Значительно возросло количество архивных дел, принятых на государственное хранение (2006 год – 7049, 2007 год – 17389). Кропотливой работы потребовали свыше 6 тыс. разноплановых обращений, число которых неуклонно растет. С большой отдачей действовали читальные залы архивных отделов.
Продолжалась работа по переводу на открытый режим хранения архивных материалов МИД России (в научно-исследовательский оборот введено 887 рассекреченных дел), других государственных и ведомственных архивов в рамках плановой деятельности Межведомственной комиссии по защите гостайны.
В целях оптимизации делопроизводства подготовлен и утвержден приказом Министра обновленный «Единый классификатор документов МИД России».
Совместно с РЗУ продолжалось содействие Минкультуры и Росархиву в сфере реституции архивных документов и возвращения в Россию материалов Россики, благодаря чему на Родину были возвращены материалы Кубанского казачьего войска, полученные из музея Кубанского казачества в Хауэлле (штат Нью-Джерси) и личного архива проживавшего в Варне российского эмигранта А.Ф.Федотова.
Продолжалась плановая работа по модернизации архивов, реализации проекта создания «Электронного архива МИД России». В завершающей стадии находится внедрение «Электронной библиотеки» ЦНБ.


ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЗАГРАНУЧРЕЖДЕНИЙ


Гибель российских специалистов в Алжире, захват в заложники граждан России в Нигерии, постоянные угрозы в адрес наших дипломатических миссий в Афганистане, Ираке, Косово и другие инциденты свидетельствуют о нарастании угроз в отношении российских загранучреждений, компаний и физических лиц за рубежом.
В этих условиях вопросы организации и совершенствования инженерно-технической, физической и специальной защиты приобретали особую актуальность, став одной из составляющих обеспечения национальной безопасности и неотъемлемым условием проведения внешнеполитического курса России.
В июне Правительство Российской Федерации утвердило разработанную МИД России совместно с СВР России, ФСБ России и Минобороны России «Концепцию обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации за рубежом с учетом угроз терроризма».
На уровне заместителей руководителей министерств и ведомств на регулярной основе проводились заседания Межведомственной рабочей группы по вопросам обеспечения безопасности российских учреждений за рубежом.
Ключевыми элементами в системе обеспечения безопасности призваны стать создаваемый Ситуационно-кризисный центр МИД России и завершающие формирование в загранучреждениях кризисные штабы в соответствии с решением Федерального оперативного штаба Национального антитеррористического комитета от 3 июля.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: