Сантин-но-ката – мощный медитативный комплекс, который позволяет развить силу и овладеть фундаментальными навыками, необходимыми для борьбы (правильно сгруппированные тело и живот, концентрация, расслабление, координированное дыхание и др.). Текст ката очень прост, техника ограничена цуки (производные варианты – какэ-цуки, моротэ-нукитэ) и блоками, выполняемыми изнутри (ути-укэ, моротэ-ути-укэ), а также завершающими двумя круговыми блоками (маэ-маваси-укэ). Главная трудность состоит в качественном выполнении комплекса.
Все перемещения в сантин-дати быстрые. Основные технические действия выполняются медленно с концентрацией на выдох (Ибуки длится 5 счетов, завершая сильным дожиманием остатка воздуха). Исключение составляют два круговых блока, которые выполняются быстро, и только после отвода рук под грудь на вдох моротэ-сётэй-ути выполняются с Ибуки. Все вдохи умеренно быстрые (рефлекторные). Блок ути-укэ на поворотах выполняется на вдох.
Раскладка ката на 20 счетов более условна, чем в скоростных ката. Так, первый выход в пр. сантин-дати выполняется без счета, но он входит в основной текст ката. Последние два круговых блока выполняются на один счет. Таким образом, 20 счетов, организующих выполнение ката – это лишь начальное подспорье на этапе освоения текста Сантин-но-ката.
Без счета: выхода пр. сантин-дати с моротэ-ути-укэ с Ибуки (фото 61-63).
1. В пр. сантин-дати отвод лев. кулака под грудь - вдох на 4 счета (фото 64). С Ибуки лев. тюдан гяку-цуки (фото 65). | 2. Вдох. С Ибуки лев. ути-укэ (фото 66). | ||
3-4. Шаг в лев. сантин-дати с зеркально-симметричным выполнением пп. 1-2 (фото 67-70). | |||
5. Шаг в пр. сантин-дати с отводом лев. кулака под грудь – вдох (фото 71-72). С Ибуки лев. кахэ-цуки под пр. локоть (фото 73). | 6. Быстрый поворот влево на 180 (назад по ЦО) в лев. сантин-дати с лев. ути-укэ (фото 74-75). | ||
С Ибуки пр. тюдан гяку-цуки (фото 76). | 7. Вдох. С Ибуки пр. ути-укэ (фото 77). | 8. Повторение (с ориентацией назад по ЦО) п.5 (фото 78-80). | |
9-10. Быстрый поворот влево на 180 (вперед по ЦО) в лее. сантин-дати с повторением пп. 6-7 (фото 81-84). | |||
11-12. Шаг в пр. сантин-дати с повторением пп.1-2(фото 85-88). | |||
13. Отвод пр. кулака под грудь – вдох (фото 89). С Ибуки пр. тюдан ой-цуки (фото 90). | 14. Вдох. С Ибуки пр. ути-укэ (фото 91). | ||
15-16. Повторение пп. 1-2 (фото 92-94). | |||
17. Имитация быстрого двойного обратного захвата за воротник с натягом кулаков под грудь - вдох (фото 95-96). С Ибуки моротэ-тюдан-ёхон-нукитэ (фото 97). | 18. Повторение п.17 (фото 98-100). | ||
19. Повторение п.17 (фото 101-103). | |||
20. С отходом пр. ногой назад в лев. сантин-дати маэ-маваси-укэ, начиная с пр. руки (фото 104-107). | |||
Сразу же с отходом лев. ногой назад в пр. сантин-дати маэ-маваси-укэ, начиная с лев. руки (фото 108-111). |
С отшагом пр. ногой к лев. ноге переход в мусуби-дати (медитация) и далее, как обычно, в фудо-дати.
Тэнсё
Тэнсё – комплекс по существу идентичный Сантин-но-ката (стойка, перемещения, дыхание). Однако он усложнен новыми техническими элементами – блоками и ударами в позиции сюто, сётэй и кокэн, которые выполняются и с силовым дыханием Ибуки и в скоростном режиме. Важнейшими элементами (которые выполняют быстро на вдох) являются круговые покрытия тэнсё. Это и определяет название ката.
1. Шаг в пр. сантин-дати с медленным (без Ибуки) моротэ-ути-укэ (фото 112). | 2. Из пр. сантин-дати с медленным отводом лев. кулака под грудь (фото 113) | на вдох (двумя порциями) умеренно быстрое выполнение пр. рукой вначале внешнего покрытия тэнсё с отводом руки под грудь (фото 114-116), | |
затем внутреннего покрытия тэнсё с отводом руки под грудь (фото 117-119). | |||
На Ибуки пр. сётэй дзёдан-ути (фото 120). | 3. Быстрый пр. сюто-хидзо-ути – по кругу (фото 121-122 с отводом (на вдох) руки под грудь (фото 123). | ||
На Ибуки пр. сётэй-гэдан-укэ (фото 124). | 4. На вдох замедленный пр. кокэн-дзёдан-укэ (фото 125). На Ибуки пр. тюдан сюто-утикоми (фото 126). | 5. На вдох замедленный пр. кокэн-хидзо-ути (фото 127). | |
На Ибуки пр. сётэй тюдан-ути (фото 128). | 6. Шаг в лев, сантин-дати с моротэ-ути-укэ на Ибуки (фото 129). | ||
7-10. Из лев. сантин-дати зеркально-симметричное выполнение пп. 2-5 (фото 130-145). | |||
11. Шаг в пр. сантин-дати с моротэ-ути-укэ на Ибуки (фото 146). | |||
12-15. Из пр. сантин-дати (без отвода кулаков под грудь) одновременно выполнение серий пр. рукой (см. пп.2-5) и лев. рукой (см. пп.7-10): (фото 147-161). | |||
16. Из предшествующего положения быстрым моротэ сюто-ганмэн-ути (ладони кверху) с медленным натягом (на вдох) рук под грудь (фото 162-163)[3]. | |||
На Ибуки моротэ-тюдан-нукитэ (фото 164). | 17. Повторение п.16 (фото 165-167). | ||
18. Повторение п.16 (фото 168-170). | |||
19. С отходом пр. ногой назад в лев. сантин-дати маэ-маваси-укэ, начиная с пр. руки (фото 171-174). | |||
20. С отходом лев. ногой назад в пр. сантин-дати маэ-маваси-укэ, начиная с лев. руки (фото 175-178). |
С отшагом пр. ногой к лев. ноге переход в мусуби-дати (медитация) и далее, как обычно, в фудо-дати.
[1] Значение ката в тренировочном процессе и подготовке мастеров, а также система ката Кёкусинкай достаточно полно охарактеризованы в выпуске 8-9 настоящей серии.
[2] Они описаны и проиллюстрированы в выпуске 8-9.
[3] После удара по шее имитируется захват снаружи за воротник: 5,4 и 3 пальцы сжимаются, 2 и 1 остаются выпрямленными. В этом положении руки и отводятся под грудь.