Применение этого метода наиболее эффективно для слабоармированных конструкций - фундаментов, колонн, стен и перегородок, плоских покрытий и бетонных подготовок.
Электродный прогрев монолитных конструкций может быть совмещен с другими способами интенсификации твердения бетона, например с предварительным прогревом бетонной смеси и с использованием различных химических добавок.
№73. Технология выдерживания бетона методом предварительного электроразогрева бетонной смеси в зимних условиях.
Суть метода заключается в том, что бетонную смесь перед укладкой в опалубку в течении 5…15 минут интенсивно разогревают до 70…90С в специальных бадьях, оснащенных электродами, или в кузовах автомобилей с помощью пропускной гребенки электродов, сразу укладывают в неутепленную или малоутепленную опалубку и уплотняют до начала схватывания смеси без дальнейшего обогрева (в отдельных случаях при сильных морозах или в конструкциях с повышенным модулем поверхности электроразогрев бетонной смеси может сочетаться с дополнительным обогревом). Разогрев бетонной смеси производится в бункерах емкостью 0,7—2 м3 при напряжении электрического тока до 380 в с помощью пластинчатых электродов, изолированных от корпуса бункера. Бункер изготавливается сварным из листовой стали 4— 8 мм. Электроды могут быть стационарными или опускными. В качестве изолирующих материалов применяют резину, текстолит, стеклопластик и др. В целях нормальной организации, технологического процесса и соблюдения требований техники безопасности бункера устанавливают на специальной площадке размером 6,5X6 м, огражденной щитами высотой 1,9—1,7 м из металлической сетки.
|
|
Недостатки применяемых способов электроразогрева бетона:
- невозможность получить прочность бетона выше 50% от R.з.д, т.к. электричество проходит между электродами через влажный бетон и при его высыхании прогрев прекращается
- вероятность пересушивания бетона в электродных зонах
- увеличенный расход арматурной стали.
№74. Технология выдерживания бетона с применением греющей опалубки.
Греющую опалубку широко используют для прогрева горизонтальных и вертикальных поверхностей тонкостенной конструкции. Выполнена эта опалубка в виде металлических утеплённых щитов, в которые вмонтированы электрические нагреватели из кабеля, тканые, латунные или токопроводящие графитовые сетки, трубчатые электронагреватели и др.
В настоящее время получили широкое распространение различные конструкции крупнощитовых и объемно-переставных опалубок с формующими поверхностями в термоактивном исполнении.
|
|
Термоактивная опалубка работает от электрического тока напряжением 40…121 и 220В, ориентировочный расход электроэнергии на 1 м3 прогреваемого бетона 100…160 кВт ч.
При использовании термоактивной опалубки температура бетонной смеси в момент укладки не должна быть ниже +5С. Прогрев ведут в зависимости от модуля поверхности при 35…60С со скоростью подъема температуры 5…10С/ч.
Для уменьшения теплопотерь и создания в прогреваемой зоне режима пропаривания бетонируемые участки конструкций в процессе прогрева рекомендуется укрывать полиэтиленовой плёнкой, брезентом или рубероидом. Это же рекомендуется и после снятия термоактивной опалубки, чтобы исключить резкое охлаждение бетона и появление трещин в результате температурных напряжений.
Стыки и другие участки ж.б. конструкций, где применение термоактивной опалубки неудобно, а прогрев электродами может привести к пересушиванию бетона, прогревают другими способами.
№75. Метод индукционного прогрева бетона в зимних условиях.
этот способ нагрева основан на использовании тепла, выделяемого от прохождения вихревых токов в металлической опалубке и арматуре нагреваемой конструкции, находящихся в электромагнитном поле индуктора (многовитковой катушки), через который пропускают переменный ток промышленной частоты напряжением 36—126 В. Тепло от арматуры и металлической опалубки передается бетону и нагревает его.
Индукционный нагрев применяют в основном для термообработки бетона конструкций небольшого сечения: колонн, ригелей, балок, элементов разных конструкций; стыков конструкций; сооружений, возводимых в скользящей, подъемно-переставной и катучей опалубках.
В зависимости от вида и конструктивных особенностей железобетонных конструкций термообработка их индукционным нагревом может осуществляться двумя принципиально отличающимися способами: по схеме индуктивной катушки с железом и по схеме трансформатора с сердечником.
Более широко применяется схема индуктивной катушки с железом. При такой схеме обмотку устраивают из изолированных проводов с медной или алюминиевой жилой марок ПРГ и АПРГ, наматываемых на деревянные шаблоны, установленные на наружных гранях конструкции. Обмотку присоединяют к трансформатору. Прогреваемая конструкция находится в полости индукционной обмотки, выполненной в виде цилиндрического или прямоугольного соленоида. Тепло выделяется стальной опалубкой или арматурой, направление которой совпадает с осью соленоида. По достижении бетоном расчетной температуры напряжение либо отключают, и бетон выдерживают методом «термоса», либо переходят на изотермическое выдерживание. Достоинствами метода индукционного нагрева являются: равномерность нагрева конструкций по длине и сечению; возможность предварительного отогрева арматуры и металлической опалубки (до укладки бетонной смеси в опалубку) без привлечения дополнительных источников тепла; исключение бросовых расходов металла (на электроды).
№76. Конвективный метод прогрева бетона в зимних условиях.
При конвективном способепередача тепла от искусственных источников нагреваемым объектам (опалубке или бетону) происходит через воздушную среду путем конвекции.
Схема конвективного нагрева монолитных конструкций:
1 — забетонированная стена; 2 — электропушка (электрокалорифер); 3 — опалубка; 4 — теплоизоляция; 5 — направление теплового потока вдоль стены; 6 — инвентарный полог из брезента; 7 — нагреваемая воздушная среда; 8 — принудительная конвекция
Технология реализуется в замкнутых контурах с применением технических средств (электрокалориферов, газовых конвекторов и пр.), преобразующих различные энергоносители (электроэнергия, газ, жидкое или сухое топливо, пар и пр.) в тепловую энергию. Метод применим для прогрева тонкостенных стеновых конструкций и перекрытий. Достоинства конвективного метода — незначительная трудоемкость работ и замкнутое пространство вокруг прогреваемой конструкции посредством инвентарных ограждений и пологов, например, из брезента. Недостатки: значительные потери тепловой энергии на нагрев посторонних предметов и воздуха, большая продолжительность цикла обогрева (3...7 сут) и, как следствие, высокий показатель удельного расхода энергии (свыше 150 кВт · ч на прогревание 1м3 бетона).
|
|
№77. Комбинированные методы зимнего бетонирования. Их сущность.
представляют собой сочетание двух или более традиционных способов, например, термос + применение бетонов с противоморозными добавками, электропрогрев или обогрев в греющей опалубке бетонов, содержащих противоморозные добавки, электротермообработка бетона в тепляках и др. Т.к. каждый из способов имеет свои недостатки рациональным решением может служить применение комбинированных методов. Это позволяет повысить эффективность ведения бктонных работ в химнее время. Например, эффективность комбинированного метода, в сравнении с чисто электрическим, выражается в:сокращении расхода электроэнергии и величины необходимой электрической мощности в 2-3 раза; уменьшении затрат на энергоносители в 1,5-2 раза; снижении трудоёмкости процесса.
№78. Режимы тепловой обработки бетона с применением греющей опалубки.
Тепловая обработка бетона с применением греющей опалубки это метод «термоса».
Метод «термоса» является безобогревным методом. Он заключается в том, что бетон с заданной начальной положительной температурой укладывают в утепленную опалубку. За счет тепла, внесенного в бетон, и тепла, выделенного цементом в процессе гидратации (явление экзотермии), бетон набирает заданную прочность до того момента, когда температура в какой-либо части забетонированной конструкции снизится до 0°С.
Чем бетонируемая конструкция массивнее и, следовательно, чем меньше площади ее охлаждаемых поверхностей, тем эффективнее метод «термоса».
|
|
Степень массивности бетонной или железобетонной конструкции характеризуется модулем поверхности, который представляет.собой отношение суммарной площади охлаждаемых поверхностей конструкции к ее объему:Mетод «термоса» наиболее эффективен для конструкции с модулем поверхности меньше 6
Эффективность метода «термоса» в значительной мере зависит от температуры •бетона в момент его укладки в опалубку. Во избежание потери подвижности температура бетона при. выходе из бетоносмесительной машины не должна превышать 35...45°С. В процессе перевозки и укладки смеси при температуре ниже -20°С бетонная смесь остывает на 15...20°С.
Режимы метода термоса:
Метод «термоса» заключается в том, что бетонную смесь с температурой 15-30ºС укладывают в утепленную опалубку. За время остывания бетон конструкции успевает набрать заданную прочность. Модификации метода «термоса» позволяют расширить область его применения.
Метод «горячего термоса» заключается в кратковременном разогреве бетонной смеси до температуры 60-80ºС, уплотнении ее в горячем состоянии и выдерживании термосном или с дополнительным обогревом.
«Термос с добавками-ускорителями» осуществляется введением в бетон незначительного количества химических веществ (хлористый кальций, поташ, нитрат натрия и др.), ускоряющих процесс твердения бетона и снижающих температуру замерзания.
№79. Способы возведения заглубденных сооружений. Их сущность.
Метод «стена в грунте» применим в любых нескальных грунтах и при любых соотношениях плановых размеров сооружения и его глубины.
Эффективность применения метода опускного колодца являются грунты, исключающие возможность суффозии – массового выноса грунта внутрь опускаемого колодца, и ограничение плановых размеров (менее глубины), что снижает вероятность перекосов колодца при погружении.
Выбор метода диктуется конструкцией сооружения и грунтовыми условиями.